Небывалая история — в редакцию обратилась станция техобслуживания с жалобой на клиента. Вообще, мы привыкли слышать нарекания именно со стороны автовладельцев. А тут обратная ситуация: как утверждают в компании, мужчина сделал ремонт, но не рассчитался за него. По-другому заставил взглянуть на эти взаимоотношения тот факт, что речь идет о Виталии, фигуранте нашей недавней статьи «Странная история с автохаусом» и той самой Mazda, ставшей предметом конфликта с автокомиссионкой. Сам мужчина уверяет, что СТО требует от него немалую сумму, однако доказать ее обоснованность там не могут.
По словам Виталия, его Mazda увезли со стоянки и заявили, что рассчитались с ним, хотя денег он не видел. Мужчина уверяет: проблемы начались после того, как он попытался забрать автомобиль с комиссионной площадки, желая продать его самостоятельно.
У автохауса другая версия событий: Mazda не принимали на комиссию вовсе, она шла в зачет при покупке другой машины — Infiniti, это было оговорено заранее. Клиент же, по версии комиссионки, пытался вернуть себе техпаспорт и выехать на Mazda со стоянки, что практически означает передачу права собственности. Там считают, что столкнулись с попыткой провернуть серую схему получения денег с одновременным возвратом автомобиля.
Виталий вызвал милицию, написал заявление, однако ответом на него стал отказ в возбуждении какого-либо делопроизводства. Автомагазин в свою очередь решил не писать сразу встречное заявление, так как в милиции объяснили, что в единичном случае сложно доказать умысел.
Известно, что Виталий уговорил бывшего владельца Infiniti на обмен с доплатой в том числе с помощью аргумента о состоянии своей немолодой Mazda (пробег — около 300 тыс. км). Уверял, что подвеска полностью новая. Эти слова получили свое подтверждение при независимой диагностике — действительно, элементы ходовой части были в отличном состоянии. Как утверждает Александр, являющийся представителем станции «Слесар» (юрлицо ООО «Опскон»), это результат работы его мастеров. Правда, по словам мужчины, ни за работу, ни за запчасти Виталий не рассчитался и просто уехал с территории СТО во время тест-драйва. Уже несколько месяцев компания пишет заявления в милицию и прокуратуру, однако до сих пор не может получить от клиента деньги за обслуживание и ремонт Mazda.
«Осенью 2018-го на станцию стал приходить Виталий с просьбой заменить то лампочку, то сайлент-блок — в общем, по мелочи, — рассказывает начало истории представитель СТО. — Он хорошо, почти как товарищ, стал общаться с руководителем станции. В итоге после многочисленных обращений Виталий был полностью доволен и удовлетворен качественной и быстрой работой СТО. В январе 2019-го он приехал с просьбой полностью отремонтировать подвеску. В ходе обсуждения заказа мужчина довольно подробно согласовывал все работы, стоимость и качество запчастей, а также время».
«К февралю мы все сделали, вышло около 3,5 тыс. рублей, — продолжает собеседник. — Бóльшую часть этой суммы по согласованию с заказчиком потратили на закупку запчастей: масляный, воздушный фильтры, фильтр АКПП, пружины подвески, жидкость АКПП, тормозные шланги, моторное масло, тросы стояночного тормоза, ролики, свечи, прокладка клапанной крышки, пыльники, опоры амортизаторов, ступичный подшипник, рычаги подвески и другое».
«Виталий оставил свой автомобиль на оговоренный срок и уехал ожидать звонка о готовности, но на этот раз не оставил приемщику техпаспорт, — говорит Александр. — Приемщик в свою очередь этому особого значения не придал — Виталий же считался постоянным и добросовестным клиентом, да и с руководителем дружил. Мне мастера намекнули, мол, долга накопилось немало. В итоге с коллегами решили поступить так: Mazda отремонтируем, но она останется у нас на станции до полного расчета».
По словам представителя станции, Виталий пообещал приехать в назначенный день, передать деньги и забрать Mazda: «Встреча была назначена на 18:00. Но клиент приехал в 14:00, выбрав момент отсутствия руководителя. Он попросил мастеров предоставить ему машину, чтобы проехать на ней по площадке перед зданием СТО — проверить работу подвески. Ему не отказали. А в следующий момент Виталий, резко стартанув с места, просто уехал, не подписав документы по обслуживанию и не рассчитавшись. Позже все-таки позвонил — с жалобами на севшую АКБ. После работ по регулировке схождения/развала заряд был действительно мал, о чем водителя предупредили. Поэтому и назначили встречу на 18:00 — нужно было время, чтобы зарядить аккумулятор. В разговоре Виталий негодовал, что чуть не вылетел с дороги после такого ремонта, а из-за разряженной АКБ не может приехать рассчитаться. „Приеду в понедельник“, — говорил он в пятницу, а во вторник не поднимал трубку».
«Через какое-то время общение по телефону все же состоялось, — вспоминает руководитель станции. — Позвонил сам клиент, с претензиями: мол, он заехал на другую станцию, и там сказали, что ремонт некачественный. Попросил прислать документы об обслуживании. В ответ на такое заявление мы направили заказное письмо с описью вложения и обратным уведомлением на адрес местожительства Виталия — письмо осталось на почте. Также информационное письмо о задолженности мы направили по месту работы клиента — в рекламную компанию, с которой у СТО был заключен договор о рекламе».
