Не все ТО золото. Репортаж с первых рейдов по проверке техосмотра

07 августа 2019 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

Не все ТО золото. Репортаж с первых рейдов по проверке техосмотра

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

Подобные рейды проводятся регулярно, и каждый из них сопровождается повышенным вниманием со стороны водителей. Очевидно, что людей, ездящих на автомобилях без отметки о ТО, немало, и каждая остановка сотрудниками ГАИ чревата для них штрафом. Тем не менее целенаправленный поиск нарушителей всегда связан с некой напряженностью. Старт декаде «Техосмотр» дан 7 августа. Сегодня же, в среду, патрульные машины выехали в рейды. Onliner присоединился к одному из экипажей, чтобы лучше понять позиции водителей, ГАИ и сотрудников «Белтехосмотра» по поводу одного и того же вопроса.

Из-за чего все это?

О ситуации с ТО четко дает представление официальная статистика. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года в первом квартале выдано на 2,8% меньше разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. По итогам первых семи месяцев — меньше на 8,3%. Не раз озвучивались и такие данные — минус 10% каждый год по отношению к предыдущему.

Естественно, тенденция началась с введения дорожного сбора, который многие считают противоречивым и в целом несправедливым — хотя бы из-за отсутствия прозрачности в распределении средств. Автомобилисты говорят проще: «Платить стали больше, а дороги лучше не стали».

Весной этого года депутаты обещали внедрить изменения в правила взимания дорожного сбора. Планировалось отвязать его от ТО и предусмотреть возможность уплаты по месяцам. Но чуда не произошло: было принято решение повременить с указом об изменении платежей — чтобы взвесить все плюсы и минусы. На самом деле было ясно, что задействованные структуры не готовы: например, контроль уплаты должен был осуществляться камерами в автоматическом режиме. Однако очевидно, что объединить данные всех камер — задача весьма нелегкая.

Проводить совместные рейды — задача более реализуемая. «Только за первый квартал уже проведено 283 таких мероприятия, было выявлено более 1400 нарушений», — отчитывались в «Белтехосмотре». Напомним, всего в стране 3 миллиона машин, а за три месяца 2019-го ТО прошел лишь один из тринадцати автовладельцев.

Форматы рейдов

Предыдущие, майские, рейды были ознаменованы новой формой работы. Ранее сотрудники ГАИ останавливали автомобили, а сотрудник «Белтехосмотра» проверял наличие или отсутствие ТО. В мае же опробовали новый метод: водитель-инспектор патрулирует улицы, а работник «Белтехосмотра» вбивает в базу номера проезжающих мимо машин. Если есть нестыковка, нарушителя останавливают. Известно, что проверять будут не только сертификаты — данные собираются сверять с базой, чтобы выявлять водителей с поддельными отметками. Лишний раз напомним, что за управление транспортным средством без разрешения на допуск его к участию в дорожном движении предусмотрено предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин. В случае повторного совершения в течение года такого же нарушения налагается штраф в размере от 2 до 5 базовых величин.

Первый выезд

Первые рейдовые мероприятия начались в среду в 9:30. Формат — смешанный. По заверению сотрудника ГАИ, таким он и будет в ближайшую декаду. За рулем патрульной машины инспектор Даниил, на переднем пассажирском сиденье — сотрудник «Белтехосмотра» Александр. На заднем сиденье милицейской Skodа разместились журналисты. Александр во время движения проверяет попадающиеся на глаза номера машин в потоке, прислушивается к советам Даниила.

Работник «Белтехосмотра» вбивает номера в базу своего предприятия, та выдает информацию, есть ли допуск. Если да — проверяют следующий номер. Если нет — водителя с помощью громкоговорителя просят остановиться и проверяют документы. На нарушителей составляют протоколы (как оказалось позже, не всегда). Таким образом, по мнению инспектора, можно избежать остановки слишком большого количества авто, а сконцентрироваться только на нарушителях. Смешанным мы называем формат потому, что и стандартная остановка жезлом (когда сотрудники находятся на одном месте) также практикуется.


Стартуем от городской ГАИ на проспект Дзержинского. Пассажирскую дверь открывает мужчина в сорочке и дает важное напутствие сотруднику «Белтехосмотра»: «Должно быть красной строкой. Нужно донести до всех, что обязанность проходить техосмотр закреплена в законе. Это не наша прихоть».

Тормозим у первого светофора на перекрестке с ул. Хмелевского. Прямо перед патрульной машиной ожидает зеленого сигнала Peugeot. Александр дважды проверяет номер по базе. Каждый раз высвечивается, что с этим номером должен ездить Honda Civic. Причем «японец» проходил ТО в последний раз в 2014 году. «Если не числится в базе, значит, ни разу не проходил ТО», — поясняет Александр. «В прошлом подобном рейде мы остановили бесправника-повторника, — вспоминает инспектор Даниил. — С корреспондентами распрощались, отстранили его от управления. Так что будьте готовы и к такому повороту». Peugeot по требованию тормозит у края проезжей части.

