Вечером город не собирался ложиться спать, облегченно выдыхая после рабочей недели. Где-то в стороне в очередной раз давал жару «Ленинград», светился огнями проспект Победителей, мерцал наравне со звездами флагшток на площади Государственного флага. В ясную ночь далеко видно. На Долгиновском тракте выставили знаки ограничения скорости, появились экипажи ГАИ. Так начинается комплексное мероприятие — минчане уже наверняка привыкли к таким за последнее время. Но кто-то все равно нарушает, хотя знает, что могут наказать. И боится, и садится за руль. Onliner побывал в ночном рейде — на этот раз отличились «бесправники».
За патрульным автомобилем загрустила Volvo, погасила фары. Пока инспектор оформлял бумаги, у дороги курила девушка: докуривала одну и доставала из пачки новую. Она о чем-то негромко говорила по телефону, нервно поглядывая по сторонам. Для девушки вечер складывался хуже некуда.
От сотрудника ГАИ узнаем, что ей чуть за 20. Рано получила права (лет в 18 или 19), но спустя два месяца их лишилась — за пьянку. Говорит, конечно, что показало остаточное, 0,34 промилле. Может и так, только разве ж от этого легче?
В текущем году, в феврале, попалась за рулем без прав. За это привлекают по ч. 1 ст. 18.19 Кодекса об административных правонарушениях — штраф от 5 до 20 базовых величин (от 127,5 до 510 рублей).
— А сейчас у нее что?
— Да все то же. Права управлять транспортными средствами она лишена — срок лишения еще не вышел. Села за руль — повторность, — поясняет инспектор.
Все серьезно. В 2018 году вступили в силу поправки в КоАП, в соответствии с которыми за повторное в течение года управление транспортным средством лицом, не имеющим на это права, по ч. 2 ст. 18.19 грозит штраф в размере от 20 до 50 базовых (от 510 до 1275 рублей) или административный арест. Решать будет суд, причем в понедельник. А пока девушку доставят в РУВД, ее автомобиль — на охраняемую стоянку.
— В чем же была такая необходимость садиться за руль, не рассказывала?— Говорит, ехала в солярий. Красота, как говорится, требует жертв.
Девушка докурила, теперь просто мерзнет на улице, смотрит на освещенный вечерними огнями город. От нее не добиться раскаяния.
— Да я просто уставшая сегодня, забыла, что пятница, — «фильтры» же всегда в конце недели. А я даже чат не посмотрела. В общем, как-то так.
Ей известна дальнейшая процедура, она хорошо знает размер штрафов — опытная.
— Да знаю я про эти штрафстоянки уже все — проходили. В сентябре истекает срок лишения — почти отмучилась. Ой, как я хочу поскорее забрать права! Так дорого без них ездить!
Это точно. Любое такси обошлось бы дешевле.
Еще один выявленный «бесправник» — таксист на Opel. Мужчина 1969 года рождения, права управления транспортными средствами лишен по решению суда на основании ст. 482 Гражданско-процессуального кодекса.
Проще говоря, водитель может иметь непогашенную задолженность, например, по кредиту — мы точно не знаем. И суд принимает решение: временно ограничить права должника на управление механическими транспортными средствами на срок, установленный до исполнения обязательств, но не более чем на пять лет (ч. 10 ст. 482 ГПК). Исключение делается только в случаях необходимости пользования этими правами в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения доходов.
Водитель не имеет права садиться за руль, хотя с точки зрения ПДД может быть абсолютно чист.
Ситуация неоднозначная. Если речь действительно о каком-либо долге, то работа таксистом — это возможность получить дополнительные деньги, чтобы эту задолженность погасить. Но вместе с тем существует закон, который необходимо соблюдать.
Упомянутая ч. 1 ст. 18.19 КоАП (а речь идет только о ней) не предусматривает устного предупреждения, только штраф: от 5 до 20 базовых. При этом машину доставят на охраняемую стоянку — водитель же не может продолжать ею управлять. Это дополнительные затраты.
Первоапрельская шутка многим не понравилась. Дорожный сбор, как ожидалось, должны были отвязать от техосмотра. Контролем тогда занималась бы Транспортная инспекция с помощью камер. Но этого не произошло — пока. Те, кто не проходил техосмотр, затаились в недоумении — как поступить?
