Бесит. Почему на перекрестках образуются заторы
562
11 мая 2019 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков
Бесит. Почему на перекрестках образуются заторы

«А вот мы сейчас выедем в город и посмотрим, как водители нарушают правила дорожного движения», — начинает сегодняшний выпуск Юрий Краснов, эксперт в вопросах дорожной безопасности. Повод для разбора серьезный: заторы на перекрестках. Это нарушение, которое бесит. Одни выезжают на пересечение дорог, проехать его не успевают и останавливаются, блокируя проезд для всех остальных. Пробка растет, люди нервничают. А ведь все не так просто, как кажется со стороны, и на месте нарушителя может нечаянно оказаться любой автомобилист. Есть ли шанс не допустить ошибку?

Разбор дорожной обстановки:



Что по ПДД?

В Правилах дорожного движения, как всегда, все четко и однозначно. Открываем пункт 101, читаем: «Запрещается выезжать на перекресток, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться». Перекресток (на всякий случай) — это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог.

— Как этот пункт ПДД понимают водители? Если за перекрестком образовался затор, нужно остановиться заранее, чтобы не выехать на пересечение дорог, — ведущий «Разбора...» схематично обозначает описываемую ситуацию. — Но бывает по-разному.

— Не всегда удается вовремя определить, когда окажешься в заторе. Едешь себе, едешь, и тут бац! Сам того не заметил, как остановился посреди перекрестка, хотя ничто не предвещало такого развития событий.

В Минске немало больших перекрестков с интенсивным движением. Учтем и пешеходные переходы, которые находятся перед этими перекрестками, — на них остановка также не допускается (п. 118 ПДД). Соответственно, чтобы не оказаться нарушителем, автомобилист при малейшем риске возникновения затора должен остановиться задолго до перекрестка. Всегда ли с такого расстояния реально определить, что проехать пересечение дорог сразу не удастся?

— Выходит, некоторые водители случайно попадают в такие ситуации. В плотном потоке вообще бывает трудно разобрать, что там дальше, за перекрестком. Вроде бы все движутся, явной проблемы нет. А дорога — она как живой организм. И за какие-то мгновения ситуация меняется кардинально, — отмечает Краснов.

Реальные условия

Отправляемся в город, чтобы своими глазами увидеть обстановку на наиболее загруженных перекрестках столицы. Удастся ли самим не попасть впросак? На площади Богушевича еще недавно в пиковые часы постоянно возникали проблемы.

— Наши читатели неоднократно становились очевидцами заторов и даже аварий на этом перекрестке до того, как здесь изменили схему дорожного движения. Плотный поток поворачивал с улицы Клары Цеткин (со стороны вокзала) на проспект Дзержинского, упирался там в пробку. В результате водители, которые не успевали освободить перекресток, полностью блокировали движение, — вспоминает ведущий рубрики.



Ничуть не лучше практически каждый час пик обстоят дела на проспекте Независимости в центре города. На перекрестках с улицами Свердлова, Комсомольской, Ленина то и дело образуются заторы. Кто-то не успел проехать, тут же напирает поток с другого направления — в результате стоят все.

— За рулем необходимо предугадывать ситуацию. Если понимаешь, что дорога была свободна, а затем поток впереди стал уплотняться, притормаживать, то в голове должен срабатывать тумблер: возможны проблемы.

— Подъезжая к перекрестку, даже если горит зеленый сигнал светофора, необходимо прикинуть: успею ли я проехать, будет ли там место для моей машины, или есть риск застрять, — советует эксперт.

Другие не помогут

Впрочем, зачастую даже у самого внимательного и предусмотрительного водителя все складывается не так гладко.

— Сто раз наблюдал такую ситуацию: осторожно подъезжаем к перекрестку, прикидывая, сможем ли его проехать, как бы оставляя впереди место для себя. В этот момент сбоку опережают другие водители (не такие предусмотрительные), которые в последний момент перестраиваются на перекрестке и занимают наше место. А мы тем временем остаемся в дураках, останавливаемся где придется, — комментирует ведущий «Разбора...».

Перестроение на перекрестке (кроме кругового) запрещено, это серьезное нарушение (п. 60 ПДД). Между тем многие автомобилисты этим пунктом пренебрегают, чем ставят остальных в неловкое и даже опасное положение.

— В итоге водитель, который все знает и все соблюдает, видит, что его дисциплинированность ему только мешает, что никто так, как он, не придерживается требований ПДД. В нем начинается внутренняя борьба, и рано или поздно человек приходит к выводу: зачем мне соблюдать правила, если все остальные этого не делают? — подмечает Краснов.

Гнев со стороны

Со стороны водители в точно таком же транспортном потоке этих внутренних противоречий не замечают. Они видят, что им перегородили дорогу, и думают про себя: «Было же очевидно, что не успеешь проехать перекресток! Зачем тогда соваться?»

— Необходимо понимать, что во многих случаях автомобилисты, застрявшие на перекрестке, оказались в сложной ситуации неумышленно и сами от этого страдают. Они просто не сумели вовремя прочитать или предугадать дорожную обстановку, — говорит ведущий рубрики. — Хотя нельзя исключать, что какой-то процент водителей сознательно нарушает правила, пытаясь во что бы то ни стало всунуться, проскочить.

— Они думают: «Я только чуть-чуть проеду, вот же, почти вместился. Ну и что, что перегородил перекресток или пешеходный переход. Зато почти успел проехать».