«Там сообщили, что не компенсируют своим сотрудникам ремонт личного транспорта и не имеют отношения к этому автомобилю, — обращает внимание собеседник. — Кроме того, компания провела внутреннюю проверку по поводу деятельности сотрудника и обнаружила махинации с распределением заказов по рекламе. Вскоре эта фирма прекратила сотрудничество с Виталием. Позже мы узнали о претензиях мужчины к одному из турагентств — ссылаясь на действующее законодательство, он требовал вернуть ему деньги. В итоге мы сделали вывод, что почерк мужчины — вариант потребительского экстремизма с глубоким изучением законов».
Пока в этой истории нет логического завершения. В марте прошлого года директор СТО подал заявление в РУВД, в котором указал общую сумму долга — более 3,5 тыс. рублей, из которых 2,2 тыс. ушли только на запчасти: «Сразу найти мужчину не удалось — он уехал на свою родину в Россию. Насколько известно, Виталий пояснил правоохранителям, что ремонт признает и не отказывается рассчитаться, если СТО предоставит документы о закупке запчастей — ведь стоимость ремонта составила треть цены всего автомобиля. Также среди объяснений фигурировала фраза „стоимость ремонта и стоимость покупки автозапчастей со мной не согласовывали“. С очередным заявлением в прокуратуру и милицию руководитель станции предоставил копии накладных на покупку запчастей, записи телефонных разговоров, в которых Виталий подробно обсуждает с приемщиком все виды и стоимость работ, а также качество, производителя и стоимость материалов. Милицией была выставлена „карточка ИПК-поиск“ (розыск лиц). Это означает, что в случае появления разыскиваемого в стране его пригласят для опроса. По возвращении Виталия на территорию Беларуси его местонахождение установили и обязали прибыть в отделение для дачи показаний. Он пояснял, что сомневается в качестве произведенного ремонта».
Как итог — отказ в возбуждении уголовного дела по заявлению СТО и совет обращаться в суд с гражданским иском. После были письма в прокуратуру и множественные звонки Виталию с предложением договориться вне судебного заседания. Последний на момент публикации ответ из правоохранительных органов не сильно отличается от первого: в действиях гражданина не усматривается состав преступления, предусмотренного статьей «Мошенничество», достаточно объективных данных не получено.
«Выходит, Виталию не удалось провернуть схемы в рекламном агентстве, автохаусе и турагентстве, а мы попались, — делает вывод представитель СТО. — Сотрудники автокомиссионки уточняли у милиции, могут ли они написать встречное заявление по факту мошенничества. Тем же вопросом в свое время задалась и наша станция. В итоге все получили ответ, что в единичных случаях будет сложно доказать умысел. Но мы не теряем надежды на фоне того, что случаи отнюдь не единичны».
Виталий считает, что станция просто захотела больше денег, чем реально потратила:
— История претензий СТО длится уже год, наверное. Считаю, стоимость работ и запчастей завышена. Починили машину стоимостью в 4,5 тыс. долларов на 3,8 тыс. рублей. Им показалось, что это актуальная цена. Половина ее рыночной цены — за замену пары сайлент-блоков. Дело закончилось ничем. Я жду от них документального подтверждения работ, а они пытались решить проблему через заявления в милицию, прокуратуру. Я ходил, давал одни и те же объяснения: пускай предоставляют достоверные данные, и я буду вести диалог. Но они отказываются, подтверждения требований до сих пор не прислали. Это гражданско-правовые отношения. Пусть идут в суд, но СТО этого не делает. Почему? Потому что у них нет нужных бумаг, доказывающих легальность предъявленной суммы, нет документов, подтверждающих замену тех запчастей, которые они по факту не меняли. Например, за замену прокладки клапанной крышки выставили 300 долларов. В ответ на мой вопрос указали, что заменили всю крышку из-за трещины. Хотя поставили бэушную крышку. Где можно официально купить б/у крышку и зачем ее менять, если я не просил? Нет ни одного заявления от моего имени с просьбой менять крышку — только прокладку.
— Прошел год, а станция до сих пор не обратилась в суд. Если бы были доказательства, суд встал бы на их сторону, а я вынужден был бы оплатить. Но доказательств нет. Люди брали с меня деньги без чеков, брали машину без заявлений — на мой взгляд, чтобы уйти от налогов. Когда мне предъявили претензии, в ответ я сказал: «Это несерьезно. Предоставьте закупочный список материалов, установленных на мою Mazda». Мне показывали заказ-наряды, предлагали согласиться с ними. Я отказался. На этом разговор и закончился.
— Я приехал, сказал, что сумма меня не устраивает и что я собираюсь выйти на диалог с руководством, спокойно забрал свою машину. Как я мог уехать на ней, не подписав заказ-наряды? Мне их просто не дали, никаких бумаг не было. Я не уклонялся от каких бы то ни было документов. То, что их не предоставили, — другое дело. У сотрудников не было оснований для удержания моей машины, никаких вопросов в том, чтобы уехать с СТО, не было. Позже человек, представившийся руководителем, настаивал на большой сумме, но я ответил: «Нет, не будет такой цифры без подтверждения». Тогда он заявил, что собирается идти в милицию. Я не препятствовал.
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by