31 843
31 января 2020 в 8:00
Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

Итальянский, литовский, немецкий (?), белорусский и российский антифриз. Что обнаружила экспертиза?

Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

В этот раз подобралась очень разношерстная «компания» антифризов. Пятерка охлаждающих жидкостей, подвергнутых экспертизе, произведена в разных странах как известными компаниями, так и изготовителями, знакомыми скорее в кругах специалистов. Например, Mannol, как следует из информации на этикетке, имеет некое отношение к производству в Германии. Антифриз Sintec разлит в России. Продукция Lesta из Литвы хорошо известна нашим автомобилистам. Onzoil made in Belarus. А охлаждающая жидкость Eni поступила из Италии. В целом итоги исследования не принесли больших разочарований, хотя один результат все же неприятно удивил.

Контрольная закупка и проверка по электронному банку данных

Банки с антифризами покупались по всему Минску: в гипермаркетах, на заправках, в специализированных торговых центрах. Мы искали канистру объемом 1 л, весом 1 кг или около того, промаркированную как G12 или схожим образом.

В очередной раз повторимся: место приобретения охлаждающей жидкости не так важно, как то, что именно вы выбираете. Однако для объективности мы все же решили покупать канистры с антифризами в разных торговых объектах.

Первым в этой пятерке стал антифриз Mannol AF12+ в полупрозрачной канистре. Товар был куплен в интернет-магазине за 7,58 рубля. Это чуть дороже для банки с готовой охлаждающей жидкостью аналогичного объема, чем в среднем по рынку.

Проверка контрольного знака по электронному банку данных (blank.bisc.by) выявляет, что он выдан ООО «Евразия Лубрикантс». Ранее эта организация уже фигурировала в нашем расследовании.

Как сказано на kartoteka.by, зарегистрирована компания в 2008 году. Юридический адрес — г. Заславль. Организация регулярно получает декларации и сертификаты соответствия на моторные масла, технические смазки, охлаждающие низкозамерзающие жидкости и т. д.

Банку Onzoil Optimal мы приобрели за 5,69 рубля на заправке «Белоруснефть». Вводим буквенно-цифровой код в форму, и опять старые знакомые: контрольный знак выдан СООО «М-Стандарт».

Предприятие упоминалось в предыдущей статье как производитель антифриза GreenCool. Напомним, изготовитель зарегистрирован в Минском районе более 11 лет назад. Имеет в своей доле иностранный капитал и специализируется на выпуске охлаждающих жидкостей.

Третьим участником данного испытания стал российский антифриз Sintec. Литровую банку мы нашли за 6,1 рубля в ТЦ «АвтоМОЛЛ Кольцо», где произошел инцидент, о котором мы уже рассказывали.

— Сняли кассу уже, ребята, — объявил продавец, когда мы попросили выдать чек. — Сейчас придет Алексей...

— Еще три часа дня, а вы уже кассу сняли, — заметил наш оператор.

— Уже без двадцати четыре.

— А до которого часу вы работаете?

— До пяти, — невозмутимо объяснил мужчина и стал кому-то звонить: «Ты снимался уже? Надо по-новому пробивать».

Пришлось подождать напарника, но чек нам все же выдали. Однако вскоре это общение получило продолжение. Когда перешли в другое крыло и заметили интересующий нас товар, к нам вдруг подошел молодой человек, который стал укоризненно задавать вопросы: «С камеры снимаете, да, ребята? А зачем? Ну людей снимаете. Потом ролики будете выкидывать в интернет, как вы покупали антифриз? Что, нет? Ай-яй-яй...»

Контрольный знак, размещенный на крышке охлаждающей жидкости Sintec, получен ЧТУП «АвтоКиликия». Это предприятие также попадало в поле нашего зрения.

Опять-таки сошлемся на публикацию про пять антифризов, одинаковых с лица. Тогда экспертизе была подвергнута продукция компании, находящейся в Колядичах. Мы обнаружили связь между тремя организациями: ПТЧУП «КиликияПлюс», ЧТУП «АвтоКиликия» и ЧТУП «К плюс АВТО».

