«Как должны разъезжаться автомобили — левыми или правыми сторонами?» — с таким вопросом обратился житель Борисова. По его словам, на ул. Чапаева при развороте (водитель полагает, что выполняет именно этот маневр; почему это важно — ниже) он каждый раз упирается во встречные машины. Кто прав? «В данной ситуации у обеих сторон есть основания думать, что они имеют преимущество, — считает Юрий Краснов. — Подобные перекрестки можно встретить в разных городах Беларуси, в том числе в Минске. Достаточно понаблюдать пару минут, и вы убедитесь, что водители ведут себя по-разному».
«Каждый день разворачиваюсь на этом разрыве и упираюсь в машины, которые едут на меня», — пишет участник нашего форума MotoUser. Пользователь уточняет, что речь идет об ул. Чапаева в Борисове. Он также прислал ролик, сделанный видеорегистратором.
— А ведь достоверно сказать, кто в данной ситуации прав, невозможно, — говорит после нескольких минут раздумий Юрий Краснов. — Сложилась неоднозначная обстановка, в которой каждый из оппонентов выполняет свой маневр.
Это характерный момент для белорусских дорог, когда решение о конкретном маневре определяется контекстом и рядом условностей.
— В данном случае нужно определиться, выполняет автор видео разворот или два левых поворота, — конкретизирует ведущий рубрики. — А это зависит от «квалификации» узла — либо это один перекресток, либо два.
Если далее разматывать клубок дорожной головоломки, то следует обратить внимание на знаки, разметку и пр.
— Нужно понимать разницу между двумя односторонними дорогами с широкой зеленой зоной между ними и одной дорогой с разделительной полосой, — рисует схему эксперт.
Судя по косвенным признакам (хотя на это в реальной дорожной обстановке ориентироваться все же нельзя), ул. Чапаева представляет из себя две дороги с односторонним движением. На это указывают силуэты соответствующих знаков.
Примечательно, что после разворота знак «Дорога с односторонним движением» в ролике отсутствует. Как так?
— Что это означает? — продолжает объяснения Юрий Краснов. — На дороге с односторонним движением перемычку в газоне следует воспринимать не как место для разворота, а как отдельную перпендикулярную улицу. Следовательно, автор видео должен действовать как на обычном перекрестке при выполнении поворота налево. Только здесь нужно дважды повернуть налево, заняв крайнее правое положение.
Получается, надо разъезжаться левыми сторонами? Эх, если бы все было так просто...
Автора ролика могли сбить с толку другие признаки, характерные для улицы, встречные потоки которой разведены разделительной полосой. Это, во-первых, изгиб бордюра, словно призывающий выполнять разворот по заданной траектории. А во-вторых, знаки «Объезд препятствия справа».
— Вот и получается, что автор видео воспринимает это как одну улицу с разделительной полосой, а другие водители — как две односторонние улицы с перпендикулярным аппендиксом между ними, — заключает ведущий «Разборов...». — Отсюда неразбериха и последующие споры на форуме.
«В ролике обращают на себя внимание действия водителя Volkswagen Passat, который выезжал из двора и действовал как при проезде двух перекрестков. Сперва он пересек по прямой одну дорогу, а затем выполнил поворот налево на другую. Его маневры могут свидетельствовать о том, что нужно менять существующую схему организации дорожного движения»
Эксперт предлагает внести несколько изменений: сделать края бордюра не закругленными, а прямыми, как на обычном перекрестке, нанести в аппендиксе понятную для водителей разметку, а также установить дополнительные знаки «Дорога с односторонним движением» и «Уступить дорогу».
Ситуация в Борисове не сильно отличается от того, что можно встретить в других городах страны. В Минске, где внимание к дорожной обстановке выше, явных проблем не наблюдается, хотя похожие улицы имеются.
— Давайте еще раз определимся с типами улиц, — предлагает Юрий Краснов. — Первый — дорога с разделительной полосой. Это, например, пр. Дзержинского, пр. Победителей, пр. Пушкина и другие. Второй — две дороги с односторонним движением и перпендикулярными аппендиксами между ними. В частности, б-р Шевченко.
На первых выполняется разворот, и тогда разъезд со встречными автомобилями разрешен правыми сторонами. На вторых — два левых поворота, и разъезд нужно выполнять левыми бортами.
Если первая схема очень распространена в Минске и вопросов не вызывает, то вторая встречается не так уж часто. Ведущий рубрики предложил выехать на ул. Кулешова, где обустроены две улицы с односторонним движением, а между ними имеются перпендикулярные аппендиксы.
— Смотрите, установлены знаки «Дорога с односторонним движением», а значит, пространство между дорогами нельзя воспринимать как разделительную полосу, — призывает эксперт. — Получается, нужно выполнить два левых поворота.
Некоторое время наблюдаем за действиями водителей. Большинство автомобилистов действуют правильно — заезжая в разрыв, берут правее. Это логично, а бордюрный камень косвенно указывает, как нужно воспринимать узел.
— Хотя я бы установил в аппендиксе знаки «Уступить дорогу», а также нанес понятную разметку, — предлагает Юрий Краснов. — Иначе как решить, что ты находишься на второстепенной? Да, на перекрестке равнозначных дорог действует правило помехи справа, но все же...
Также ведущий «Разборов...» обратил внимание на знак «Место для разворота», установленный перед одним из разрывов на ул. Кулешова: «Почему разворот-то? Ширина газона не позволяет выполнить данный маневр, а остальные знаки и геометрия узлов указывают, что это два перекрестка».
Продолжаем изучать обстановку на соседней ул. Тухачевского, где также две односторонние дороги с перпендикулярными аппендиксами. В одном из узлов организация дорожного движения очень напоминает ситуацию в Борисове.
— Знаки приоритета и форма бордюра указывают на то, что это один перекресток, — анализирует эксперт. — Но формально это две улицы с односторонним движением. А значит, нужно выполнять не разворот, а два левых поворота и разъезжаться со встречными водителями левыми боками.
Понятное дело, что водители действуют по-разному. Шофер маршрутного автобуса четко выполняет поворот налево. А вот мужчину за рулем Mazda CX-5, вероятно, сбили с толку закругления бордюрного камня, и он выполняет разворот, приняв левее.
Аналогичным образом действует водитель грузового микроавтобуса. Что тоже неудивительно: машина с гродненскими номерами, а следовательно, шофер может не знать особенностей перекрестков.
— Водители по-разному воспринимают этот участок дороги. Одни выполняют разворот, а другие — два левых поворота на двух перекрестках, — констатирует Юрий Краснов.
«Проблема не в водителях, а в том, как устроена дорога!..»
По мнению ведущего рубрики, тут тоже требуется всего-навсего нанести разметку в аппендиксе и установить дополнительные знаки.
— Далеко не всегда в конфликтных ситуациях виноваты водители, — подытоживает выпуск эксперт. — Многое зависит от того, как человек визуально воспринимает конкретный перекресток или дорогу в целом. Поэтому крайне важно, чтобы проект был корректным, то есть чтобы была грамотно нанесена разметка, установлены нужные знаки.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by