20 марта 2020 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский

СТО: «Клиент, не заплатив, скрылся во время тест-драйва». Автовладелец: «Сделали ремонт по завышенным ценам»

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский

Небывалая история — в редакцию обратилась станция техобслуживания с жалобой на клиента. Вообще, мы привыкли слышать нарекания именно со стороны автовладельцев. А тут обратная ситуация: как утверждают в компании, мужчина сделал ремонт, но не рассчитался за него. По-другому заставил взглянуть на эти взаимоотношения тот факт, что речь идет о Виталии, фигуранте нашей недавней статьи «Странная история с автохаусом» и той самой Mazda, ставшей предметом конфликта с автокомиссионкой. Сам мужчина уверяет, что СТО требует от него немалую сумму, однако доказать ее обоснованность там не могут.

Вкратце о конфликте с автохаусом

По словам Виталия, его Mazda увезли со стоянки и заявили, что рассчитались с ним, хотя денег он не видел. Мужчина уверяет: проблемы начались после того, как он попытался забрать автомобиль с комиссионной площадки, желая продать его самостоятельно.

У автохауса другая версия событий: Mazda не принимали на комиссию вовсе, она шла в зачет при покупке другой машины — Infiniti, это было оговорено заранее. Клиент же, по версии комиссионки, пытался вернуть себе техпаспорт и выехать на Mazda со стоянки, что практически означает передачу права собственности. Там считают, что столкнулись с попыткой провернуть серую схему получения денег с одновременным возвратом автомобиля.

Виталий вызвал милицию, написал заявление, однако ответом на него стал отказ в возбуждении какого-либо делопроизводства. Автомагазин в свою очередь решил не писать сразу встречное заявление, так как в милиции объяснили, что в единичном случае сложно доказать умысел.

При чем здесь СТО?

Известно, что Виталий уговорил бывшего владельца Infiniti на обмен с доплатой в том числе с помощью аргумента о состоянии своей немолодой Mazda (пробег — около 300 тыс. км). Уверял, что подвеска полностью новая. Эти слова получили свое подтверждение при независимой диагностике — действительно, элементы ходовой части были в отличном состоянии. Как утверждает Александр, являющийся представителем станции «Слесар» (юрлицо ООО «Опскон»), это результат работы его мастеров. Правда, по словам мужчины, ни за работу, ни за запчасти Виталий не рассчитался и просто уехал с территории СТО во время тест-драйва. Уже несколько месяцев компания пишет заявления в милицию и прокуратуру, однако до сих пор не может получить от клиента деньги за обслуживание и ремонт Mazda.

«Осенью 2018-го на станцию стал приходить Виталий с просьбой заменить то лампочку, то сайлент-блок — в общем, по мелочи, — рассказывает начало истории представитель СТО. — Он хорошо, почти как товарищ, стал общаться с руководителем станции. В итоге после многочисленных обращений Виталий был полностью доволен и удовлетворен качественной и быстрой работой СТО. В январе 2019-го он приехал с просьбой полностью отремонтировать подвеску. В ходе обсуждения заказа мужчина довольно подробно согласовывал все работы, стоимость и качество запчастей, а также время».

«К февралю мы все сделали, вышло около 3,5 тыс. рублей, — продолжает собеседник. — Бóльшую часть этой суммы по согласованию с заказчиком потратили на закупку запчастей: масляный, воздушный фильтры, фильтр АКПП, пружины подвески, жидкость АКПП, тормозные шланги, моторное масло, тросы стояночного тормоза, ролики, свечи, прокладка клапанной крышки, пыльники, опоры амортизаторов, ступичный подшипник, рычаги подвески и другое».

«Взял на тест-драйв и уехал»

«Виталий оставил свой автомобиль на оговоренный срок и уехал ожидать звонка о готовности, но на этот раз не оставил приемщику техпаспорт, — говорит Александр. — Приемщик в свою очередь этому особого значения не придал — Виталий же считался постоянным и добросовестным клиентом, да и с руководителем дружил. Мне мастера намекнули, мол, долга накопилось немало. В итоге с коллегами решили поступить так: Mazda отремонтируем, но она останется у нас на станции до полного расчета».

По словам представителя станции, Виталий пообещал приехать в назначенный день, передать деньги и забрать Mazda: «Встреча была назначена на 18:00. Но клиент приехал в 14:00, выбрав момент отсутствия руководителя. Он попросил мастеров предоставить ему машину, чтобы проехать на ней по площадке перед зданием СТО — проверить работу подвески. Ему не отказали. А в следующий момент Виталий, резко стартанув с места, просто уехал, не подписав документы по обслуживанию и не рассчитавшись. Позже все-таки позвонил — с жалобами на севшую АКБ. После работ по регулировке схождения/развала заряд был действительно мал, о чем водителя предупредили. Поэтому и назначили встречу на 18:00 — нужно было время, чтобы зарядить аккумулятор. В разговоре Виталий негодовал, что чуть не вылетел с дороги после такого ремонта, а из-за разряженной АКБ не может приехать рассчитаться. „Приеду в понедельник“, — говорил он в пятницу, а во вторник не поднимал трубку».

«Через какое-то время общение по телефону все же состоялось, — вспоминает руководитель станции. — Позвонил сам клиент, с претензиями: мол, он заехал на другую станцию, и там сказали, что ремонт некачественный. Попросил прислать документы об обслуживании. В ответ на такое заявление мы направили заказное письмо с описью вложения и обратным уведомлением на адрес местожительства Виталия — письмо осталось на почте. Также информационное письмо о задолженности мы направили по месту работы клиента — в рекламную компанию, с которой у СТО был заключен договор о рекламе».