Продукция из Литвы, которая продается под брендом Lesta, хорошо известна белорусским автомобилистам. Канистру весом в 1 кг и с маркировкой на лицевой этикетке «G12/G12+» купили в строительном гипермаркете ОМА за 6,3 рубля.

Контрольный знак выдан СООО «Амазис». По данным kartoteka.by, организация зарегистрирована в Гродно в 2002 году, в реестре недобросовестных поставщиков не числится, имеет ряд торговых объектов.

СООО «Амазис» — известный в Беларуси поставщик автохимии, автоаксессуаров и оборудования для автосервиса и промышленности. Как сказано на сайте, компания является официальным дистрибьютором таких брендов, как Lesta, Lotos, Gunk и других.

Пятым участником данного испытания стал еще один европейский бренд — Eni (Италия). Это единственная охлаждающая жидкость, которая продавалась не в пластиковой банке, а... в мягкой упаковке (т. н. дой-пак).

Дайте-ка мне пакет антифриза!

Шутки шутками, но в реальности это показалось нам интересным и удобным решением. Обычно охлаждающую жидкость, фасованную в тару объемом 1 л (1 кг), покупают для доливки. В таком случае автомобилисту удобнее использовать именно пакет, а не жесткую канистру.

Цена одного литра итальянского антифриза — 9,31 рубля. Контрольный знак указывает на «Шате-М Плюс». Хотя компания выступает партнером расследования, импортируемая ею продукция также подвергалась экспертизе наравне с остальными охлаждающими жидкостями.

Изучаем этикетки, ищем информацию о производителях

В спокойной обстановке изучаем информацию, содержащуюся на канистрах, и пытаемся найти данные о производителях. Увы, не всегда эта информация очевидная.

Начинаем с антифриза Mannol. Благодаря полупрозрачному пластику хорошо виден цвет жидкости, который характерен для антифризов. На лицевой этикетке указан температурный диапазон «-40°C/+125°C». Довольно смелая заявка! Но у нас еще будет возможность достоверно определить, при какой температуре содержимое банки начинает замерзать.

На контрэтикетке жирным выделен текст про производство в EU. На сайте mannol.de сказано, что «компания Sudheimer Car Technik — Vertriebs GmbH производит продукцию под торговыми марками SCT-GERMANY и MANNOL и распространяет через разветвленную сеть в 92 странах на пяти континентах». В каталоге — моторные масла, герметики, антикоррозионные средства и т. д.

Однако заметим, что при проверке контрольного знака по blank.bisc.by система не выдала пометку «импорт», как это было в случае с Sintec, Lesta и Eni.

— Вероятно, маркировка AF12+ должна намекать на принадлежность продукта к G12, — считает Евгений Рязанов, начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс». — Состав указан весьма конспективно: я вижу только фразы про содержание этиленгликоля и карбоксилатных присадок. Где именно разлит антифриз, мне лично не совсем понятно. Немецкая фирма, которая упоминается на контрэтикетке, известна как производитель бюджетных моторных масел.

Поскольку белорусский производитель антифриза Onzoil нам знаком по предыдущей публикации (предприятие СООО «М-Стандарт» расположено под Минском, среди специалистов известно в первую очередь как изготовитель охлаждающих жидкостей), то сконцентрируемся на упаковке.

В данном случае продукт, судя по этикетке, произведен по заказу ООО «Онза-Авто Люкс». Еще одна знакомая организация, встречавшаяся во время расследования.

Что насчет важных данных на этикетке? Во-первых, указан температурный диапазон (от −40 до +120 °C). Во-вторых, обозначена маркировка G12. В-третьих, содержится политкорректная формулировка о составе (водно-гликолевая смесь, пакет присадок, краситель), которая косвенно предполагает наличие глицерина.

