683
02 ноября 2019 в 8:00
Источник: Александр Тумар. Фото: Максим Малиновский

Замеряем тормозной путь на зимних и летних шинах. Разбор ко дню жестянщика

Как и прогнозировали некоторые аналитики, наступили холода. Первые же утренние заморозки ознаменовались наступлением дня жестянщика в Минске и окрестностях. Автомобили разворачивало, они вылетали на встречку, врезались в ограждения и столбы. Образовывались «паровозы», некоторые машины опрокидывались, оказываясь на боку или на крыше. Оказией Юрий Краснов в это время проводил на специальном полигоне тест зимних шин для Onliner. Пользуясь случаем, мы решили организовать еще одно небольшое испытание — «лето» vs «зима», замерив результат с помощью прибора Racelogic VBOX Sport, который, в частности, с высокой точностью фиксирует тормозной путь автомобиля.

Исходные данные: с утра передавали гололедицу

Дано: два автомобиля. Оба марки Renault. Вот только на Lodgy установлены летние шины KAMA (на переднюю ось были куплены два месяца назад, на задней уже практически выходили ресурс), а на редакционной Arkana — новые HIFLY (производство — Китай), которые стали участниками сравнительных испытаний Onliner.

Да, машины отличаются по ряду параметров. Один из существенных — масса. Если Lodgy весит 1195 кг, то Arkana — 1378 кг. Остановить кроссовер будет сложнее, но тем интереснее узнать результат. Ну и не будем забывать, что в данном случае мы хотим выявить разницу (если она есть) между «летом» и «зимой» в условиях незначительной гололедицы, а не провести сертификационные испытания.

Наш тест проводится утром, когда держится небольшой минус. Деревья, трава, дорожное покрытие покрыты инеем. На площадке — местами тоненькая корочка льда, которая перемежается сухим асфальтом.

— Это сложноватые условия, — комментирует Юрий Краснов. — Колеса попадают на разное покрытие: то на лед, то на асфальт. Сцепление с дорожным покрытием меняется, причем неоднократно, а водитель не успевает реагировать.

Накануне площадку приходилось поливать водой: некоторые шинные тесты при плюсовой температуре положено проводить в «мокрых» условиях.

В качестве инструмента для анализа результатов используем Racelogic VBOX Sport. Устройство позволяет измерять динамические характеристики автомобиля, а также тормозной путь. У прибора сумасшедшее количество обращений к GPS и перепроверка данных: 20 раз в секунду!

Важно отметить, что Racelogic VBOX Sport фиксирует показатели в рамках заданных параметров. Даже если водитель наберет скорость 80 км/ч, устройство все равно будет измерять тормозной путь с установленной величины (в нашем случае с 60 и 70 км/ч соответственно).

Понятное дело, Юрий Краснов старался разгоняться до постоянных величин, но удавалось это не всегда. Прибор прощает такие недочеты.

Тормозим на «лете»

— Сперва посмотрим, как Lodgy с летними шинами останавливается со скорости 60 км/ч, — анонсирует ведущий рубрики. — А потом — с 70 км/ч. Ведь у нас привычно набрасывают к законному ограничению еще десяточку, мол, за это же не штрафуют.

Диапазон, в рамках которого будет измеряться тормозной путь, — с 60 км/ч до нуля. Устанавливаем фишки, разгоняемся и в режиме реального времени с помощью планшета следим за показаниями прибора.

Старт, а потом тормоз в пол. Со стороны это выглядит издевательством над машиной. Слышно, как напряженно стрекочет ABS, ремень безопасности натянут, колеса местами скользят.

Всего было выполнено шесть заездов на 60 км/ч. Прибор фиксирует тормозной путь от 32,14 до 36,29 м. Один результат пришлось исключить, так как он не соответствует условиям репрезентативности (47,97 м).

Выходит, что средний тормозной путь Lodgy в наших условиях для летних шин составляет 34,22 м.

Теперь заезды на 70 км/ч. Говорят же, что разница в плюс 10 км/ч в городских условиях может быть критичной. Разброс результатов получается большим, и это в чем-то даже симптоматично: 42,53 м, 47,05 м, 55,18 м, 60,08 м...

Во время испытаний мы обратили внимание на то, как на результаты влияет огромное количество факторов: температура дорожного покрытия, влажность асфальта (или базальта), перегрев тормозов... Именно этим вызвана необходимость повторять испытания раз за разом, чтобы добиться т. н. кучности, а стало быть, репрезентативности результатов.

