19 октября 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Екатерина Блашко

Система пи-пи-пи! Тестируем прибор, который распознает автомобили и пешеходов

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Екатерина Блашко

Сейчас в усладу водителей предлагается множество автомобильных аксессуаров разной степени полезности и нужности. Поэтому когда в редакцию обратились представители компании, предлагающей очередной девайс для повышения безопасности, мы отнеслись к этому скептически. Однако, как выяснилось позднее, это не просто стартап или идея для бизнеса, а реально работающая технология, за которой стоят серьезные люди, компания Intel, крупные автопроизводители. Юрий Краснов, который несколько лет назад сталкивался с первыми версиями устройства, согласился протестировать систему предотвращения аварий MobilEye.

Из истории вопроса: сделано в Израиле

Нам демонстрируют камеру с микропроцессором, небольшой экран и пару проводов, с помощью которых устройство подключается к CAN-шине автомобиля и считывает такие параметры, как скорость, торможение, включение или невключение поворотника и т. д.

— Главная ценность заключена в микрочипе, — объясняет представитель израильской компании MobilEye Дмитрий Гельфанд. — Раньше считалось, что трехмерное пространство невозможно построить с помощью одной камеры-монокуляра. Однако в 1999 году профессор математики Еврейского университета в Иерусалиме Амнон Шашуа доказал обратное. На основе разработанной модели удалось развить искусственный интеллект, который позволяет распознавать дорожную обстановку. Для камеры это уже не просто пиксели, а пешеходы, велосипедисты, автомобили.

Как утверждает наш собеседник, система распознает аварийную обстановку и за 2—2,5 секунды до столкновения/наезда предупреждает водителя об опасности. «Самое главное — это звук! — поясняет специалист. — Только с помощью резкого звукового сигнала можно вернуть водителя к реальности, если человек, конечно, в сознании. Над этим работали отдельно наши психологи и физиологи. В итоге было предложено использовать сигнал в режиме стаккато (музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами)».

— Сейчас огромное количество дорожных происшествий по всему миру случается из-за отвлечения внимания. За пользование смартфонами за рулем, например, в Израиле пытаются наказывать разными способами: задействуют камеры, мобильные датчики, дроны, даже спецназ дорожной полиции. Однако все это малоэффективно, — считает Дмитрий Гельфанд. — Как правило, водитель, совершивший ДТП, спохватывается слишком поздно — когда аварийная ситуация уже развивается. А система позволяет идентифицировать и обнаружить ее в зародыше. Прибор никогда не дремлет и всегда готов анализировать дорожную обстановку.

Система MobilEye нацелена на распознавание трех типичных ситуаций. Первая: опасность столкновения с автомобилем, находящимся впереди — движущимся или припаркованным. Вторая: случайный съезд с полосы движения. Третья: возможный наезд на пешехода или велосипедиста.

— Можно также создать так называемый виртуальный буфер до переднего объекта, — дополняет представитель компании. — Тогда система будет сопоставлять вашу текущую скорость с расстоянием до находящегося впереди объекта и сигнализировать. Есть возможность установить порог от десятых долей до 2,5 секунды.

Зеленый — штатный режим, красный — опасность

Презентация многообещающая. Но как это работает в наших условиях? Нам предлагают испытать устройство, установленное в BMW X5. Система настроена и знает габариты автомобиля, что важно для всех трех типов идентифицируемых ситуаций.

Камера находится под зеркалом заднего вида. В левом углу приборной панели — мини-экран.

— Зеленая точка обозначает штатный режим, — объясняет водитель, который демонстрирует работу системы. — Прибор постоянно контролирует обстановку впереди и, увидев препятствие, измеряет расстояние до него. Если загорается красный индикатор, следовательно, впереди какой-то объект. При скорости 55 км/ч и более устройство следит за соблюдением рядности. В случае когда автомобиль совершает перестроение без включения указателя поворота, система начинает сигнализировать. Это нужно для пробуждения задремавшего или отвлекшегося от движения водителя.

Перед нами дорогу пересекает пешеход. Прибор сразу реагирует, включая на дисплее красный индикатор.

— Звукового сигнала не последовало, поскольку я в этот момент применял торможение и система это видела, — упреждает наш вопрос водитель.

При перестроении без включенного указателя поворота устройство волнуется: пищит и включает индикацию на экране, мол, пересекаешь разметку. По задумке эта функция разбудит спящего водителя или заставит смотреть вперед, если тот по какой-то причине отвлекся.

Представитель разработчика утверждает, что эта опция не так давно выручила дальнобойщика, который должен был протестировать прибор для белорусской транспортной компании. На М1 водитель прикорнул, фура стала смещаться в сторону встречной полосы, но когда начала пересекать разметку, система подала сигнал.

— Все хорошо, но слишком приятный звук, — замечает Юрий Краснов, садясь пока на место пассажира.

Более тревожная трель раздается после того, как наш автомобиль критично приближается к стоящему на светофоре темному седану. Работает! На дисплее высвечивается время до столкновения — 0,3 секунды. Критично...

Правда, не всегда. В нескольких случаях система молчала, хотя до переднего объекта оставалось совсем немного. В частности, так произошло в условиях контрового света и при повороте машины. Но представитель компании утверждает, что в обновленной версии все эти нюансы учтены.

— Насколько часто смотрите на экран? — спрашивает ведущий рубрики у водителя.

— Часто. Но отвлечения нет. Это как следить за показаниями на обычной приборной панели, — заверяет специалист.

