Там, где есть настоящая зима. Как автомобилисты Швеции подстраиваются под суровые холода

22 060
28 февраля 2020 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by

Там, где есть настоящая зима. Как автомобилисты Швеции подстраиваются под суровые холода

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by

Будем откровенны: наша зима в этом сезоне — полный провал. Те два с половиной дня, когда на улицах лежал снег, — не в счет. Многие автомобилисты всерьез задумались, а стоило ли покупать зимнюю резину? В Скандинавии же еще не забыли, как выглядят лед и снежная каша на асфальте. Побывав на тесте новой линейки шин от Michelin в северной Швеции, мы расспросили местных водителей об автомобильных стереотипах. Можно ли им ездить без шипов? Правда ли, что дороги там не посыпают солью, а разрешенный порог опьянения намного выше нашего?

Местом для тестирования шин Michelin X-Ice Snow было выбрано озеро у города Умео. Просто именно там в уходящем сезоне случились настоящие лед и снег. Обычно в этом университетском городке термометр поднимается выше нуля только с апреля по октябрь. Средняя температура в феврале — минус 12. В таких условиях автомобилисты определенно знают, что такое зимнее вождение и как с ним жить. Мы поговорили с тремя автовладельцами на тему распространенных слухов о скандинавских дорогах зимой.

Авто или велик?

Дарья переехала в Умео девять лет назад. Поначалу ездила на велосипеде, а потом пересела в автомобиль, хотя уверяет, что это было вовсе не обязательно: «Горожанам здесь машина совсем не нужна. В Умео живет всего 80 тысяч человек, вместе с приезжими студентами выходит 115 тысяч. Большинство передвигается на велосипедах. Даже зимой. На моей первой родине принято считать, мол, в нашем климате на великах можно погонять только три месяца в году. Посмотрите на шведские улицы — здесь полно велосипедистов».

«Я же купила машину (Peugeot), потому что мерзляк. Просто хотелось, чтобы было тепло, — признается девушка. — Все состоявшиеся люди стараются соответствовать определенному уровню. Например, смартфон, выпущенный три года назад, уже не купить. Примерно такая же картина и среди автомобилей, только с временным отрезком в восемь лет. После этого срока можно не рассчитывать на бесплатную замену запчасти, вышедшей из строя не по вине владельца. Откровенно старые модели покупают студенты — сами их восстанавливают и потом катаются в основном ради фана. Для совсем молодых ребят есть так называемый mopedbil. Имея на руках права на управление мопедом, даже 15-летний подросток может управлять такой машинкой. Но едет она не более 45 км/ч. И все же главное средство передвижения в городе — велосипеды. Их даже „переобувают“ на зиму».

Обязательно шиповки?

Действительно, на улицах Швеции можно встретить много великов с шипованной резиной. Напомним, белорусские ПДД запрещают движение по дорогам на велосипедах в условиях снегопада или гололедицы (в том числе по тротуару, являющемуся элементом дороги).

Более того, есть даже шипованные ботинки. И в общественные здания, где уложено деревянное напольное покрытие (например, в библиотеке), вход в такой обуви запрещен. Что делать посетителям? Для них предусмотрены резиновые тапочки.

Насколько обязательным атрибутом автомобилиста являются шипы, мы спросили у Нотиса, инструктора местной школы экстремального вождения. Вопрос спорный, ибо с 2013 года с подачи дорожников и экологов в странах Евросоюза число шипов на шинах было ограничено: не более 50 штук на погонный метр протектора (можно больше, если производитель докажет их безвредность). Экологи пришли к выводу, что во время движения на шипованной резине автомобиль «выдирает» из асфальта мельчайшие частички покрытия (фактически пыль) и разбрасывает их за собой. Они поднимаются в воздух и распространяются на высоте не более двух метров. По выводам исследователей горожане вместе с воздухом вдыхают и эти частички.

На самом деле сегодня нет закона, строго запрещающего движение на шипованных шинах по стране. Есть лишь несколько улиц (всего их семь) в крупных городах Швеции — только на них нельзя заезжать с установленными на колесах шипами. На сто процентов это не доказано, однако утверждают, что из-за шлифования дорожного покрытия шипами в воздух поднимаются частицы PM10. Известно, что их находят в пыли и дыме, вещество признано загрязняющим. Поэтому на улицах, где концентрация частиц PM10 может превысить допустимый уровень, действует запрет. К слову, он продиктован не исключительно шипами, но это способ урегулировать ситуацию.


