400
15 июня 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Кто дал карт-бланш на подобные действия? Почему ты так едешь?» Разбор роликов с агрессивным вождением

Есть несколько вечных автотем, помимо подорожания топлива, конечно. Агрессивное вождение — один из поводов пожаловаться коллеге-автомобилисту на... (далее следует непереводимая игра слов) из соседнего ряда. Это как с погодой — всегда есть что обсудить. За последнее время подобных видеороликов прибыло: «учитель» в центре города, выезд на встречку, а тут еще ведущий рубрики на днях нарвался на торопливого водителя в минском микрорайоне Малиновка.

«Сколько энергии тратится, чтобы предать факт огласке!»

Наверное, каждый более-менее опытный водитель хоть раз да сталкивался напрямую с дорожной агрессией, ну или становился свидетелем неприятной картины.

— В особенности многих раздражает, когда кто-то в последний момент пытается вклиниться в полосу, потому что впереди поворот налево или сужение проезжей части, — говорит Виталий Жуковский, который сегодня выступает ведущим «Разборов...». — Может, человек просто не в курсе особенностей организации дорожного движения. Но как раз иногородние водители ведут себя аккуратно. А расчет обычных торопыг — на наглость и испуг тех, перед кем они пытаются занять место. В результате стоишь в очереди из-за таких хитрецов.

Виталий Жуковский

Большинство сообщений в соответствующих ветках форума Onliner так или иначе посвящены вроде бы не опасным действиям (многие наверняка напишут «а тебе помешали?»), но, безусловно, агрессивным. В данном случае важна не сама вероятность совершения ДТП, а посыл: мол, я осознанно отвергаю нормы и делаю это с удовольствием.

— Даже по стилистике сообщений, которые оставляют авторы роликов, можно понять, насколько сильно они возмущены, — замечает ведущий рубрики. — А представьте, сколько энергии и сил тратят автомобилисты, чтобы предать огласке факт неподобающего дорожного поведения: находят нужный фрагмент видеозаписи, заливают на YouTube, описывают обстоятельства. Это происходит изо дня в день!

Не так давно участник форума Macarius удивлялся действиям водителя Volvo на ул. Никифорова в Минске. Автор видео отмечал, что сделано оно 1 июня, в День защиты детей (в ролике можно увидеть напоминание о приближении к школе, на асфальт нанесена соответствующая надпись).

— Мне эта улица хорошо знакома, я раньше тут жил, — просматривает видеозапись Виталий Жуковский. — Ограничение скорости, светофоры, «спящие полицейские». Сильно не разгонишься, и это может быть опасно, поскольку рядом расположены несколько учебных заведений — школы, детский сад.

«Неудивительно, что выезд на встречную полосу воспринят автором ролика как недоразумение и необоснованный риск. Кто дал карт-бланш на подобные действия? Почему ты так едешь? За какие такие заслуги? Кажется, цель одна — быть первым на светофоре. Но зачем?»

Предавая такие факты огласке, другие водители словно получают компенсацию за дискомфорт на дороге. Это также следует трактовать как попытку привлечь внимание к проблеме.

— Автомобилисты явно испытывают когнитивный диссонанс, — продолжает ведущий «Разборов...». — Вроде бы есть правила и нормы, а кто-то игнорирует их, причем делает это с вызовом, что порождает ответную реакцию. Люди пытаются восстановить «справедливость», демонстрируя, мол, «я вообще-то тоже могу быстро ехать и стремительно перестраиваться».

«Агрессивное вождение опасно тем, что оно становится триггером, провоцирует на рискованные действия в том числе окружающих. Ах, ты меня подрезал, ну я сейчас покажу... Находясь под влиянием эмоций, водители рискуют и подчас совершают серьезные ДТП. Причем виновниками аварий становятся те, кто был спровоцирован реальным агрессором»

Нарушение и наказание от дорожной полиции

Этот феномен хорошо изучен на Западе. Решением в некоторых странах стало патрулирование в скрытом режиме. Из обычного с виду автомобиля ведется наблюдение с помощью фото- и видеофиксации. Как только дорожные полицейские замечают агрессора (приметами могут быть лихорадочные и быстрые перестроения, опережения, резкие разгон и торможение и т. д.), то включаются спецсигналы и водителя ждет разбирательство.

