561
28 марта 2020 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

«Это как забить гол из офсайда». Разбираем объезд очереди на светофоре

Одним из самых раздражающих маневров в городе Юрий Краснов называет поворот не из того ряда, а точнее, вызывающий объезд очереди на перекрестках. Этот финт становится все более популярным в условиях роста автомобилизации в Минске. «Однако не все так однозначно. Иногда это вынужденный маневр, обусловленный особенностями организации дорожного движения, хотя чаще, конечно, уместно говорить о наглости», — считает ведущий рубрики.

«В очередь, водители, в очередь!»

— Ты как приличный гражданин занимаешь свое место в очереди на перекрестке, терпеливо ждешь зеленого, а кто-то встревает впереди без разрешения. Очень раздражает, знаете ли! — возмущается Юрий Краснов. — А бывает, что это носит массовый характер: один объехал, потом другой, иногда еще и третий, четвертый, пятый...

Примечательно, что такие водители порой сами медлят, когда загорается зеленый сигнал. Стоят, ждут чего-то, пока кто-нибудь не просигналит сзади. То есть вроде бы ты торопишься, но потом вдруг сам всех тормозишь. Верх эгоизма!

— Выделил бы два ключевых момента, — продолжает ведущий «Разборов...». — Во-первых, безнаказанность подобного нарушения в абсолютном большинстве случаев. А во-вторых, реакция остальных водителей, которые могут не справиться со вспышкой гнева. К чему это приводит, мы прекрасно понимаем и много раз видели.

Юрий Краснов сам недавно оказался в ситуации, когда перед ним стали выполнять подобный финт: «Двигался спокойно по ул. Хоружей, даже очень спокойно. Ехавший впереди BMW никуда не спешил, и поначалу видимой причины не было. Но на перекрестке с ул. Богдановича он вдруг включил указатель поворота и перестроился перед очередью из поворачивающих налево».

Вынужденное или осознанное?

Как это обычно происходит, Юрий Краснов демонстрирует ситуацию на модельках автомобилей. Перед светофором скапливается очередь, ожидающая зеленую стрелку. Внезапно из соседней полосы кто-то перестраивается и останавливается перед первой машиной.

— Часто видимой причины для такого маневра, кроме спешки отдельно взятого автомобилиста, нет, — рассуждает ведущий рубрики. — Склонны к подобным нарушениям водители, которые считают себя профессионалами. Это шоферы служб доставки, таксисты, курьеры и так далее. Мол, нам важнее, мы тут делом заняты, а вы, автолюбители, можете и подождать.

Просто есть люди, которые не любят стоять в очереди. Их жизненный принцип — кто первый встал, того и тапки. Интересно, в магазинах они так же себя ведут?

Другая категория нарушителей — это те, кто хорошо знает особенности перекрестка и маршрута и исходит из собственных параметров превосходства: «я быстрый», «шустрее соображаю», «у меня мощная машина».

Но в определенных местах и для некоторых водителей это все же вынужденное поведение. Например, на ул. Хоружей (возле Комаровского рынка) находится карман для маршруток. Выезд расположен слишком близко к стоп-линии, и перестроиться в крайний левый ряд у маршрутчиков нет никакой возможности, кроме как объехав очередь.

И это не единичный случай! В похожей ситуации часто оказываются водители общественного транспорта, которые (например, на перекрестке Купалы — Богдановича) иногда вынуждены поворачивать не из того ряда.

На перекрестке улиц Сурганова и Чорного наблюдаем, как шофер автобуса, у которого не было возможности перестроиться в крайний левый ряд, поворачивает из средней полосы. Можно понять! Но водитель Toyota явно злится и начинает сигналить.

— Водители общественного транспорта на этом пересечении при вынужденном повороте из среднего ряда умышленно попадают в правый карман, чтобы не провоцировать аварийную обстановку, и терпеливо ждут, — замечает ведущий «Разборов...». — То есть действуют максимально корректно. Но реакция автомобилиста очень показательная.