Тест-драйв от Краснова: испытываем на пешеходах и припаркованных авто

Теперь ведущий «Разборов...» сам садится за руль. У него есть какая-то тактика, и он собирается ее придерживаться! Однако сразу же сталкивается со сложностями:

— Я реагирую раньше, чем она предупреждает! Кажется, буду ехать до последнего, но нервы не выдерживают, и я сворачиваю.

— Система интеллектуальная, она не будет сигналить по каждому поводу, — поясняет представитель разработчика. — Не должно быть ложных срабатываний, иначе это приведет к девальвации сигналов. Водитель просто перестанет им верить.

Впоследствии окажется, что порог реагирования в данной системе был выставлен на 0,6 секунды, хотя функционал позволяет определить коридор в 2,5 секунды.

Вскоре Юрию Краснову удается наладить общение с прибором. Например, когда перед капотом появляется пешеход, система начинает трезвонить.

— Периодически из-за передней стойки человека не видно, — одобрительно кивает ведущий рубрики. — В этом смысле такое напоминание очень полезно.

Однако на следующем перекрестке при повороте направо устройство уже не замечает человека. Да, при этом маневре скорость обычно снижена, но ведь и наезды на пешеходов в таких обстоятельствах случаются часто. Недоработочка...

Справедливости ради надо сказать, что через пару сотен метров система исправляется, замечая девушку на «зебре». Прибор не только включает индикацию, но и подает звуковой сигнал.

Отрабатываем иную ситуацию. Юрий Краснов движется прямо на припаркованный у края проезжей части автомобиль. По легенде внимание водителя якобы полностью отвлечено на боковое зеркало. В таких ситуациях частенько происходят столкновения. Браво! Система трепещет, и ведущий «Разборов...» даже демонстрирует, что экстренное торможение позволяет оставить приличный запас до препятствия.

В последующие разы прибор также вовремя информирует о стоящих у края проезжей части машинах. Другой вопрос, что будет делать в такой обстановке задний водитель, у которого наверняка нет такой системы?

Почему MobilEye отказалась сотрудничать с Tesla?

После короткой поездки разговор с представителем израильской компании-разработчика Дмитрием Гельфандом становится уже более предметным. Вскоре с развитием технологий такая система может быть внедрена в штатную систему автомобиля. Ведь сейчас все премиум-производители оснащают машины датчиками, которые обнаруживают препятствие и задействуют систему экстренного торможения без участия человека.

— Это адаптивный круиз-контроль, — напоминает специалист. — Данная опция есть на топовых автомобилях уже много лет. Но в городской черте она действует не всегда.

— Однако пару лет назад BMW X6 сам затормозил при появлении пьяного пешехода на пр. Победителей в Минске, — вспоминает известный случай Юрий Краснов.

— Вопрос в том, на какой скорости и при каких параметрах, — замечает собеседник. — У данной опции много ограничений, а датчики, у которых нет интеллекта, не всегда срабатывают корректно. У меня самого на Volvo XC90 произошло экстренное торможение без реального повода.

Дмитрий Гельфанд

Как заверяет представитель разработчика, говорить о полноценной эксплуатации беспилотных автомобилей в ближайшей перспективе нельзя, хотя микропроцессоры MobilEye устанавливают BMW, Audi, Renault и другие крупные производители:

— Многие знают, что клиентом нашей компании некоторое время была Tesla. Глава MobilEye Амнон Шашуа предупреждал: ни в коем случае не используйте наши чипы в качестве автопилота, они разработаны только как помощь водителю. Но это же Америка, ребята тестостероидные. В общем, не послушались, что привело к печально известному случаю: система, работавшая в качестве автопилота, не идентифицировала передний автомобиль и человек погиб.

«После этого был серьезный брифинг, по итогам которого MobilEye отказалась сотрудничать с Tesla. Условия контракта мы выполнили, а новый не подписали. Через полгода Intel купила нашу компанию за 15,3 миллиарда долларов»

— Логика в том, что капитаном машины по-прежнему остается водитель. Именно он попадает в аварию и несет ответственность за последствия. Его задача — всегда быть бдительным. Если же он дал маху, его следует предупредить. В этом наш прибор незаменим, — считает наш собеседник.

Дмитрий Гельфанд добавляет, что сейчас рассматриваются вариации развития системы. Например, ее хотят обучить разным образам аварийных ситуаций, обнаружению косвенных примет. Камеры планируется устанавливать не только спереди, но также сзади, сбоку.


Конечно, если разом оснастить все автомобили в Беларуси подобной системой, это принесет безусловную пользу. Такое нововведение наверняка положительно скажется на повышении безопасности, сокращении числа ДТП, пострадавших и погибших. Но нужно также задаться вопросом, каков будет размер этих инвестиций (один прибор с установкой стоит более 700 евро!) и можно ли улучшить ситуацию более дешевым способом. Ответим честно: да, можно.

— В конкретных аварийных ситуациях эта штука очень полезна, поскольку, как известно, большинство ДТП сейчас случаются из-за отвлечения внимания водителей. Однако не все происшествия система может предупредить, — подытоживает Юрий Краснов. — Есть еще одна полезная функция: постоянные сигналы мотивируют не отвлекаться от управления и пользоваться указателями поворотов. Это способствует выработке рефлексов. Как человек, который обучает вождению, я должен также заметить, что система будет хорошим подсказчиком для новичков, которые поначалу не видят приметы аварийных ситуаций.

монолитная конструкция, крепление в вентрешетку, зарядка
шарнирная конструкция, крепление на присоске/на клейкой ленте, для устройств с экраном 4-5.7"
Нет в наличии
Выбор покупателей
шарнирная конструкция, крепление на присоске, для устройств с экраном 0-7"

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by