Конечно, в Швеции ведутся дискуссии об экологичности использования шипов, однако о полном запрете речь не идет. Водители выбирают сами. Если на юге страны большинство автомобилистов «переобуваются» в обыкновенную «зиму», то на севере (как здесь, в Умео) без шипов порой не обойтись.

Неужели дороги не обрабатывают солью?

Во время поездки нельзя было не обратить внимание на обработку дорог и улиц. Большинство городских магистралей и тротуаров покрыты мелкой гравийной крошкой, местами встречаются участки со льдом, в который эти камешки успели вмерзнуть. Но сам лед не спешат убирать.

На загородных дорогах другая ситуация. Основные трассы расчищены до асфальта, а второстепенные оставлены в снежной белизне.

Нотис опровергает стереотип о запрете на соль в Скандинавии: «Обработка зависит от класса дороги. Их делят на несколько категорий. Для каждой — свой антигололедный материал. Причем правила могут разниться в зависимости от региона или лена (единица территориального деления в Швеции. — Прим. Onliner). На севере, например, снег порой не убирают совсем, только утрамбовывают, а сверху покрывают гравием. И да, конечно, соль с химдобавками используют — в основном для уничтожения гололедицы».

Что делать с минимальным световым днем?

Как известно, чем ближе к полюсу, тем меньше света зимой. Шведы придумали изящный способ избежать проблем — они устанавливают дополнительные лампы на решетку радиатора. По словам местного жителя Марка, главное требование закона — такие элементы не должны закрывать своим корпусом номера госрегистрации. Остальное — на усмотрение автовладельца, степень яркости не оговаривается.

«Это привычное дело на севере страны, тогда как на юге вы их не увидите, — говорит мужчина. — Зимой бóльшую часть времени темно, а расстояние между населенными пунктами приличное. Те, кто часто ездит между городами, устанавливают дополнительный свет. На загородных дорогах конец проезжей части обозначается прутьями, воткнутыми в сугробы: красного цвета — за ними сразу идет кювет, зеленого — за ними есть металлическое ограждение. Порой не всегда их можно разглядеть в полной темноте».

«Еще одна причина установки ламп — дикие животные, — продолжает шведский автомобилист. — Напомню, что одним из символов Швеции является лось. Думаю, вы догадываетесь, насколько опасно столкновение с этим длинноногим зверем. Лоси и олени часто выходят на дороги. Выхватить из темноты их силуэт и помогают допфары. В случае аварии с животным, когда оно гибнет, забирать тушу нельзя. Водитель должен позвонить в полицию, они возьмут заботы на себя. Автомобилисту придется заплатить за сбитое животное только в одном случае — если это северный олень. Потому что все особи охраняются и принадлежат кому-то из заводчиков. За ремонт машины автовладелец платить не будет, если имеет специальную страховку. У меня она есть, переплата по сравнению со стандартной страховкой — всего пара сотен в год (речь о кронах, то есть выходит пара десятков евро. — Прим. Onliner)».

Правда ли, что в Скандинавии проще относятся к алкоголю за рулем?

Логика у распространителей этого слуха такова: раз холодно — люди чаще согреваются, в том числе алкоголем. А потому и отношение к нетрезвым несколько иное, чем у нас, — попроще, полояльнее. Марк категорически утверждает, что это не так.

«Предельно допустимое значение — 0,2 промилле в крови. Если больше — следует наказание, — говорит швед. — Но тут есть градация. Не просто штраф и лишение — как, вы говорите, действует у вас. Есть понятие „нетрезвый водитель“ — до 1 промилле. За такое нарушение предусмотрен штраф, который формируется исходя из уровня доходов человека. Его назначает не полиция, а суд. Если больше 1 промилле — это пьяный водитель, а следовательно, тюремное заключение. Срок — 3 месяца и больше без права выкупа. Чем выше количество промилле алкоголя в организме, тем больше срок. Никаких „отношений попроще“».

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг)
Нет в наличии
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг), евроэтикетка: C/A/68 дБ
Нет в наличии

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by