Путешествие по Балтике и Финляндии на электрокаре. Утопия или вполне себе вариант?

20 529
312
11 октября 2019 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Андрей Барашко, Кирилл Закаблук

Путешествие по Балтике и Финляндии на электрокаре. Утопия или вполне себе вариант?

Мир пытается «зеленеть» — сортировка и переработка мусора, популяризация возобновляемых источников энергии, бойкотирование пластиковых пакетов и многое другое, что в той или иной степени может повлиять на самочувствие планеты. Отдельным пунктом в этом списке улучшений стоит отказ от двигателей внутреннего сгорания и переход на электромобили. Не исключено, что мы таки доживем до того момента, когда все будут ставить на зарядку не только смартфоны, но и машины. Отдельные бренды прямо стремятся к этому — Jaguar, например, планирует уже к 2020 году выпустить к каждой модели ДВС-автомобиля электродвойняшку. Однако для наших широт «машина, работающая от батарейки» пока скорее исключение, чем правило. И если с передвижением по городу все более-менее понятно, то как быть с поездками на длинные дистанции? Итак, путешествие на электрокаре — плюсы, минусы, подводные камни. Опытный образец — полностью электрический кроссовер Jaguar I-Pace, который презентовали миру в 2018-м и который в 2019-м стал «Автомобилем года» в Европе.

Что за зверь Jaguar I-Pace?

Во-первых, это красиво. Машина хороша снаружи и внутри: узнаваемый силуэт, стильный салон с интуитивно понятным управлением. Отдельных благодарностей хочется отсыпать за удобный проекционный дисплей-«дублер», который позволяет видеть скорость движения автомобиля на лобовом стекле (чуть выше приборной панели), и штатную навигацию с «суфлером», подсказывающим, по какой именно полосе надо двигаться, чтобы не сбиться с маршрута (очень удобно на многоуровневых развязках, где, как говорится, «пропустил нужный поворот — потерял день»).

Разгоняется I-Pace до сотни за 4,8 секунды, заявленный производителем запас хода — 480 км. Спойлер: на такой впечатляющий километраж мы не вышли, как ни рекуперировали (это совсем не то, о чем вы могли подумать). Пару слов о рекуперации. Если совсем просто, то это процесс «зарабатывания» электричества во время торможения: пока машина замедляется, автоматически вырабатывается энергия, которая возвращается в батарею. О том, что таинство рекуперации свершилось, сообщит приборная панель: ее шкала изначально разделена на две части — charge и power. Как только стрелка ушла влево и зазеленела, можно считать себя молодцом — без лишних усилий немного заправил машину (и не навредил планете).

Производитель заявляет, что батарею I-Pace можно зарядить за ночь, подключив автомобиль к домашней станции на 7 кВт: уровень заряда поднимется до 80% за 10 часов.

Едет машина мягко, плавно (крадется) и чуть слышно гудит — примерно так, как самый новый трамвайчик в Праге. Панорамная крыша дает много света, но при этом пропускает звук снаружи — в салоне чуть более шумно, чем можно было ожидать. Багажник довольно большой, а это важно — как известно, ни одна вылазка в Европу не обходится без шопинга.

На этом автомобиле (в союзе с Range Rover Evoque) нам предстоит проехать по маршруту Латвия — Эстония — Финляндия. Всего — около 3000 км за 10 дней.

Ооо-я-и-я-и-ё, батарейка!

Путешествие на электромобиле — это строгий расчет, а никак не эмоциональный порыв. Так как зарядных станций у нас и в ближайшем окружении пока не так много, приходится планировать каждый шаг (то есть километр). Психануть и свернуть на красивую проселочную дорогу, чтобы полюбоваться пейзажами, не получится: осознание того, что ближайшая заправка где-то там, за горизонтом, а в канистре топливо не принесешь, держит в тонусе. Особенно первые дни.

К слову, пока не привык к машине и «электрическому образу жизни», пропажа каждого деления на батарейке вызывает тревогу: хватит ли, докатим ли, а что будет, если разрядимся в ноль? И только когда характер и особенности электрокара прочувствованы, становится спокойнее.