— Интересно, что на контрэтикетке упоминается именно температура начала кристаллизации в −35 °C. Этот показатель закреплен в законодательстве, — замечает Евгений Рязанов. — Дизайн канистры лаконичный, хорошо виден цвет продукта. Кстати, это своего рода способ визуального привлечения потребителя. Уже по внешним признакам очевидно, что это недорогой антифриз.

Российская охлаждающая жидкость, которая выпускается под маркой Sintec, на наших прилавках уже примелькалась. Ее производитель — предприятие «Обнинскоргсинтез». Как мы выяснили ранее, оно же изготавливает «лукойловский» антифриз.

— Качественная упаковка, имеется шкала для определения уровня, шрифт читаемый, информация четкая. Необычно только, что лицевая этикетка на английском языке, — берет в руки канистру начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс». — Изготовитель известный. Вся информация соответствует тому, чего ждет потребитель от продукта, маркируемого как G12.

Переходим к литовской продукции. Бренд Lesta хорошо у нас известен не только охлаждающими, но также омывающими и тормозными жидкостями, автокосметикой. У многих автомобилистов этот товар вызывает доверие.

— Действительно, данный производитель, как и поставщик (СООО «Амазис»), в особых представлениях не нуждаются, — соглашается Евгений Рязанов. — Упаковка оформлена скромно, но со вкусом. Цвет жидкости хорошо просматривается: яркий, насыщенный. Правда, на лицевой этикетке указан вес в 1 кг, а сзади — номинальный объем (0,94 л).

Напомним прежний совет: при выборе антифриза правильнее ориентироваться на меру объема, а не веса. Ведь охлаждающая жидкость плотнее воды, и 1 кг не равен 1 л.

Также специалист обращает внимание на то, что заявлена температура в −35 °C, межсервисный интервал — в 250 тыс. км / 5 лет, указан типичный состав (этиленгликоль, присадки). «Карбоксилатная технология подразумевает такие условия эксплуатации», — резюмирует начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс».

А вот итальянский антифриз Eni отличается от предыдущих продуктов не только упаковкой, которой мы пели дифирамбы чуть выше. Есть существенный момент. Уже после закупки специалисты определили: эта охлаждающая жидкость относится к G11, а не к G12. Маркировку, напрямую говорящую об этом, мы не нашли. Тем не менее провести экспертизу данного антифриза все же решили.

Eni не просто крупная нефтегазовая компания, а еще владелец заводов, заправок, газопроводов. Автомобилистам известна как производитель смазочных материалов. Имеет узнаваемый по всему миру логотип — огнедышащую собаку как символ энергии.

— Цвет жидкости в отличие от многих других антифризов синий, — говорит Евгений Рязанов. — Отсылки к привычной классификации охлаждающих жидкостей, предложенной компанией Volkswagen, в самом деле нет. Контрэтикетка двухслойная и содержит минимум данных. Можно узнать, что в составе содержится этиленгликоль, и это предсказуемо. Несмотря на то что информация на упаковке скудная, я бы доверял качеству этой продукции. Бренд говорит сам за себя.

Результаты хроматографического исследования

Все канистры, приобретенные нами во время контрольной закупки (в том числе пять банок, указанных выше), в закрытом виде были доставлены в Государственный комитет судебных экспертиз.

Эксперты исследовали образцы с помощью метода газожидкостной хроматографии — так же, как в свое время моторное масло. Специальный прибор (хроматограф) анализировал пробу, разделяя ее на компоненты. Затем детектор регистрировал их. Цифровая картинка получалась в виде хроматограммы.

Подчеркнем, что среди специалистов этот метод считается весьма достоверным при определении основного химического состава.

— В составе образца №23 (Mannol. — Прим. Onliner) заявлен этиленгликоль, — объявляет результат Павел Шендик, заместитель начальника отдела химических исследований веществ неизвестной природы Центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз. — Нами обнаружены вода, этиленгликоль и 2-этилгексановая кислота (может использоваться в качестве присадки). Все соответствует тому, что изложено на этикетке. Подозрительных компонентов не выявлено.