«Там сообщили, что не компенсируют своим сотрудникам ремонт личного транспорта и не имеют отношения к этому автомобилю, — обращает внимание собеседник. — Кроме того, компания провела внутреннюю проверку по поводу деятельности сотрудника и обнаружила махинации с распределением заказов по рекламе. Вскоре эта фирма прекратила сотрудничество с Виталием. Позже мы узнали о претензиях мужчины к одному из турагентств — ссылаясь на действующее законодательство, он требовал вернуть ему деньги. В итоге мы сделали вывод, что почерк мужчины — вариант потребительского экстремизма с глубоким изучением законов».

С заявлением — в милицию

Пока в этой истории нет логического завершения. В марте прошлого года директор СТО подал заявление в РУВД, в котором указал общую сумму долга — более 3,5 тыс. рублей, из которых 2,2 тыс. ушли только на запчасти: «Сразу найти мужчину не удалось — он уехал на свою родину в Россию. Насколько известно, Виталий пояснил правоохранителям, что ремонт признает и не отказывается рассчитаться, если СТО предоставит документы о закупке запчастей — ведь стоимость ремонта составила треть цены всего автомобиля. Также среди объяснений фигурировала фраза „стоимость ремонта и стоимость покупки автозапчастей со мной не согласовывали“. С очередным заявлением в прокуратуру и милицию руководитель станции предоставил копии накладных на покупку запчастей, записи телефонных разговоров, в которых Виталий подробно обсуждает с приемщиком все виды и стоимость работ, а также качество, производителя и стоимость материалов. Милицией была выставлена „карточка ИПК-поиск“ (розыск лиц). Это означает, что в случае появления разыскиваемого в стране его пригласят для опроса. По возвращении Виталия на территорию Беларуси его местонахождение установили и обязали прибыть в отделение для дачи показаний. Он пояснял, что сомневается в качестве произведенного ремонта».

Как итог — отказ в возбуждении уголовного дела по заявлению СТО и совет обращаться в суд с гражданским иском. После были письма в прокуратуру и множественные звонки Виталию с предложением договориться вне судебного заседания. Последний на момент публикации ответ из правоохранительных органов не сильно отличается от первого: в действиях гражданина не усматривается состав преступления, предусмотренного статьей «Мошенничество», достаточно объективных данных не получено.

«Выходит, Виталию не удалось провернуть схемы в рекламном агентстве, автохаусе и турагентстве, а мы попались, — делает вывод представитель СТО. — Сотрудники автокомиссионки уточняли у милиции, могут ли они написать встречное заявление по факту мошенничества. Тем же вопросом в свое время задалась и наша станция. В итоге все получили ответ, что в единичных случаях будет сложно доказать умысел. Но мы не теряем надежды на фоне того, что случаи отнюдь не единичны».

Комментарий клиента

Виталий считает, что станция просто захотела больше денег, чем реально потратила:

— История претензий СТО длится уже год, наверное. Считаю, стоимость работ и запчастей завышена. Починили машину стоимостью в 4,5 тыс. долларов на 3,8 тыс. рублей. Им показалось, что это актуальная цена. Половина ее рыночной цены — за замену пары сайлент-блоков. Дело закончилось ничем. Я жду от них документального подтверждения работ, а они пытались решить проблему через заявления в милицию, прокуратуру. Я ходил, давал одни и те же объяснения: пускай предоставляют достоверные данные, и я буду вести диалог. Но они отказываются, подтверждения требований до сих пор не прислали. Это гражданско-правовые отношения. Пусть идут в суд, но СТО этого не делает. Почему? Потому что у них нет нужных бумаг, доказывающих легальность предъявленной суммы, нет документов, подтверждающих замену тех запчастей, которые они по факту не меняли. Например, за замену прокладки клапанной крышки выставили 300 долларов. В ответ на мой вопрос указали, что заменили всю крышку из-за трещины. Хотя поставили бэушную крышку. Где можно официально купить б/у крышку и зачем ее менять, если я не просил? Нет ни одного заявления от моего имени с просьбой менять крышку — только прокладку.

— Прошел год, а станция до сих пор не обратилась в суд. Если бы были доказательства, суд встал бы на их сторону, а я вынужден был бы оплатить. Но доказательств нет. Люди брали с меня деньги без чеков, брали машину без заявлений — на мой взгляд, чтобы уйти от налогов. Когда мне предъявили претензии, в ответ я сказал: «Это несерьезно. Предоставьте закупочный список материалов, установленных на мою Mazda». Мне показывали заказ-наряды, предлагали согласиться с ними. Я отказался. На этом разговор и закончился.

— Я приехал, сказал, что сумма меня не устраивает и что я собираюсь выйти на диалог с руководством, спокойно забрал свою машину. Как я мог уехать на ней, не подписав заказ-наряды? Мне их просто не дали, никаких бумаг не было. Я не уклонялся от каких бы то ни было документов. То, что их не предоставили, — другое дело. У сотрудников не было оснований для удержания моей машины, никаких вопросов в том, чтобы уехать с СТО, не было. Позже человек, представившийся руководителем, настаивал на большой сумме, но я ответил: «Нет, не будет такой цифры без подтверждения». Тогда он заявил, что собирается идти в милицию. Я не препятствовал.

 

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by