38 561
30 марта 2019 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Екатерина Блашко

Накосячили все, а сознался только один: разбор курьезного случая на запутанном перекрестке

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Екатерина Блашко

Читатель Onliner с ником Kot Matroskin© — красавчик. Нет, он, конечно, накосячил на перекрестке, проглядел знак, поехал, куда не следовало. Но сам рассказал и показал, как все случилось — чтобы другие не повторили его ошибку. А перекресток-то оказался очень даже непростым: судя и по самой ситуации, и по комментариям наших читателей, далеко не все понимают, как там правильно ехать, кого пропускать и на что обращать внимание. Юрий Краснов — эксперт как раз по таким вопросам. Сейчас он все популярно объяснит.

Разбор дорожной обстановки:

Запутанный перекресток

Сразу изучаем локацию. В оживленный проспект Пушкина с одной стороны вливается улица Матусевича: широкая, с интенсивным движением — все как вы любите. А по другую сторону от проспекта расположен проезд — такой узкий, что там с трудом разъедутся два автомобиля. По этому проезду на перекресток и выруливал Kot Matroskin©. Он так обрадовался тому, что горит зеленый сигнал светофора, что забыл посмотреть на предписывающий знак. А тот четко определяет: с 7:00 до 20:00 движение разрешено только направо.

— В Минске достаточно много перекрестков, где с одной стороны примыкает нормальная, с точки зрения восприятия, широкая дорога, а с другой — узкий выезд с дворовой территории, — отмечает ведущий рубрики и схематично набрасывает план перекрестка на доске. — И вот представьте: водители едут по широкой улице Матусевича, поворачивают налево на широкий проспект Пушкина. А тут какой-то маленький незаметный выезд с прилегающей территории. Визуально эти водители никак не могут подумать, что они, поворачивая, обязаны уступить дорогу водителю, который выезжает с этой узенькой дороги. Но они обязаны.

Краснов-то все помнит наизусть, а мы для верности откроем Правила дорожного движения.

П. 103: «При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо».

— Кстати, по поводу сигнала светофора. Некоторые люди путают основной сигнал и включенную дополнительную секцию. Основные сигналы, напоминаю, расположены друг над другом. Если на основном сигнале нанесена стрелка (допустим, направо или налево), то это все равно основной сигнал светофора, — подчеркивает эксперт. — Поворачивая направо при разрешающем основном сигнале, вы никому не должны уступать дорогу, кроме пешеходов. А вот если вы в такой же ситуации едете налево, то действует как раз п. 103 ПДД и встречным автомобилям (тем, которые едут прямо или направо) дорогу нужно уступить.

Нет ничего хорошего в том, что наш читатель нарушил требования предписывающего знака. Но его ошибка не отменяла остальных требований правил: поворачивающие были обязаны его пропустить.

По широкой

Вот тот самый перекресток. Он действительно выглядит совсем по-разному для тех, кто едет по улице Матусевича, и для тех, кто выезжает с прилегающей территории, как это делал наш читатель.

Подъезжаем по улице Матусевича. Здесь четыре полосы: из крайней правой движение разрешено только направо, из трех остальных — налево (из второго ряда справа также можно ехать по прямой).

— Вот мы поворачиваем: плотный поток из трех полос. А вот тот проезд, о котором мы говорили. Там, кстати, установлен знак «Движение запрещено». И водители, которые, как и мы сейчас, поворачивают налево, в замешательстве. Им визуально трудно определить, что нужно кому-то уступать, им кажется, что они находятся на обычном Т-образном перекрестке. Но следует смотреть не на ширину дороги, а на машину, которая едет навстречу, — отмечает Юрий Краснов.

В комментариях были разные предположения. Кто-то считал, что водители поворачивают с улицы Матусевича на проспект Пушкина по сигналу дополнительной секции. Это не так. Поворот осуществляется на основной зеленый сигнал.

— При повороте налево в этой ситуации мы обязаны уступать дорогу встречным автомобилям, которые едут прямо или поворачивают направо. Мы же не знаем, разрешено им движение или нет, в правилах такая оговорка отсутствует. Мы поворачиваем, он едет, мы должны уступить дорогу, — добавляет эксперт.

Применительно к ситуации, в которую попал наш читатель, — водители, поворачивавшие налево, не должны были ему сигналить и что-либо кричать. Им следовало без лишних вопросов пропустить этот автомобиль.

— И правы те, кто говорит, что когда едешь налево и видишь зеленый сигнал светофора, то должна быть выработана привычка смотреть на встречные машины, которые едут по прямой или направо. Четкий, правильный алгоритм, — соглашается ведущий «Разборов...».

Аналогичная ситуация, кстати, возникает при повороте в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с основным желтым или красным сигналом светофора, — нужно уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений (п. 104 ПДД).

По узкой

А теперь свернем в сторону и поставим себя на место водителя, который выезжает с прилегающей территории на проспект Пушкина. Кстати, этот проезд достаточно протяженный, к нему примыкают выезды из дворов целого микрорайона, а ближе к проспекту находится парковка расположенных рядом магазинов. Так что автомобилей здесь тоже предостаточно.