Оказывается, машину поставили на учет в конце июля — потому нет отображения информации в базе. У нового владельца есть 10 дней после перерегистрации на прохождение ТО. Журналисты обращают внимание на законодательный нюанс: в пункте 12 ПДД перечислены документы, которые водитель обязан иметь при себе и передавать для проверки, среди которых и сертификат о ТО. Кроме того, по закону автомобиль без допуска к участию в дорожном движении вообще не имеет права ездить по дорогам общего пользования. Если дотошно следовать букве закона, то до момента получения сертификата с отметкой машины не могут двигаться, их нужно привозить на станцию диагностики на эвакуаторе. Тем не менее никто это не соблюдает. Так и Peugeot продолжает движение, а Александр вбивает новые номера авто, увиденные в потоке.

Невозможно

По наблюдениям сотрудника ГАИ, владельцы старого премиума стараются проходить, даже владельцы новых авто чаще игнорируют процедуру. И это хорошая тема для обсуждения. Спрашиваем:

А зачем новому авто проходить ТО? Он ведь даже на линию не попадает. Становится на сверку VIN и получает отметку — вот и весь процесс.

Сейчас по закону ездить без ТО нельзя вообще, — говорит представитель «Белтехосмотра». — Если владельцы новых авто считают это проблемой, стоит обратиться с предложением внести изменение в законодательство с просьбой освободить от необходимости прохождения процедуры машины до двух лет. Пока же закон именно такой. Признайтесь, этот вопрос вряд ли поднимался бы, если бы не госпошлина.

На том же пр. Дзержинского в крайней левой полосе движется Volkswagen Vento. В средней — Fiat Punto. Александр в первую очередь проверил вторую машину. Будем останавливать? Нет, там девушка за рулем, лучше пробить Vento. У этого авто также отсутствует техосмотр. За рулем — молодой человек, работающий каскадером. Он рассказал свою историю.

ТО закончился в марте 2019-го. И за это время я попал в аварию — ударил колесом в бордюр, да так, что свернуло стойку. На колеса ее поставили, но до ума не довели. Короче, Vento не пройдет линию, завернут. Потому надо довести до ума, а потом уже проходить техосмотр. Вообще, это вторая машина в семье. Так сказать, рабочая лошадка. У основного автомобиля все в порядке — мне так проще, когда с документами все в норме. Так было и с Volkswagen до ДТП — раз 50 спокойно ездил за границу. Сейчас же путь в Литву временно закрыт для него. Пограничники стали чаще проверять сертификаты в последнее время — как белорусские, так и литовские. Много лет не спрашивали, а тут прямо зачастили. Но от поездок по своей стране на Vento я не могу отказаться: без этой машины не смогу кормить семью.

Каскадер получил штраф в 1 базовую.

Принцип

Пока инспекторы останавливают с помощью жезла другие машины, разговариваем с сотрудником «Белтехосмотра»:

Если во время этого рейда вы присутствуете в патрульной машине, значит только вы можете проверить номер через свою базу. Следовательно, эти данные еще не переданы ГАИ?

Действительно, база номеров с пройденным ТО есть только у нас. По моим сведениям, сейчас идет процесс по созданию единой базы, в которую войдут данные о правонарушениях, техосмотре и страховке. Это все, что я знаю, о датах не могу сказать.

Насколько меньше номеров в вашей базе по сравнению с прошлым годом?

По итогам первых семи месяцев — меньше на 8,3%. Это в целом по стране. Если говорить про Минск, то цифра составляет минус 11 процентов. Максимум — в Брестской области (минус 13,1%). Информация о снижении примерно на 10 процентов каждый год начиная с 2014-го верна. В стране немало зарегистрированных машин, которые вообще не выезжают. Если их исключить, выйдет, что только около 60 процентов автомобилистов регулярно проходят техосмотр.

Наш разговор прерывает инспектор — он остановил Mercedes GLS. Автомобилист сказал, что не взял с собой сертификат. Но в базе указано, что он вообще не прошел ТО. Кроме того, внимание привлекла тонировка задних стекол. Поначалу водитель Павел улыбается и просто диктует личные данные для заполнения протокола. Но после недолгого разговора становятся ясны его мотивы. Узнав о них, мы понимаем, что он далеко не одинок в своих суждениях.

Я считаю дорожный сбор обдираловкой. То, что сейчас происходит в среде водителей по отношению к техосмотру и госпошлине, — самая массовая акция неповиновения среди белорусских автомобилистов со времен «Стоп-бензина». Белорусы чуть начали зарабатывать денег, это заметили и выкатили госпошлину. Она абсолютно несправедлива, не имеет видимой связи с ремонтом дорог. У меня есть деньги, но не платить сбор, привязанный к ТО, — принципиальная позиция. Все мои друзья, все мое окружение поступает также. Лишь 70-летний тесть не поддерживает. Сам он на стареньком Renault Scenic ездит только на дачу раз в неделю и в теплый сезон. Но все равно собирает этих 250 рублей и несет. Не могу его переубедить. А он — меня.

