Задача — привезти в Беларусь старенькую Audi без уплаты растаможки

672
14 апреля 2020 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев

Задача — привезти в Беларусь старенькую Audi без уплаты растаможки

С электромобилями вроде бы все понятно: ставку таможенных пошлин обнулили. Для многодетных семей и инвалидов предусмотрена скидка в 50 процентов. Для всех остальных категорий граждан и машин ситуация осталась прежней, пригон требует существенных вложений сверх стоимости самого авто. Владислав из Лиды смог привезти машину из Литвы без оплаты растаможки, вступив в наследство. По его словам, на этот процесс ушло более четырех месяцев и 600 евро.

Владислав, захотевший вернуть машину отца, оставшуюся в Евросоюзе, столкнулся с проблемой полного отсутствия информации о порядке действий. По его словам, перед ним не раз возникала проблема, когда даже представители таможни и других госрегуляторов не знали, что ему посоветовать и какие действия предпринять. Потому молодой человек решил дать довольно подробную инструкцию.

Почему машина осталась в ЕС?

Для полноты картины мы попросили Владислава рассказать о семье. Она живет в Лиде. Около 10 лет назад отец Владислава Виктор устроился в литовскую транспортную компанию, работал там дальнобойщиком. График был такой: два с половиной месяца работы за границей в Шяуляе, месяц — дома в Лиде с сыном и женой. Водитель фуры получил паспорт переселенца, встал на консульский учет в посольстве. Жизнь на два города, конечно, сложна, связана с постоянными перемещениями. Потому мужчина купил себе автомобиль для поездок по маршруту дом — работа. Машина нужна была надежная и экономичная — решили, что Audi 80 B4 с газобензиновым двигателем подойдет. В Беларуси такая модель обойдется примерно в 2,5 тысячи долларов (в эквиваленте), в Литве — 500 евро. Оформили авто также в стране-соседке.

«В ноябре прошлого года отцу стало плохо, когда он был в рейсе на территории Германии, — рассказывает собеседник. — У него случился инфаркт. Положили в больницу, однако, к сожалению, врачи уже ничем не смогли помочь».

Спустя какое-то время Владислав по совету коллег отца, работавших в Литве, решил попробовать вытянуть машину отца из ЕС. Растаможить ее по общим правилам стоило бы около $11 тысяч, однако наследники имеют право избежать этой процедуры. Лидчанин говорит, исходя из примерного перечня документов, задача выглядела не слишком сложной, несмотря на небольшой срок — всего три месяца на вступление в наследство. Далее — только через суд. Он пересказал череду событий в их хронологии.

Подготовка

— Для начала позвонил в литовское консульство, там отправили к нотариусу. Нотариусы распределены по районам, поэтому нужно было ехать в Шяуляй. То есть возникла необходимость в визе. Сразу отмечу: однократного визита не хватило. В первую поездку взял с собой документы на машину, бумаги, подтверждающие родство. Без знания языка в этом литовском городе невозможно объясниться с местными, но нам помог товарищ отца, живущий там. Сразу возникло препятствие. По закону Евросоюза есть определенная форма свидетельства о смерти, в Беларуси у документа совершенно иной вид, а из немецкого госпиталя мы получили заключение в электронном виде и апостиль (международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа). Отправились в литовский аналог ЗАГСа получить свидетельство о смерти местного образца. С этим документом — к нотариусу. Но и с полным набором бумаг возник «затык». По литовским законам в любом случае 50 процентов наследства принадлежит супругу, детям — во вторую очередь. Пришлось вернуться в Лиду и планировать поездку уже вместе с мамой Галиной, ее паспортом и свидетельством о браке, подавать заявление от ее имени.


Параллельно позвонил в Государственный таможенный комитет для консультации. По телефону лишь перечислили набор бумажек и пообещали, что без проблем проеду границу. Но для стопроцентной уверенности решил заехать в региональное отделение ГТК. Там немного растерялись и не нашлись с ответом, предложили написать электронное обращение в гродненское отделение таможни. Так и поступил, а ответом стала цитата с официального сайта, ничего нового. Однако моя ситуация нетипична: наследник не один, а двое — я и мама. При этом нашей таможне необходимо, чтобы собственник был один. Кто-то из таможенников Лиды, к нашему счастью, вовремя предложил решение: нужно делать отказ в пользу другого наследника еще на стадии оформления литовских документов.

 В противном случае мы бы застряли на границе, а машину отправили бы на стоянку с оплатой по 50 рублей в день.

Еще одна неприятность: в Литве такой процедуры, как отказ в пользу другого наследника, не существует. Нотариус из Шяуляя посоветовала «подарить право унаследования» — видимо, это иная формулировка одного и того же действия. Есть «но»: супруг (жена) не может подарить право ребенку, работает только наоборот. И здесь нам повезло: нотариус вовремя отметила этот нюанс и правильно подготовила документы.

День перегона

«Машина простояла без движения 4 месяца, успел сесть аккумулятор. Но после того, как ее «прикурили», двигатель завелся на 5 баллов. Немцы раньше делали действительно хорошие автомобили, — Владислав описывает день перегона Audi. — Поехали в более-менее русскоговорящий Вильнюс в отдел регистрации транспорта для постановки на учет и как будто оказались в сказке. Электронная очередь, никаких дополнительных стояний за номерком, почти 60 человек прошли меньше чем за час. Процедура мало чем отличается от нашей, только при перерегистрации с белоруса на белоруса выдаются исключительно транзитные номера. Таблички мы получили сразу при подаче документов, без ожидания. Параллельно обратились к страховщикам, а также к таможенным брокерам для подготовки декларации на границу. Анкет заполнять не нужно, специалисты делают все в электронном виде, на руки отдают штрихкод (для предъявления таможенникам)».

Только после этого белорусы отправились на Audi домой через границу: «Как оказалось, оригиналов бумаг из Литвы недостаточно, обязательно должен быть заверенный перевод — чтобы наши таможенники приняли пакет. Но к этому нюансу мы были подготовлены, литовский нотариус заранее все сделала. Таможенники еще требуют назвать адрес прописки умершего, проверяют верность слов по своей базе. В пункте пропуска мы не избежали и таких вопросов. Тем не менее литовскую сторону прошли за минут 20».

Со стороны Беларуси все сложнее. После паспортного контроля возник вопрос по страховке: «Мы оформили литовскую, а на границе уже требуют „зеленую карту“, пришлось покупать на месте. Нам повезло попасть на работницу таможни, которая, судя по всему, была знакома с подобной ситуацией. Она сообщила, что все хорошо, осталось лишь уплатить утильсбор (чуть более 800 рублей) — это обязательный платеж. С учетом подготовки нам удалось избежать лишних метаний, тем не менее процесс ввоза авто без растаможки занял почти три часа. После этого проезд через границу для нас был свободен».

У Владислава было 10 дней на регистрацию машины в родном городе с момента пригона. По его словам, проблем в МРО не возникло, все документы приняли. Сейчас Audi прописалась в Лиде, получила белорусские номера. Решили привезти машину из Европы без растаможки в конце ноября прошлого года, а из-за ожиданий ответов из различных ведомств пересекли границу в марте этого.

Читайте также:

Суши в Каталоге Onliner

сет, 32 шт, 925 г, авокадо, кунжут, лосось, лосось копченый, морской окунь, сливочный сыр, тунец
сет, 56 шт, 759 г, авокадо, икра летучей рыбы, креветка, лосось, морской окунь, тунец, угорь
роллы, ура маки, 8 шт, 198 г, зеленый лук, кунжут, сливочный сыр, особенности: вегетарианское

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Без комментариев