По каким-то неведомым законам вселенной именно во время этих рассуждений Краснов, управляющий автомобилем, сам оказывается в ситуации, о которой говорил. Мы никуда не спешили и уж точно не собирались проверять на себе, каково это — быть мальчишами-плохишами. Вот только на улице Веры Хоружей водитель Audi, двигавшийся впереди, внезапно вспомнил, что ему нужно повернуть налево, во дворы. Пересечение с такими въездами — это тоже перекресток, не забыли? В результате автомобилист неожиданно затормозил, а нам уже поздно было менять полосу, пришлось тоже останавливаться.

— Вот вам и неожиданность, предугадать все возможные сценарии на дороге бывает проблематично, — констатирует эксперт.

Чем это грозит

Ситуации, о которых мы говорим, характерны в пиковые часы для определенных перекрестков в городе. Интенсивность движения высокая, риски возрастают. Если водитель хорошо знает особенности маршрута, по которому ездит, ему легче предугадать возможное развитие событий. В свою очередь поспешность может привести к серьезным последствиям.

— Дело в том, что нарушение пункта 101 ПДД не только сильно усугубляет заторовую ситуацию в городе, но и нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Схема типичная: машины с одного направления не могут проехать перекресток и останавливаются. В этот момент меняются сигналы светофоров, зеленый загорается для другого направления. Если там кто-то стартует слишком резво либо двигается на скорости по свободной полосе, он может не среагировать на автомобиль, который пытается освободить перекресток и завершить свой маневр. Об этой ситуации нужно знать всем: пробираясь через перекресток, будьте трижды аккуратны — сбоку может прилететь машина, — предупреждает Краснов.



Нарушают буквально все

А иногда все совсем просто: небольшой перекресток, никаких перегрузок в час пик, а все равно нарушают, причем практически поголовно. Некоторое время мы наблюдали за пересечением улиц Якуба Коласа и Богдана Хмельницкого. Ситуация там осложняется тем, что на небольшом расстоянии друг от друга расположены два регулируемых перекрестка: один с улицей Хмельницкого, другой с улицей Сурганова. Когда на первом перекрестке загорается зеленый свет, на другом движение еще запрещено. И автомобили скапливаются в двух полосах движения, в конце концов полностью занимая и перекресток Коласа — Хмельницкого, и пешеходный переход возле него.

— Смотрите, водители проезжают первый светофор без тени сомнения. Им же горит зеленый свет, значит, можно ехать — такая логика, — отмечает эксперт. — Одни проскочили, а вот водителям Peugeot и Citroen уже не следовало выезжать — они будут стоять на перекрестке. И Audi с российскими номерами зря сунулась, и Nissan Pathfinder — все они поторопились.

Водители предпочитают нарушить, но не отстоять еще один цикл на светофоре. В результате только когда на перекрестке с улицей Сурганова загорается зеленый сигнал, этот участок дороги освобождается от автомобилей и с улицы Хмельницкого могут наконец выехать машины, а пешеходы могут спокойно перейти дорогу. Затем все повторяется.

В какой-то момент мы увидели, как один из водителей не стал выезжать на перекресток и остановился где полагается. Его тут же объехали другие, заняв место впереди. Перестроение на перекрестке — точно такое же массовое нарушение.

— У человека в голове сейчас логичный вопрос: почему же он один соблюдает правила, а все остальные едут как хотят, без зазрения совести?

Радикальное решение проблемы

Добиться от водителей выполнения пункта ПДД, запрещающего выезжать на перекресток при образовании затора, пытаются везде, в том числе в России. На некоторых перекрестках в Москве и других крупных городах можно встретить необычную разметку, так называемую «вафельницу». Остановка на ней запрещена. Контроль осуществляется в автоматическом режиме: стоишь более 5 секунд — жди «письмо счастья» со штрафом. Эффективная мера.

Изображение: Drom.ru

— Это очень важно — понимание того, что контроль ведется, что в случае нарушения водитель будет наказан. Кроме как техническими средствами такого достичь невозможно: понадобилось бы два автобуса инспекторов, чтобы в час пик осуществлять контроль на перекрестке и штрафовать всех нарушителей, — отметил Краснов.

Он продолжил мысль о том, что все дорожные проблемы должны решаться целым комплексом мер:

— В процессе должны участвовать и те, кто проектирует дороги, и те, кто занимается организацией движения, кто осуществляет непосредственный контроль, и, конечно же, сами водители. Нужно различать тех, кто нарушает осознанно, и тех, кто случайно оказался в неприятной ситуации.

— Что-то можно «вылечить» контролем и неотвратимостью наказания, а для чего-то нужен более тонкий подход. Может быть, где-то ситуацию улучшит банальная смена режима работы светофоров.

Запомните, а лучше запишите

Завершая разговор, Юрий Краснов раздает полезные советы:

— Безусловно, мы рекомендуем водителям строго придерживаться правил дорожного движения. Запомните, запишите, приклейте на лоб формулировку 101-го пункта ПДД: нельзя выезжать, если образовался затор. С другой стороны, правила должны соблюдать все водители. Какой толк, если перед перекрестком останавливается одна машина из двадцати или даже сорока? Ее просто объедут. Такой водитель в итоге будет чувствовать себя по-дурацки и в конце концов начнет ездить как все. А на перекрестках так и будут образовываться заторы. Поэтому давайте помогать друг другу, давайте ездить по правилам и не создавать лишних проблем.

«Разбор с Красновым» — разбираем самые интересные случаи на дороге

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by