Один водитель на днях вполне доходчиво изложил свою позицию:
— Вот смотри: дорожный сбор я оплачивать не хочу — принципиально. Слушай, я много лет за рулем, я много где побывал. И я могу сказать, что дороги в Беларуси уже хуже, чем даже у соседей. Все говорят — Россия. Но Россия огромная. Где-то в уголках — да, там совсем беда. Но основные магистрали, улицы в Москве, Питере — они в порядке, съезди посмотри. А видел их трассы, которые недавно строились и реконструировались, в том числе к чемпионату мира по футболу? Я недавно ехал по «Скандинавии» [федеральная трасса Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндией. — Прим. Onliner]. Это же автобан, все идеально! Дорога платная, но хотя бы понимаешь, за что платишь.
— А у нас что ни весна — то танковые тропы. Уже даже М1 в таком состоянии, что стыдно перед польскими дальнобойщиками. Как до такого довели? Ремонт — это одно слово. Эти латки, что они кладут по весне, потом смывает первым же дождем.
— За решение проблем я готов платить. Но у нас оплату берут, а проблемы только растут в геометрической прогрессии. И я хочу спросить: на что уходят мои деньги?
— Отвяжут эту пошлину от техосмотра — правильно сделают. Многие хотя бы техосмотр пройдут — это безопасность.
— А мне что, моя машина в порядке. Но если не отвяжут — сам все видишь. Штрафами людей не испугаешь. Сколько раз меня ГАИ остановит? Пару-тройку за год? Это не страшно. Да и штрафуют не всегда — инспекторы тоже с пониманием. Проблемы должны решаться — тогда и с людей спрашивайте.
Во время спецмероприятия на Долгиновском тракте по ч. 5 ст. 18.12 КоАП («Управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо которое не зарегистрировано в установленном порядке») было составлено 19 административных материалов. Предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 1 до 3 базовых (от 25,5 до 76,5 рубля).
Они дождались. Зима была долгой, но с потеплением любители двухколесного транспорта все чаще появляются на дорогах. Не обходится без происшествий, но будем считать это скорее досадным исключением, нежели правилом.
— На мотоцикле не холодно еще?
— На мотоцикле всегда жарко.
Тем вечером на Долгиновском выявили только четыре нарушения со стороны мотоциклистов. У троих — тот самый техосмотр (ч. 5 ст. 18.12 КоАП). Еще у одного — ч. 1 ст. 18.19. В ГАИ пояснили, что мужчина не имеет права управления транспортными средствами соответствующей категории. Он с этим был не согласен, разбирательство затягивалось.
Мотоциклист при этом вел себя вполне раскованно, позируя фотографу.
— Яны думаюць, што ў мяне няма правоў — адны абавязкі, — сказал он.
Когда инспектор проверял документы очередного водителя, рядом остановился Citroen. За рулем была женщина, на пассажирском сиденье — мужчина. Он нетерпеливо осмотрел всех присутствующих, затем обратился к сотруднику ГАИ.
— А нас когда проверят?— А вас никто не останавливал, вы можете ехать.
— Правда?
В Citroen сначала несколько смутились. Потом стали смеяться. Ситуация и правда забавная: возможно, водитель просто перестраховалась при виде такого количества милицейских машин либо неверно истолковала жест кого-нибудь из инспекторов.
Показательный инцидент был связан с перевозкой ребенка. Уже достаточно давно действует правило: перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств. Исключение касается только такси, а также случаев, когда рост ребенка превышает 150 см.
В машине ехала большая семья. За рулем, судя по всему, дедушка. Малыша — ему годика два — держали на руках пассажиры на заднем сиденье. Понятно, что он при этом был окружен теплом и заботой, понятно также, что в автомобиле не оказалось места для всех членов семьи и детского кресла. Но ведь речь идет о безопасности. Наверное, пассажиры могли бы ехать на такси, а в машине следовало установить детское кресло. Да и многие перевозчики сегодня готовы подать заказчикам автомобиль с устройством для перевозки детей — проблема решаема.
Всего тем вечером на Долгиновском тракте, с учетом уже указанных случаев, было выявлено 33 нарушения правил дорожного движения. Пятеро «бесправников», один из которых мотоциклист (ч. 1 ст. 18.19 КоАП). Одна водитель — мы писали о ней — попалась за такое нарушение повторно (ч. 2 ст. 18.19). У двоих автомобилистов не было страховки (ч. 1 ст. 18.20). Еще пятеро водителей были привлечены к ответственности за нарушения правил перевозки пассажиров или грузов (ч. 5 ст. 18.14).
Читайте также:
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by