Выезд на проспект Пушкина регулируется светофором. На нем нет дополнительных секций, только основные сигналы. Но есть предписывающий знак «Движение направо» (который, вообще-то, не предоставляет водителю выбора), а также табличка со временем действия этого знака: с 7:00 до 20:00.

Нет сомнений, что Kot Matroskin© — не единственный, кто случайно либо осознанно проигнорировал знак, ориентируясь только на сигнал светофора. Пока мы находились на этом перекрестке, мимо прошмыгнула дама на белоснежном Volkswagen Polo. Прошмыгнула и, ускоряясь, умчала даже не прямо, а налево, на проспект Пушкина, куда ей также было запрещено поворачивать в соответствии с требованиями того самого знака.

— Периодически здесь появляются те, кто пытается ехать прямо или налево, хоть это и запрещено, — отмечает эксперт. — Как избежать таких нарушений? Возможно, имело бы смысл вообще запретить движение прямо или налево. Установить светофор с дополнительной секцией, на котором всегда бы горел основной красный и дополнительная стрелка направо. 

Тогда водители, выезжающие на проспект Пушкина на дополнительную стрелку в сочетании с основным красным сигналом, обязаны были бы уступать дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

— Люди бы понимали, куда им разрешено двигаться. Потому что перекресток загруженный, здесь перемещается уйма народа. Поток в три полосы поворачивает с улицы Матусевича, и вдруг сквозь него пытается проехать машинка, которой нужно прямо. Полная неожиданность, которая может привести к аварии, — говорит Краснов.

А как по правилам попасть отсюда на улицу Матусевича? Повернуть направо и проехать до ближайшего места для разворота на проспекте Пушкина — оно недалеко. А уж затем, вернувшись к улице Матусевича, еще раз повернуть направо. Это занимает чуть больше времени, чем рывок напрямик, зато не противоречит правилам и, безусловно, является куда более безопасным вариантом.

А кто был бы виноват в ДТП?

Этот вопрос также звучал в комментариях.

Что мы имеем чисто гипотетически? Один водитель нарушает требования предписывающего знака и едет через перекресток по прямой. Другой водитель видит встречную машину, но, нарушая п. 103 ПДД, при повороте налево не уступает ей дорогу.

— Судя по нашей правоприменительной практике, есть большая вероятность того, что в ДТП был бы виноват поворачивающий налево, — делает предположение ведущий «Разборов...». — У него требование двигаться по сигналу светофора налево, уступая встречным, а о том, что встречный что-то нарушает, он знать не может — он обязан уступать. Получается, того, кто едет прямо, есть основания оштрафовать за нарушение требования предписывающего знака, а того, кто едет налево, — за то, что не уступил дорогу встречному автомобилю.

Еще одна проблема

Попутно, находясь на этом перекрестке, Краснов указывает и на еще одну особенность поведения водителей.

— Обратите внимание: те, кто поворачивает с широкой улицы Матусевича, на этот маленький проезд даже не смотрят. А ведь по правилам они должны уступать транспортным средствам, поворачивающим и направо тоже. Здесь широкая проезжая часть и всем хватает полос, чтобы благополучно разъехаться. Но ведь выезжающая из проезда машина может вырулить сразу во второй ряд. К примеру, габариты не позволили завернуть в правую полосу — и что тогда? Большой риск, что на нее вовремя не обратят внимания, — отмечает эксперт.

Есть такое дело. К слову, совсем рядом находится остановка общественного транспорта, и правая полоса может быть занята автобусами, троллейбусами, маршрутками. Кто-то может с ходу оказаться во втором ряду, в то время как остальные явно не привыкли здесь никому уступать. Снова этот фактор широкой дороги.

— В итоге возникает несколько парадоксальная ситуация. Гораздо осторожнее ведут себя те, кто поворачивает с прилегающей территории направо. Они понимают, что их вообще никто не замечает, поэтому действуют куда аккуратнее. При том что это им должны уступать, — говорит Краснов и сам аккуратно поворачивает направо.

Напоследок

В заключение ведущий рубрики вновь призывает к осторожности за рулем.

— Что мы увидели в ролике нашего читателя? Он нарушил правила, поехал прямо. Другие, поворачивая налево, не уступали ему дорогу, хотя ПДД их к этому обязывают. Он не прав, и они не правы. Выходит, в данной ситуации накосячили вообще все, но сознался в этом только один! — делает вывод Юрий Краснов. — И обратите внимание на поведение водителей: вместо того чтобы аккуратно во всем разобраться и разъехаться, они начинают сигналить друг другу, возникает конфликт. «Да куда ты лезешь?» — «Я прав!» — «А я правее!» Так нельзя общаться за рулем. Нужно быть вежливыми, помогать друг другу на дороге. А еще ориентироваться не только на светофоры, но и на знаки — тогда все будет хорошо.

Читайте также:

«Разбор с Красновым» — разбираем самые интересные случаи на дороге

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by