38 381
24 июля 2020 в 7:16
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

Оспаривать решение ГАИ неперспективно? Разбор столкновения у слепого поворота

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

Вроде бы изгиб дороги, а если выйти из машины и присмотреться, то вполне себе равнозначный перекресток. Кажется, один водитель в ключевой точке должен был взяться правее, но, может, он, объезжая лужу, не ожидал увидеть встречный автомобиль? Очень спорное происшествие, которое может произойти на узких дачных и деревенских дорожках, Юрий Краснов посчитал характерным и предложил разобрать на месте. Так что наш путь сегодня ведет в Узденский район.

Что случилось?

К ведущему рубрики обратился Александр, водитель Volkswagen Polo. Он двигался по деревне Костюки (Узденский район), когда из-за глухого поворота на него выехал Audi A6. Оба участника пытались уйти от столкновения, но предотвратить касание не смогли.

Достигнуть общей точки зрения относительно виновности в ДТП стороны также не сумели, и пришлось вызвать ГАИ.

— Инспектор пытался объяснить мне, что именно я виноват в произошедшем, так как у меня была помеха справа, — сообщил Александр. — Я же считаю, что водитель Audi нарушил ПДД, выехав на встречную полосу движения, и так же, как и я, не учел плохую обзорность дороги, что и привело к происшествию. На мой взгляд, эта машина заняла всю проезжую часть дороги, создав аварийную обстановку.

По мнению водителя Volkswagen, было бы справедливее, если бы вина в ДТП была признана обоюдной. Однако постановление составили только в отношении Александра.

Разбирать эту аварию по предоставленной фотографии и с помощью картографических сервисов невозможно. Непонятно, например, что это за участок дороги. По снимку может показаться изгибом, а, судя по постановлению, ГАИ расценивает это как равнозначный перекресток. Как на самом деле? Чтобы определить, выезжаем на место.

«На перекрестке равнозначных дорог водитель транспортного средства, кроме трамвая, обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев. На таких перекрестках водитель трамвая имеет преимущество перед другими транспортными средствами (кроме трамваев) независимо от направления его движения» (пункт 110 ПДД).

«У меня не было выбора, я и так был справа»

Первое впечатление: с разных позиций дорожная обстановка воспринимается по-разному. С водительского сиденья кажется, будто это изгиб дороги. Но, выйдя из салона машины, замечаешь еще одно ответвление, поросшее травой. Выходит, что все-таки перекресток...

— Дорога узенькая. Чтобы разъехаться двум автомобилям, приходится правыми колесами выезжать на траву, — сразу замечает Юрий Краснов.

— Я поэтому и брался правее, — объясняет Александр. — За секунду до столкновения разминулся с автомобилем Renault, который также двигался мне навстречу, но чуть впереди Audi (между этими машинами было около 3—4 метров). А когда мы разъехались, вынырнула A6. У меня не было выбора, я и так был справа, он — по центру...

Александр, водитель Volkswagen, и Юрий Краснов на месте происшествия

По словам нашего собеседника, он ехал по данной дороге впервые, а вот второй участник тут бывал не раз — и этот участок, вероятнее всего, ему хорошо знаком.

— Мне кажется, он не учел, что кто-то может ехать навстречу, — считает водитель Volkswagen. — Водитель Audi резал угол, к тому же, как у меня создалось ощущение, объезжал лужу.

Как полагает Александр, второй участник аварии занял неправильное положение на проезжей части и это было ключевым моментом.

Александр оценивает скорость своего автомобиля в 15—20 км/ч. Примерно с такой же скоростью, по его мнению, двигалась Audi. «Поэтому повреждения вышли минимальные: у меня потерт бампер, слегка облупилась краска на крыле, повреждены крепления фары», — перечисляет участник происшествия.

«У нас такая правоприменительная практика при разборе ДТП»

Чтобы лучше представить ситуацию, Юрий Краснов предлагает провести эксперимент. Просит смоделировать обстановку после происшествия и поставить автомобили по возможности именно так, как они находились после ДТП. Роль Audi будет выполнять редакционная Arkana.

— Если бы водитель Audi ехал как можно правее, то он мог бы увидеть машину и взяться в сторону, — оценивает обстановку ведущий «Разборов...».

Он также измеряет ширину проезжей части. По разным подсчетам, получается 3,2 и 3,8 м. Расстояние от пассажирской стороны Arkana до края дороги составляет от 1,2 до 1,5 метра (в зависимости от того, что взять за точку отсчета — переднюю или заднюю ось Renault).

— На ум приходит 10 272-й закон безопасности дорожного движения: всегда думай о встречной машине, — восклицает Юрий Краснов.