Я готов платить пошлину для поддержания дорог. Но только если она будет включена в бензин — сколько наездил, столько и заплатил пошлины. Я скоро поеду в отпуск, месяц машина будет стоять, а платить за пользование дорогами все равно надо. Говорили же про изменение в законе, про отвязку от техосмотра и возможность платить помесячно. Но все разговоры закончились ничем. Я понимаю, что инспекторы, которые меня остановили, нормальные ребята. Им приходит план сверху — надо отработать декаду. Штраф я заплачу, но не госпошлину. Повторюсь, это принцип.

Замечание, предупреждение, штраф

Остановили еще несколько машин на пр. Дзержинского: такси Dodge, грузовик Mercedes. Кто-то из водителей молча ждет окончания оформления, кто-то находит объяснения: «Потихоньку ремонтирую, как закончу — приеду на ТО».

Работа на одном месте заканчивается. Сотрудники продолжают патрулирование со сверкой с базой данных во время движения. Выезжаем на МКАД. Инспектор замечает, как некоторые водители, завидев патрульную Skoda, специально перестраиваются в крайнюю левую полосу — чтобы было сложнее их остановить.

Мимо проезжает Renault Laguna. В базе нет ее номера, следовательно отсутствует гостехосмотр, не уплачена госпошлина, запрещено участие в дорожном движении. Пока мы ждем в салоне патрульной машины, инспектор беседует с водителем. Позже из слов Даниила становится понятным, что в этот раз обойдется без протокола, он ограничился замечанием.

Журналисты вновь вспоминают закон — на сей раз КоАП:

«Вилка» за нарушение — от предупреждения до штрафа в 3 базовых для первого раза. Почему устное замечание?

У водителя просрочен сертификат на один месяц. Потому вынесли устное замечание. Предупреждение же — административное правонарушение, оно фиксируется в базе ГАИ. После его вынесения действует правило повторности, если человек будет остановлен вновь по той же причине в течение года. Штраф в последнем случае — от 2 до 5 базовых величин. Предупреждение выносится при множестве смягчающих обстоятельств: от наличия на иждивении детей до «чистой истории» на протяжении всего стажа.

Есть ли эффект от рейдов?

В правой полосе МКАД один за другим едут два грузовика: с могилевскими номерами и минскими. У первого ТО есть — так говорит база «Белтехосмотра», а вот второй ездит без отметки в сертификате. Останавливаем.

Молодой человек путает документы и передает инспектору техпаспорт и сертификат от личного Renault Sandero. Вторая бумага девственно чиста. Парень обнаруживает ошибку и протягивает нужные документы. Та же картина. Объясняет: «200 долларов на госпошлину оторвать непросто — впереди зима, нужно копить на шины. А сама машина исправна, безопасна, но линию не пройдет». Парень как представитель юрлица получает штраф в 4 базовые.

Молодой человек затронул важную тему. Водители говорят, что техосмотр не гарантирует безопасность и исправность автомобиля. Более того, даже вполне нормальные машины не могут пройти линию. Возникает вопрос: насколько в принципе нужна эта процедура?

— Я не совсем согласен с этим суждением, — говорит Александр. — Большинство автомобилистов не способно без помощи профессионалов определить, например, разность тормозных усилий. А это очень важно с точки зрения безопасности. Самые распространенные серьезные проблемы, выявляемые во время прохождения ТО, — неисправности рулевой и тормозной систем. Если же в машине не работает только подсветка номера, то сотрудники станции обычно относятся к таким вещам лояльно. Те, кто считает прохождение техосмотра раз в год слишком редким для гарантии безопасности, могут приезжать чаще — просто для получения диагностической карты. В госучреждениях эта услуга обойдется дешевле, чем на многих СТО.

В беседу вступает инспектор: «В моей практике были аварии из-за неисправностей, даже у знакомых (тормозная система отказала). Помню, и колеса откручивались во время движения. Оформляли такие происшествия не раз. Автомобиль должен быть технически исправен».

Напомним, согласно официальной статистике, по причине технических неисправностей в стране случается менее одного процента ДТП (по данным за 5 месяцев 2019 года). В этом году произошло 8 таких аварий при общем их количестве, превышающем 1100.

Мы не могли не спросить собеседников про эффективность рейдов, подобных сегодняшнему. Водители называют эту работу борьбой с последствиями, а не с причиной.

— Визуально рейды приносят эффект, — говорит сотрудник «Белтехосмотра». — После таких мероприятий на станции приезжает больше водителей. Но месяц на месяц не приходится. Бывает, что декады усиленного контроля не было, а сертификатов выдают больше.

Сегодня в стране проходят первые рейды декады. Проводятся они в том же «смешанном» формате. Закончится мероприятие 17 августа.

Читайте также:

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!