Первый I-Pace-перегон — от Минска до Лепеля. На самом деле нам нужно в Урбаны и Лепель не совсем по пути, но... он становится по пути, так как именно в этом городе есть быстрая зарядка. Зная, что мир не прост, заранее выясняем, все ли в порядке и готовы ли нам «залить» электричество («разведка» доложила, что относительно недавно был сбой). Но после нескольких сеансов связи на «Белоруснефти» заверили: «Визуально в рабочем состоянии: горит и светится». Едем.

Покупая электромобиль для путешествий, надо быть готовым к тому, что в смартфоне появится много новых приложений (скорее всего, для каждой страны свое) — иначе как узнать, где находятся зарядные станции и есть ли на них нужные разъемы. Да и вообще запустить процесс зарядки без приложения в большинстве случаев не получится.

В любой стране (и непонятной ситуации) ищите для I-Pace зарядку типа CCS, чтобы подпитаться быстро.

И вот мы в Лепеле, где чуть в отдалении от обычной заправки стоит чудо мысли и техники. Приложение подсказывает, что последний (и единственный) раз здесь заряжался некто Сергей на Tesla Model S — подпитался он еще 3 августа.

Что ж, проделываем нехитрые манипуляции и кормим Jaguar, который за примерно 160 км пути разрядился до 48% (с 325 км запаса хода до 152). Умная колонка подсказывает, что до 100% нам надо потерпеть час и двадцать минут. За кофе-чаем время проходит более-менее незаметно, и вот наш «хищник» готов. Кстати, за зарядку с нас ничего не берут — страна для жизни, что и говорить.

Изъяв «шланг» из машины, замечаем, что на дисплее загорелось предупреждение: «Обнаружена неисправность высоковольтной системы. Автомобиль не запустится или не зарядится». Что? Но автомобиль запускается, ошибка пропадает, и мы едем дальше. Ох, если бы молодость знала...

Что-то пошло не так

I-Pace — это определенно машина, на которую все будут смотреть, когда она едет. Без ложной скромности: чувствуешь себя like a boss. Впрочем, повышенное внимание имеет свои минусы: если все окружающие провожают автомобиль глазами, то у сотрудников белорусской таможни есть в запасе кое-что поинтереснее.

Наш Evoque проходит все проверки без проблем и готов ехать к латышам, а вот I-Pace после расспросов о том, как едет, сколько ест и все такое прочее, отправляется... на «рентген». Сугубо личное впечатление: людям в форме просто стало интересно, «как там все устроено». В общем, 12 минут теряем на то, чтобы «просканироваться». Забегая вперед, отметим, что и на обратном пути, уже на белорусской стороне, I-Pace подвергся тщательному «допросу» касательно характеристик, салона и прочего (благо «рентгена» в «Лоше» нет). Но мы не в обиде, и нам не жалко — рассказали.

По плану следующая остановка на дозарядку — в Даугавпилсе. К ней мы подъезжаем с 20% уровня заряда и 63 км запаса хода. Пока все в порядке — место свободно, а рядом торговый центр, где можно будет скоротать время (часа два). Скачиваем приложение e-mobi, без которого волшебство не начнется, соединяем то, что должно соединиться, и ждем, когда на экране появится надпись «Идет зарядка». Но... ничего не происходит — колонка пытается нас «прочесть», доходит до этапа инициализации и стопорится.

Процедуру повторяем раз за разом: приложение — карточка — коннектор — не дышим. Но все безуспешно. Приходится звонить в службу поддержки, где говорят по-русски и по-английски. Оператор удаленно проверяет колонку, ее совместимость с нашим автомобилем, несколько раз перезагружает систему и в общем-то не видит проблем. Мы же по-прежнему не можем зарядиться и «грешим» на заправку, которая по отзывам имеет всего 5 баллов из 10.

И так как ничего не выходит, раздосадованные, но не сломленные, отправляемся на другую заправку, которая находится примерно в 50 км в... Литве. Вообще ни разу не по пути, но подпитаться надо же. К тому же целых 10 баллов по отзывам.