— А я думал, но все равно попал! — возмущается Александр.

Как считает ведущий рубрики, это особенность правоприменительной практики при разборе ДТП: «Первый вопрос, которым задается инспектор при выезде на место происшествия: кто имел преимущество, а кто должен был уступить? В данном случае сотрудник ГАИ видит, что это равнозначный перекресток, пусть даже одна дорога слегка заросла травой».

«А значит, уступать должен был тот, к кому транспортное средство приближалось справа. Следовательно, виновен в ДТП водитель Volkswagen».

Еще один момент, на который обращает внимание ведущий «Разборов...», — это расположение колес Audi. Логично предположить: водитель в последний момент пытался вывернуть руль, но все равно не успел объехать Volkswagen.

— Во-первых, из-за ехавшего впереди Renault у водителя Audi могло создаться ошибочное ощущение, что на встречке никого нет, — предполагает ведущий рубрики. — Во-вторых, сыграл свою роль объезд лужи. В-третьих, учтите фактор узкой дороги. В-четвертых, собственная стойка Audi, не исключено, перекрывала обзор, что тоже «украло» доли секунды.

«Дело было не в бобине!»

Переходим от статики к динамике. Теперь участники эксперимента движутся друг навстречу другу. Ведущий рубрики — по траектории Audi, а Александр повторяет свой путь.

Очень заметно, что оба осторожничают. Водитель Arkana замедлился и в какой-то момент полностью останавливается.

— Я ожидал, что на меня выедет машина, — комментирует свои действия Юрий Краснов. — Дело не в том, что я знал о приближающемся Volkswagen. Мой водительский инстинкт подсказывал: в этом месте глухой поворот и стоит быть осторожнее. Так что дело не в бобине!

Еще один важный нюанс. По словам ведущего рубрики, несмотря на забор, он заметил сквозь щели встречный автомобиль.

Совершив еще несколько заездов и не изменив точки зрения, стороны меняются местами. Теперь Александр садится за руль Renault, а ведущий «Разборов...» занимает водительское сиденье Volkswagen.

— А вот теперь я встречную машину не вижу, несмотря на то, что кроссовер явно больше седана, — признает Юрий Краснов.

Принципиально его тактика не меняется. Он все равно перед слепым поворотом практически полностью останавливается: «Это безрассудно выскакивать на дорогу, когда из-за препятствия ничего не видишь».

Хотя однажды преодолеть перекресток и успешно разминуться участникам эксперимента удается, правда, опять-таки на небольшой скорости.

«Оспаривать решение ГАИ неперспективно»

За час, что мы находились на месте происшествия, через злополучный перекресток проехали два автомобиля, один трактор и несколько велосипедистов. Малая интенсивность движения — это тоже фактор, который повлиял на ситуацию. Водители явно не ожидали увидеть друг друга.

— Закрытый обзор, ошибочное восприятие с водительского места, неочевидность границ перекрестка... — загибает пальцы ведущий рубрики. — Все это предопределило столкновение.

А я знаете о чем задумался? Что на месте Volkswagen мог быть кто угодно: пешеход, ребенок на велосипеде, мотоциклист... Чем закончилась бы такая встреча?

Что касается решения ГАИ, то Александр на момент подготовки публикации готов был его оспаривать. Однако Юрий Краснов перспективы не видит:

— Это равнозначный перекресток. То, что Audi ехала левее, в сущности, не имеет значения. Ключевое то, что Александр должен был уступать, даже если «оппонент» ехал по встречной полосе. Такова правоприменительная практика.

— Но он создал аварийную обстановку! — удивляется водитель Volkswagen.

— Условный выезд на встречку в данном случае нельзя считать таковым: вдруг у него была необходимость — та же лужа? Можно согласиться, что если бы он двигался правее, то увидел бы вас или успел бы среагировать. Однако виновником ДТП будет признан тот, кто не выполнил правила проезда перекрестка.

Можно, конечно, на этом перекрестке установить знаки, но к чему эта формализация? Есть способ проще и эффективнее — размещение сферического зеркала, которое позволяет при слепых поворотах увидеть встречный автомобиль заранее.

— Как-то устраивали эксперимент, попросив водителей проехать в узких местах со слепыми поворотами на безлюдной дороге, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Оказалось, что ехавшие в первый раз осторожничали и двигались с той скоростью, с которой успели бы среагировать. А местные действовали беспечнее, поскольку знали, что навстречу редко кто едет... Так что я согласен: если бы все были аккуратнее, то ДТП удалось бы предотвратить, мы это доказали практическим путем.

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by