Во время исследования антифриза, выступавшего под №24 (Onzoil), крамолы тоже обнаружено не было: вода, этиленгликоль, глицерин, 2-этилгексановая кислота.

Вспомните, мы упоминали выше, что термин «водно-гликолевая смесь» косвенно предполагает наличие глицерина. В небольших количествах этот компонент может присутствовать в антифризе. Хотя не все производители декларируют его, указывая на этикетке.

— Судя по хроматограмме охлаждающей жидкости под №25 (Sintec. — Прим. Onliner), состав, указанный на этикетке, соответствует действительному, — говорят эксперты.

А вот по поводу образца №26 (Lesta) есть замечание. «Обнаружен незадекларированный глицерин, причем не на уровне микропримеси, а в объеме, который мог бы быть указан. В остальном стандартный „набор“: этиленгликоль, вода, 2-этилгексановая кислота», — утверждает Павел Шендик.

Заключение относительно антифриза за №27 (Eni) тоже имеет некоторую особенность. Кроме этиленгликоля обнаружена небольшая примесь диэтиленгликоля. По словам экспертов, в незначительном количестве это допускается, тем более что он присутствует на уровне примесного компонента.

Результаты исследования pH и температуры начала кристаллизации

После этого все образцы были опечатаны специальной защитной наклейкой (при попытке сорвать ее появляется надпись «Вскрыто») и переданы в научно-исследовательскую испытательную лабораторию гидропневмосистем и нефтепродуктов БНТУ. Это орган по сертификации, который уполномочен проводить исследования технических жидкостей, в том числе антифризов.

— Испытания проводились по двум показателям, — напоминает Дмитрий Жилянин, старший научный сотрудник лаборатории. — По водородному показателю (pH) все образцы соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза. Что же касается температуры начала кристаллизации, то результаты оказались разными.

Дмитрий Жилянин

Так, у антифриза Mannol температура начала кристаллизации обеспечена с большим запасом и составляет –44 °C (при норме по техрегламенту Таможенного союза –35 °C).

У Onzoil, как свидетельствует результат исследования, она составила –36,5 °C.

Заметим, что на лицевой этикетке антифриза указано «–40... +120».

Российский антифриз Sintec по исследуемому параметру даже превышает то, что указано на упаковке, — минус 41,5 °C (на этикетке значится –40 °C).

Удивил результат литовской охлаждающей жидкости Lesta (на этикетке заявлено –35 °C). Как гласит заключение аккредитованной лаборатории, де-факто температура начала кристаллизации составила –32 °C. Напомним, что норма по техрегламенту Таможенного союза — минус 35 °C.

На пакете итальянского антифриза Eni температурный режим обозначена хитро. Фразу можно перевести как «замерзает до −40». В БНТУ установили, что первые кристаллики льда стали образовываться при –37,5 °C.


В этот раз хроматографическое исследование не выявило ничего крамольного: состав ожидаемый, никаких запрещенных веществ (речь про метанол) не обнаружено. А вот показатели по температуре начала кристаллизации сильно разнятся. Охлаждающие жидкости Onzoil и Eni в этом отношении соответствуют требованиям законодательства, Sintec выполнен с небольшим запасом, а Mannol и вовсе лидирует с огромным отрывом. Неожиданным оказался результат лишь у литовской Lesta (антифриз стал замерзать при –32 °C). Хотя предприятие, напомним, имеет большой опыт в производстве автохимии и приличную лабораторию.

G12+, цвет жидкости: красный, объём: 1 л
G12, цвет жидкости: красный, объём: 1 л
Нет в наличии
G12, цвет жидкости: красный, объём: 0.9 л
G12, цвет жидкости: красный, объём: 1 л
G11, цвет жидкости: синий, объём: 1 л
Нет в наличии

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by