Некоторое время назад по просьбе исследователей из Белорусского государственного экономического университета мы обратились к нашим читателям, занятым в сфере пассажирских перевозок с просьбой ответить на ряд вопросов. Результаты были получены и использованы для анализа и оценки ситуации на рынке. Пришло время озвучить некоторые данные, которые, безусловно, помогут лучше понять проблематику данной сферы.
Кто участвовал в опросе? Водители легковых транспортных средств, осуществляющие нерегулярные перевозки пассажиров и использующие различные юридические формы деятельности (такси, фрахт, аренда автомобиля с водителем).
Какое общее число анкет? 648.
Какова расчетная погрешность оценок? Менее 5%.
Итак, вот результаты онлайн-опроса, который проводила отраслевая лаборатория антимонопольного и ценового регулирования, регулирования области торговли, функционирующая на базе Белорусского государственного экономического университета, совместно с Onliner.
Подавляющее число респондентов (96%) — мужчины.
Это косвенно указывает и на то, что таксист в Беларуси по-прежнему остается преимущественно мужской профессией, хоть дам в такси постепенно становится все больше.
Почти половина опрошенных — это люди в возрасте от 26 до 35 лет. 3% респондентов ответили, что им меньше 21 года, 1% участников опроса, согласно исследованию, старше 65 лет.
Почти две трети опрошенных, а точнее 63%, ответили, что работают на себя и на собственных авто.
24% рассказали, что являются наемными работниками и машину им предоставляет наниматель. 8% водителей, принявших участие в опросе, работают на себя, но авто при этом арендуют.
В подавляющем большинстве случаев (74%) на автомобиле работает единственный водитель, остальные 26% опрошенных делят авто с другими водителями.
72% опрошенных водителей ответили, что работают практически ежедневно.
Только 19% сообщили, что работают несколько раз в неделю, 5% перевозят пассажиров только несколько раз в месяц, а то и реже.
Среднее время работы в течение дня — более 10 часов.
При этом длительность рабочей смены водителя, занятого нерегулярными перевозками пассажиров, не является фиксированной. Большое число водителей выполняет заказы нерегулярно, их среднее время работы значительно ниже. Например, среди водителей, работающих не более нескольких раз в месяц, 20% работают менее 3 часов в день, притом что в целом по выборке этот показатель составил менее 3%.
В основном в «подработках» заняты молодые водители: 9 из 10 человек, работающих несколько раз в месяц или реже, младше 35 лет.
Почти 40% водителей ответили, что каждый день выполняют от 10 до 20 заказов. 19% опрошенных похвастались тем, что перевозят от 20 до 30 пассажиров, у 24% респондентов этот показатель находится на уровне от 5 до 10 заказов.
В среднем водитель обслуживает в день около 16 заказов.
В половине случаев поездку заказывает один пассажир, реже в машину садятся двое, и уж совсем нечасто приходится везти трех или более человек.
Существенно преобладают поездки на короткие расстояния — до 10 км.
Наиболее популярный ответ о средней протяженности одной поездки — 5 км, за ним следуют ответы 7 и 10 км.
Для 58% опрошенных водителей занятость в данной сфере — основная работа и источник дохода.
Для 12% это не основной вид деятельности, но основной источник дохода, а для трети опрошенных работа в такси — это подработка, дополнение к
основному заработку.
Чистый доход в месяц составляет от 600 до 900 рублей. При этом доля водителей, чей чистый заработок превышает 900 рублей, составляет более 30%.
Это средняя сумма в месяц, которая остается в распоряжении водителя, для которого перевозки являются основной работой, после уплаты налогов и взносов, всех комиссий, а также осуществления трат по аренде и обслуживанию автомобиля.
Такой уровень, согласно официальным публикациям Национального статистического комитета Республики Беларусь, сопоставим со средним уровнем чистого заработка в схожей сфере — почтовых работников и курьеров (около 800 рублей).
Почти 60% опрошенных ответили, что у них в машине таксометра нет.
Только 41% используемых для перевозок автомобилей оснащены таксометром. Причем эта доля практически не зависит от того, используется собственный автомобиль, арендованный или предоставленный нанимателем. Однако процент автомобилей с установленным таксометром значительно снижается по мере снижения заработков водителя.
Такое положение вещей, по мнению исследователей, может быть связано как с высокой стоимостью оборудования и его поддержки, так и с нежеланием водителей-«подработчиков» соблюдать сложные государственные требования.
— В связи с этим можно предположить, что определенная часть рынка — водители, не использующие сервисы-агрегаторы и не
установившие таксометр, — находится в серой зоне и не участвует в формировании отчетных данных, — отмечают авторы исследования.
Не все.
Результаты опроса также показали, что только треть опрошенных водителей выдает чеки после завершения каждой поездки.
У четверти опрошенных и кассового аппарата никакого нет.
Во многом это зависит от типа занятости. Чек выдают всегда или по требованию пассажиров 70% водителей, для которых перевозки являются единственным источником заработка.
— Проведенный опрос показал наличие значительных проблем в сфере регулирования и контроля деятельности на рынке нерегулярных пассажирских автомобильных перевозок и необходимости их решения в ближайшей перспективе, — говорят авторы исследования.
Электросамокаты в Каталоге Onliner. Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!