Литовская электрозаправка расположена посреди дороги у поля — колонка под небольшим навесом может «накормить» две машины одновременно. Но нам бы одну «упаковать» — силы I-Pace истощились до 9% и 29 км. Это уже прям очень волнительно. Увы, но чуда так и не произошло. В общем, дело было не в заправках, а в той самой ошибке, которую мы поймали после подпитки на «Белоруснефти». Уже позже выяснилось, что Jaguar и белорусская колонка «не сошлись характерами», хотя с виду все было хорошо. Грубо говоря, по «мозгам» I-Pace оказался на шаг (а то и не один) впереди заправки, и та его тормознула. Заранее узнать, совместимы ли автомобиль и колонка, невозможно — только метод проб и ошибок, только хардкор. (Интересно, как там дела у Сергея на Model S?)

Кнопка катапультирования в пятизвездочный отель

Смеркалось, нежаркий день бледнел неуловимо. В такой обстановке на пустынной трассе можно было бы и захандрить. Но у нас (как и у всех владельцев Jaguar / Land Rover) в рукаве есть козырь — служба «Помощь в пути». В потолке машины, там, где включается-выключается освещение салона, прячутся две незаменимые кнопки. После нажатия правой идет автоматическое соединение с местной службой 112. Нажимаешь левую — устанавливаешь сеанс связи с представителями автомобильного бренда, которые сразу же начинают решать ваши проблемы (связаться можно и по телефону, но если он вдруг сел или роуминг не подключен, эта кнопка — настоящее спасение).

На наш сигнал отреагировали моментально: поддержали, поговорили, установили координаты и выслали эвакуатор, так как на 9% далеко не уедешь. Но на этом помощь не закончилась: из Минска (ближе не было, так как I-Pace пока редкая птица и обращаться с ней умеют не все) выехали специалисты, чтобы починить (обнулить и перезагрузить) машину, а уставших и понервничавших путников разместили в пятизвездочной гостинице в Вильнюсе. Без какой-либо дополнительной платы. Все включено.

Пока «туристы» спали, «ягуаровцы» работали. К утру автомобиль был «починен», заправлен (в Литве электрозаправки пока тоже бесплатны) и был готов продолжить свой путь. Ура современным технологиям и помощи в пути. I-Pace мчит в Ригу.

Латвия оказалась довольно лояльной к электрокарам: бесплатная парковка, разрешение на движение по полосе общественного транспорта, 0,15 евро за минуту зарядки. В общем, и припомнить нечего — скачал приложение, привязал карту, оплатил, подождал два часика и поехал дальше.

Эстонские приключения

В этой части текста не будет ни одной шутки про эстонскую медлительность. Только правда. Если открыть универсальное приложение PlugShare, то можно увидеть, что в Эстонии полным-полно электрозарядок. Но всего несколько из них — быстрые (способные заправить вас за несколько часов, остальным нужно часиков 12 на раздумья).

Но и это было бы полбеды, если бы не местная особенность — зарядка автоматически отключается через каждые два часа, даже если ты не зарядился до нужных процентов. И подключить ее удаленно через приложение не получится — надо «тыкать» кнопки на мониторе станции. Такие дела.

Хорошо, когда это знаешь заранее. Плохо, когда просыпаешься утром, будучи уверенным, что за 12 часиков-то уже полный бак, а на экране видишь всего ничего. Хочется рвать и метать, яростно ругаться по-эстонски. В общем, один раз даже пришлось ночевать недалеко от I-Pace в Evoque, чтобы вовремя «поддавать жару» и на утро быть в полной боеготовности.

Важно: производитель предупреждает, что нельзя находиться в электромобиле во время процесса зарядки.

Еще один нюанс: чтобы зарегистрироваться в местной системе подачи электричества в машину (сеть заправок Elmo), надо ввести ID – тот самый, которого у белорусов отродясь не водилось. Серия и номер нашего паспорта не подходят. Но выход есть: звонишь в поддержку, и милая девушка диктует порядок действий. Нужно выслать фотографии документов на определенный адрес, и тогда водителя зарегистрируют вручную. И вот когда ты уже видишь свет в конце тоннеля, тебя возвращают на землю: «Но сделать это мы сможем только завтра, так как у профильных специалистов закончился рабочий день». Что???

