Дефицит вербального общения автомобилисты компенсируют уже привычными способами: морганием «аварийкой», светом фар или гудком клаксона. Однако ученые из БНТУ считают, что этого недостаточно. «На дорогах постоянно возникают ситуации неопределенности, которые могут привести и приводят к негативным последствиям», — отмечает Валерий Старжинский, который разработал и пытается внедрить устройство под условным названием «автокоммуникатор». Говорим о преимуществах и недостатках девайса.
Предлагаемое устройство, по словам разработчиков, довольно простое: на приборной панели автомобиля планируется установить нечто вроде клавиатуры, каждая клавиша которой будет соответствовать определенному символу. Например, «Ищу парковку», «Затор», «Пешеход» и так далее.
Вторая часть девайса — экран, на который будет выводиться сообщение (точнее, один из символов). Его планируется установить под задним стеклом. Связь с двумя частями устройства будет осуществляться беспроводным способом.
Водитель, нажимая на клавишу, дает понять движущимся сзади, почему замедлился или остановился. По мнению ученых, это позволит снизить напряжение, повысит уровень безопасности и информированности автомобилистов.
— Каждый день езжу по ул. В. Хоружей возле Комаровского рынка и как-то стал невольным участником довольно опасной ситуации, — рассказывает автор разработки, профессор, преподаватель БНТУ Валерий Старжинский. — Бабушка переходила дорогу в неположенном месте. Не сбивать же старушку! Приостановился, чтобы пропустить ее. В это время по правому свободному ряду мчался водитель. Понимая, что сейчас произойдет трагедия, я высунул нос автомобиля в эту полосу и таким образом перегородил дорогу. Резкое торможение, визг покрышек... Водитель выскочил с битой в руках, но, увидев старушку, поостыл. Я спросил: «Что будете теперь делать? Кого бить?»
«А позже, поразмыслив, подумал: почему бы не сделать табло, которое предупреждало бы водителей об опасности или намерениях»
Одна из главных задач, которые ставили перед собой разработчики, — снижение неопределенности ситуации. Они считают, что универсальных приемов (включение «аварийки», гудок клаксона, моргание светом фар) сейчас уже недостаточно.
— За рулем машин оказалось огромное число людей, внушительная часть которых с управлением на «вы», поэтому невербальные способы общения для них могут быть неочевидны, — считают разработчики. — Так, на «аварийку» как сигнал о неисправности или ДТП уже перестали реагировать. Она воспринимается как отмазка.
Ученые проводят сравнение с поведением пассажиров в общественном транспорте, где никто людей не расталкивает, пытаясь выйти, а сперва обращается с вопросом. «Поток автомобилей следует воспринимать как часть общества. Вот только привычной коммуникации у нее нет, поэтому мы хотим компенсировать этот недостаток», — подчеркивают наши собеседники.
Магистр технических наук Дмитрий Кравченко, участвовавший в разработке идеи, предлагает начать внедрение устройства с автошкол, на машинах которых установлен знак «У»: «Это тоже элемент системы информирования и коммуникации».
— Почему вы считаете, что штатных сигналов для этого недостаточно? — спрашиваем.
— Автомобилю более 100 лет, но способы взаимодействия принципиально не менялись, — напоминает Валерий Старжинский. — Раньше перед машиной бежал человек и звонил в колокольчик. Затем установили клаксон и световые приборы. Прошло больше века, а мы по-прежнему общаемся с помощью лампочек. Почему бы не конкретизировать информацию посредством табло? Психологи, с которыми мы консультировались, считают целесообразным использовать символы, знаки, которые более емкие, понятные и четко выраженные.
Для этого ученые разработали более двадцати символов, а затем предложили высказаться экспертам. Те посоветовали снизить число знаков до семи-восьми.
— Знаково-символическая коммуникация позволит предупредить водителей о предстоящем маневре и убедиться в их адекватной реакции, — считают разработчики. — В международной практике подобные системы отсутствуют, хотя имеются отдельные ее элементы.
Ученые говорят, что восемь лет назад запатентовали изобретение.
Справедливости ради надо сказать, что лет десять назад в КНР было представлено похожее устройство. Правда, китайские разработчики предложили вариативность — пользователь может набрать любой текст и вывести его на экран, который также нужно установить под задним стеклом автомобиля.
— Мы предлагаем принципиально иной девайс, где символы четко обозначены и нет неразберихи, — заверяет Дмитрий Кравченко. — На наш взгляд, знаки должны быть унифицированными, а изучать их следует еще в автошколе.
Юрий Краснов, выслушав собеседников, заметил, что на данный момент использование таких устройств запрещено правилами.