— Когда в поле зрения находится экипаж ГАИ или просто милицейская машина, то окружающие автомобилисты ведут себя спокойно и даже стараются не пользоваться телефонами, — иронизирует Виталий Жуковский. — В другой ситуации все меняется. Поэтому патрулирование в скрытом режиме чрезвычайно важно. А зафиксированные факты должны предаваться огласке. Так сказать, нарушение и наказание.

Что примечательно, агрессивные водители зачастую очень круто умеют разгоняться и ехать по прямой. Но как только возникает препятствие или приходится маневрировать, то это сразу становится для них большой проблемой.

Вот свежий видеопруф, который разместил пользователь Kiri11. На пр. Независимости в Минске автору ролика навстречу выехал водитель Ford, что чуть не привело к ДТП (орфография и пунктуация сохранены): «Герой подрезает Нонду, решает не тормозить перед перестроившейся перед ним Реношкой и наверно обогнать ее по встречке? Я видел, что справа пусто и успел отшатнуться, по ощущению шел он мне прямо в крыло (регик на записи отдаляет, реально там было все ближе). Интересно, на меня герой даже не глянул, будто меня не было».

— Еще одна интересная черта, присущая «повелителям дорог», — они обидчивы как малые дети, — замечает ведущий рубрики. — Стоит подать звуковой сигнал или моргнуть дальним светом фар в ответ на чьи-то неправильные действия, как агрессор вдруг перестает спешить. У него образуется масса свободного времени, и он прибегает к «учительствованию»: подрезанию, торможению.

Примерно так случилось на ул. Немиге, где автор видео столкнулся с гневом водителя «каблучка», который явно мешал движению. В ГАИ пообещали принять меры.

— Любой может попасть в подобную ситуацию. Даже тот, кто учит безопасному вождению и, кажется, повидал всякое, — вздыхает Виталий Жуковский. — Со мной приключилась похожая история, на этот раз на перекрестке улиц Рафиева и Белецкого. Я поворачивал налево. Стал пропускать пешеходов и встречную Mazda. Возможно, именно это не понравилось водителю Honda, который двигался сзади. Без особой причины он выехал на встречную полосу и в итоге на светофоре оказался чуть впереди.

«Когда подобное происходит рядом с тобой, это сильно задевает и возмущает»

«Перехвата» нет. Куда писать?

Предавая информацию огласке (читай: размещая видео инцидента), пользователи рассчитывают, что агрессор будет наказан. Однако механизм привлечения к ответственности забюрократизирован.

В свое время компромиссом стал проект «Перехват», который просуществовал несколько лет, а сейчас почил.

— Быстрые и доступные способы перестали работать. Куда идти? Что делать? — рассуждает Виталий Жуковский. — Однажды я попытался написать заявление в одну из районных ГАИ. Принес ноутбук, флешку с записью. Меня отправили восвояси, попросив выслать бумагу заказным письмом и приложив CD-диск. Но это прошлый век!

«Тем не менее я не остановился. Отправил электронное обращение на сайт ГАИ. Вскоре со мной связались. А после водителя нашли. Мне по телефону сообщили о принятых мерах. Этого достаточно! Однако далеко не все пойдут до конца, и это тоже имеет значение»

Ведущий рубрики предлагает в принципе избегать конфликтных ситуаций, отслеживать ситуацию вокруг и обращать внимание на тех, кто прибегает к агрессивному вождению: «Заранее готовьтесь к резким действиям. При этом постарайтесь эмоционально не вовлекаться. Попробуйте сделать глубокий вдох... Хм, легко сказать, конечно. В реальности, когда злишься, адреналин повышается, сделать это очень сложно. Тогда вспоминайте о прагматичной цели — вам же важнее доехать до условной точки Б и сделать это безопасно, а не доказать неправоту обидчика».


— Работайте над контролем эмоций, помните про мотивацию (доехать до точки Б без приключений и негатива), при этом не расслабляйтесь и всегда ждите подвоха от торопыг, — заключает Виталий Жуковский. — А агрессоры свое «письмо счастья» получат. Уж поверьте...

основная камера: 1/2.7" 2 Мп 140°, видео 1920x1080 H.264, GPS, G-сенсор, экран 5" 1280 x 720
основная камера:, видео 1920x1080, GPS, G-сенсор, экран 2"
основная камера: 1/3" 170°, видео 2304x1296 H.264, G-сенсор, экран 3"

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by