Сила убеждения и душевная доброта эстонской поддержки все-таки сыграли свою роль в нашей судьбе: на первый раз «топливо» дали бесплатно (одна минута, между прочим, стоит 0,20 евро), а на следующее утро действительно зарегистрировали, так что дальше уже можно было платить и не тужить.

Что будет, если разрядить машину в ноль

Вопрос, возникающий у любого, кто в душе исследователь, детектив и изобретатель: что будет, если разрядить электрокар полностью? У нас есть ответ. Путешествуя от точки к точке, к заправке на эстонском острове Саарема мы добрались с нулем: последние проценты пропали прямо во время «дефиле» к колонке.

Что сделала машина? Она продолжила ехать. По ощущениям в запасе было еще несколько километров, но мы решили не рисковать и стали на зарядку. Дух авантюризма проиграл в неравной схватке с возможностью вывести из строя машину за 130 000 долларов. Впрочем, через какое-то время на экране появилась новая ошибка. Связана она с разрядкой или нет — точно не скажешь. Эту ошибку устранили удаленно из Минска.

Что касается электропривилегий, то они такие же, как в Латвии, — паркуйся себе бесплатно, езди, как автобус.

Переплыв Финский залив на пароме, мы оказались в Хельсинки. А «ближняя» к нам Финляндия в свою очередь оказалась очень приветлива к электромобилям: легкая регистрация, много станций, быстрая зарядка и — мечта эколога — зарядка от станций, которые питаются исключительно от ветряков. Идеальнее некуда. В общем, Финляндия отлично подходит для путешествий на электрокарах (минута подзарядки стоит 0,20 евро).

Быть или не быть?

Человек, привыкший путешествовать на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания, в отношениях с электрокаром проходит все пять известных психологии стадий: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Действительно, к тому, что на полную заправку машины приходится тратить минимум два часа, надо привыкнуть (перебеситься и привыкнуть). Но при этом к концу поездки длительную зарядку воспринимаешь как норму: надо — значит, надо. Главное, продумать маршрут и остановку так, чтобы поблизости было чем заняться в течение этого времени — обед, шопинг, кино. Ну и заранее выяснить нюансы с «самоотключением», иначе может быть неприятный сюрприз (отзывы в приложениях в помощь). Также надо всегда иметь запас проценто-километров, чтобы проехать от одной зарядки к другой, дабы не стоять в очереди к колонке (и такое бывает).

Заправляться электричеством сильно дешевле, чем бензином. За три тысячи пройденных километров за заправку I-Pace мы заплатили всего 85 евро (колонки при отелях были бесплатными), в то время как Evoqe «съел» 535 евро. (У нас и в Литве электричество «заливают» пока бесплатно, но обещают когда-нибудь изменить эту практику.)

Если быть объективным, то поездки на длинные дистанции на электромобиле — для сильных духом людей. Как бы плавно и славно ни ехала машина и какой бы аудиосистемой ни радовала (так и хочется петь), вынужденная потеря времени напрягает. Так что пока не изобретена супербыстрая зарядка (мы сейчас говорим не про Tesla, а про остальные модели), моментальная замена израсходованной батареи на новую или авто-power-bank, говорить о том, что все пересядут на электрокары, не приходится. Но при этом для города вариант прямо супер.

Что же дает белорусу обладание электромобилем? Некоторые льготы, а именно — дорожному налогу, который так бесит водителей, можно смеяться в лицо. Опять же заправляемся пока бесплатно. Но перечень этот явно стоило бы расширить — стимулируем мы пересаживаться на электрокары или нет?

Благодарим за помощь в организации поездки дилера Jaguar Land Rover в Беларуси «Атлант-М Британия», а также партнеров проекта — «Технобанк» и Латвийское внешнеэкономическое представительство в Республике Беларусь.

серебристый, внедорожник, дизель 2 л, механика, полный привод
33 500$ / 30 115€
красный, внедорожник, бензин 2 л, автомат, полный привод
47 380$ / 42 592€
синий, внедорожник, бензин 2 л, автомат, полный привод
64 900$ / 58 341€
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Оксана Красовская. Фото: Андрей Барашко, Кирилл Закаблук