Но даже если учитывать слегка странный результат в 42,53 м, то средний тормозной путь будет равен 51,21 м.

— Показатель вырос на 17 метров! — отмечает Юрий Краснов. — Это при увеличении скорости всего на 10 км/ч. Считайте, это длина трех-четырех автомобилей.

Тормозим на «зиме»

Затем ведущий рубрики пересаживается на Arkana, на которой установлены новые шины китайского производства. Во время испытаний резина из бюджетного сегмента показала неожиданный результат. Но сейчас не об этом...

Повторяем процедуру, настраивая Racelogic VBOX Sport на обозначенный выше диапазон. Остается выполнить несколько заездов, и разница или ее отсутствие станут очевидными.

Снова резкий старт, активное срабатывание ABS, повисание водителя и штурмана на ремнях безопасности. По субъективным ощущениям тормозной путь сократился. А что скажет прибор?

Результаты весьма показательные и кучные. Тормозной пусть со скорости 60 км/ч составляет: 30,61 м (дважды), 31,17 м, 31,26 м. Среднее значение — 30,9 м. Это примерно на три метра меньше, чем для летних шин. При условии, что у автомобилей разная масса.

А сейчас испытаем шины на 70 км/ч. Пять заездов — и получаем пять репрезентативных результатов: 42,61 м, 42,91 м, 43,23 м, 44,22 м, 45,03 м. В среднем — 43,6 м!

Сравним с «летним» показателем: разница — около семи с половиной метров.

Таблица результатов

Летние шины (Renault Lodgy)

Зимние шины (Renault Arkana)

Тормозной путь со скорости 60 км/ч до 0 км/ч

1-й заезд  34,11 м 31,26 м
2-й заезд  32,14 м 31,17 м
3-й заезд  36,29 м  30,61 м
4-й заезд 34,82 м  30,61 м
5-й заезд 47,97 м (нерепрезентативный результат)  –
6-й заезд 33,75 м  –
Средний тормозной путь  34,22 м  30,9 м

Тормозной путь со скорости 70 км/ч до 0 км/ч

 1-й заезд  42,53 м  42,61 м
 2-й заезд  47,05 м 43,23 м
3-й заезд 60,08 м 44,22 м
4-й заезд 55,18 м 45,03 м
5-й заезд 42,91 м
Средний тормозной путь  51,21 м 43,6 м

«Там же тысячи водителей проехали, а в аварию попал один...»

Впечатленный результатами основного испытания ведущий «Разборов...» перечисляет факторы, от которых зависит тормозной путь: «Температура воздуха и дорожного покрытия, скорость ветра, состояние тормозов, степень влажности асфальта... И это далеко не все!»

— Вы знаете, какой средний тормозной путь вашего автомобиля со скорости 60 км/ч? Можете перед поездкой на работу прежде проехать по участку и испытать его? А болты колес прикручивали динамометрическим ключом? — перечисляет Юрий Краснов. — Ответить на эти вопросы утвердительно среднестатистический автомобилист вряд ли может, а значит, нужно сильно задуматься о своем поведении за рулем.

Забавно, что об этом говорится из года в год. Но каждый раз внезапно повторяется день жестянщика. А следовательно, проблема все-таки в «прокладке»...

— Нельзя сказать, что основной причиной аварий была исключительно гололедица, — убежден ведущий рубрики. — На участках, где случились ДТП, до этого ведь тысячи водителей проехали и все было хорошо! А кто-то столкнулся... То есть опасное вождение наложилось на гололедицу и привычку висеть на хвосте.


— Большинство ДТП, которые случились в день жестянщика, произошли вовсе не на поворотах, а на прямых участках дорог, — подытоживает Юрий Краснов. — Причины? Они банальны. Во-первых, несоблюдение дистанции. Если летом можно висеть на хвосте и успеть экстренно остановиться, то в гололедицу это становится критичным. Так случаются «паровозы». Во-вторых, следует быть осторожными при резких перестроениях. Не все умеют мягко перекладывать автомобиль и попадают в занос.

«Отмечу также, что почти все „скользкие“ ДТП случались утром при низких температурах на путепроводах и мостах, где риск образования гололедицы выше»

Советы от Юрия Краснова:

  • перейдите на зимний стиль вождения;
  • увеличивайте дистанцию до движущегося впереди автомобиля;
  • установите зимние шины (особенно касается тех, кто ездит за городом или по МКАД);
  • исключите резкие движения и вообще забудьте про агрессию (актуально всегда).
зимние, для внедорожников, без шипов
зимние, для внедорожников, без шипов
зимние, для внедорожников, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by