Это можно трактовать как элемент агрессивного вождения

Самые опасные последствия после объезда очереди — это реакция второй стороны. Если водитель, которого совершенно наглым образом объехали на перекрестке, не сможет совладать с нервами и начнет реагировать, то жди беды.

— «Объезжальщики» могут как остановиться впереди очереди, так и выполнить поворот из соседнего ряда, — раскладывает сценарии Юрий Краснов. — Во втором случае при маневре может начаться конкурентная борьба, особенно если при этом придется попадать в одну полосу.

Но даже если количества рядов достаточно, конфликты все равно не исключены.

— Водитель, ожидавший зеленого сигнала по ПДД, может воспринимать себя как единственного регулятора в текущий момент, — предполагает ведущий рубрики. — Тогда он стремится проучить нахала, пытаясь, например, загнать на бордюр, опередить, подрезать и так далее.

Это связано с тем, что за поворот вне очереди наказание следует редко. Мы вспомнили лишь один ролик, когда водителя остановили сразу после нарушения. Мгновенная карма, увы, единичный случай.

— За что можно привлечь водителя, объезжающего очередь? Если перед перекрестком установлен знак «Направления движения по полосам», то за нарушение его требований. Когда такого знака нет, то за то, что не занял крайнее положение, — вспоминает милицейское прошлое Юрий Краснов.

«Перед разворотом, поворотом налево или направо водитель обязан, не создавая препятствия и опасности для движения других участников дорожного движения, занять соответствующее крайнее положение на проезжей части дороги, предназначенной для движения в данном направлении...» (п. 63 ПДД)

По мнению ведущего «Разборов...», законодательство в этом отношении требует корректировки:

— Это элемент агрессивного вождения, что может провоцировать других на нарушения. Чтобы зафиксировать подобные маневры, требуется поставить по четыре сотрудника ГАИ на каждом перекрестке. Понятно, что никаких человеческих ресурсов не хватит. Системность привлечения за такие нарушения может быть обеспечена с помощью технических средств, в частности камер, о чем недавно говорили руководители ГУГАИ МВД.

«Объезжальщик» спровоцировал ДТП и спокойно уехал

— Какие еще негативные последствия при объезде очереди могут наступить? — задумывается Юрий Краснов. — Не раз происходили столкновения. В момент загорания зеленого перед первым стоящим начинает вклиниваться «объезжальщик», и ага!

При одновременном выполнении поворота внимание может быть отвлечено на нарушителя. Когда стремление проучить его превыше всего, тогда уже не до пешеходов и встречных автомобилей. Опять-таки опасно!

— Даже если взять мою ситуацию на ул. Хоружей, — приводит пример ведущий рубрики, — то водитель BMW не только замедлил мое движение, но еще и частично перекрыл полосу, что вынудило меня слегка сместиться.

А пару месяцев назад мы стали очевидцами ДТП на пр. Независимости (возле ЦУМа): «объезжальщик» очереди начал снижать скорость, ехавшие следом стали притормаживать, хотя были не готовы (горел же зеленый), и где-то позади произошел «паровозик».

Кстати, как раз в этом месте довольно часто водители решаются на объезд очереди. Причин несколько. Во-первых, при повороте с бульвара Мулявина на проспект не всегда имеется возможность перестроиться в крайний левый ряд — хвост очереди растягивается. Во-вторых, из-за того, что стоп-линия расположена далеко от центра перекрестка, есть место, чтобы остановиться перед первым в очереди. В такой ситуации, например, оказалась девушка на Lexus.


— Объезд очереди на перекрестках, увы, стал привычным маневром в Минске, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — В этих условиях сложно оставаться спокойным, но мы призываем не поддаваться на провокации, а терпеливо ждать, когда на перекрестках установят камеры и ситуация вернется в нормальное русло.

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by