«На стеклах и (или) в оконных проемах транспортного средства установлены не предусмотренные его конструкцией дополнительные предметы или нанесены покрытия, в том числе пленочные» (Приложение 4. Перечень неисправностей, Глава 7. Прочие элементы конструкции транспортного средства, пункт 37 ПДД).
Ученые об этом знают и намерены добиваться легализации девайса. Они считают, что это преодолимое препятствие.
Однако ведущий «Разборов...» продолжает допытываться:
— Получается, сигналы будут видеть только те водители, которые едут сзади. В то же время устройство не ориентировано на встречных автомобилистов. Хотя, например, при конфликте «разворот / поворот направо» это было бы уместно.
— Конечно, это не панацея, автокоммуникатор не решит проблему полностью, — признает Валерий Старжинский. — Но для большинства это будет важной подсказкой, конкретизацией ситуации, а значит, девайс жизнеспособен.
Затем разговор заходит об использовании автокоммуникатора. Предполагается, что в салоне машины придется устанавливать дополнительную панель. Но насколько это удобно — искать нужную клавишу во время движения?
— Иногда, управляя автомобилем, не получается даже отклонить входящий звонок, — говорит Юрий Краснов. — А тут панель минимум с семью кнопками, на которую надо отвлекаться. Это может негативно сказаться на безопасности.
«Потом, где гарантия, что задний водитель вообще заметит сигнал? По опыту я знаю, что новички могут не увидеть даже такой крупный объект, как машина. Делаешь замечание: почему не пропустил? А он переспрашивает: кого? Дело подчас не в коммуникации»
В то же время ведущий рубрики выступает в защиту традиционных приемов общения у автомобилистов:
— Расположение «аварийки» регламентированное и стандартное. Чтобы ее включить, отводить взгляд от дороги не надо. Вообще, мне кажется, что в дорожном движении нельзя идти по пути усложнения. Наоборот, информация должна быть емкой, универсальной и краткой. Один и тот же сигнал в зависимости от контекста может предупреждать или информировать о разных событиях или посланиях. Например, та же «аварийка» служит в качестве благодарности или извинения.
Не ясно также, что будет, если человек ошибочно или умышленно нажмет не ту кнопку. Что уж говорить, если некоторые автомобилисты даже противотуманки включают по случаю и без!
Одной из целей использования устройства декларируется снижение аварийности. Однако непонятно, количество каких именно происшествий планируется снизить таким образом. Разве дополнительный символ позволит понять, что впереди затор? Если человек не замечает горящих стоп-сигналов и не в состоянии отследить замедление передних автомобилей, то автокоммуникатор ему вряд ли поможет.
Ведущего рубрики также волнует вопрос, почему такое очевидное решение до сих пор не реализовано крупными автопроизводителями. У ученых следующее объяснение: «Чтобы создать универсальный инструмент, придется договариваться, а в условиях жесткой конкуренции это сделать сложно. Кроме того, наше изобретение запатентовано, и мы являемся обладателями прав».
Однако нам кажется, что не все так просто. Тем более что автопроизводители постепенно внедряют все больше технических решений, которые так или иначе решают проблемы при недостатке информации и вербальных средств общения.
Например, сзади на кузов грузовиков начали устанавливать экраны, на которые передается картинка с камеры, вмонтированной в переднюю часть фуры. Таким образом едущий следом водитель может узнать о ситуации и в зависимости от этого планировать маневр обгона или отказаться от него.
— Но проще же установить компактный девайс, чем 49-дюймовый экран, — резонно замечают разработчики.
— Тогда есть еще более простое решение. На дороге дальнобойщики включают левый поворотник, тем самым подсказывая водителям: пока нельзя. И правый, если можно выполнять обгон, — отмечает Юрий Краснов.
Если все же заглянуть в будущее, то окажется, что беспилотные автомобили смогут общаться между собой, узнавая маршрут, подстраиваясь под скорость друг друга и в зависимости от этого планировать маневры, выбор полосы и прочие параметры движения.
— Предложение по коммуникации связано с тем, что на дороге оказались люди, которые не в курсе универсальных приемов в дорожном движении, — считает ведущий «Разборов...». — Но все уже придумано! А вот к чему приведет усложнение, не совсем ясно.
— Дефицит коммуникационных приемов между автомобилистами порождает проблемы на дороге, — подводит итог Юрий Краснов. — Ученые предлагают дополнительные средства общения. Определенная логика в их рассуждениях есть. Однако, на мой взгляд, надо изучить подводные камни, выяснить, почему автопроизводители не внедрили подобное решение. Очень важно не перегрузить водителя, перед глазами которого многоголосье знаков, разметки, движущихся объектов.
«Мне кажется, нечто подобное может быть реализовано с помощью программного обеспечения. Вот только общаться автомобили будут без посредника в виде водителя»
Читайте также:
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by