С 1 января 2021 года на всех ЭЗС Malanka вводится плата за зарядку электромобилей: стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) составит 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. И вот теперь, когда до намеченного срока остается всего три дня, мы получаем поток жалоб от владельцев электротранспорта: зарядка через разъем CCS Combo глючит, обыденный процесс превращается в непредсказуемую лотерею «зарядится — не зарядится». Что это: разовый сбой, предстартовая отладка системы или серьезная проблема, которая проявилась в самый неподходящий момент?
Ящик Пандоры открыл наш читатель Александр, который обратился в редакцию со своей проблемой.
— В воскресенье, 27 декабря, пытался зарядить машину через станции Malanka. Объехал пять из них. Через мой разъем (CCS Combo) так и не смог зарядить автомобиль. Хотя другие (через Chademo) заряжались. Позвонил в службу поддержки: оказалось, я не один, кто жаловался на эту проблему. А с 1 января на ЭЗС собираются взимать плату, — возмутился владелец электрокара.
Александр рассказал, что не смог зарядить авто на станции, расположенной по улице Ленина, на улице Фрунзе он так ничего и не добился от трех станций, потерпел фиаско на улице Козлова. Любой владелец электромобиля и так понимает, чем это чревато. Для остальных поясним на более понятном примере: чем дольше вы ищете розетку, тем больше шансов, что телефон разрядится в ноль. А речь о машине: если разрядится — то уже никуда не поедет, а если не поедет... Короче, вы уже уловили.
— Запустить процесс можно как через приложение Malanka, так и через дисплей самой зарядной станции. Но не получалось ни одним из этих способов. Точнее, через станцию получался сам запуск: система сверялась с машиной, определяла уровень заряда и даже заряжала ее примерно на 0,1 кВт. Но через 30—40 секунд все выключалось, — продолжил наш читатель. — Я пытался связаться со службой поддержки. В первый раз ответили, мол, нужно разбираться, ответ будет дан в течение 15 дней. Только во время третьего звонка мне подтвердили, что проблема не только у меня.
Ситуация серьезная, не ясны были лишь масштабы. Поэтому после разговора с Александром мы попросили наших читателей, также столкнувшихся с трудностями на ЭЗС, писать нам в чат-бот Onliner. И получили шквал сообщений.
Но об этом чуть позже. Дело в том, что, когда готовилась эта публикация, Александр неожиданно для себя сам решил возникшую у него проблему.
— Я не понимал, что происходит, и два дня просто не мог найти зарядку, которая бы сработала. Машина почти разрядилась. Я звонил в службу поддержки — это не помогало, — рассказал он.
А затем, анализируя ситуацию, водитель нашел проблему: элементарную и оттого совершенно неожиданную.
— Приложение работало как обычно, находило станцию, но зарядка корректно не начиналась, карта тоже не загружалась как обычно. Я пытался разобраться, отчего так происходит, и тогда заметил, что программа по какой-то причине «выбросила» меня из аккаунта. При этом визуально ничего не изменилось, заметить это просто так было невозможно. В результате зарядка не начиналась, потому что я был не авторизован. Как так вышло — ума не приложу, но, вероятно, это решение проблемы, которая казалась куда сложнее, — предположил собеседник.
Пока мы не знаем, универсальное ли это решение, так как не все истории наших читателей идентичны той ситуации, в которую попал Александр. Но рекомендуем пользователям, столкнувшимся с похожей проблемой, первым делом проверить авторизацию в приложении.
Другой наш читатель, pumba, рассказал, что его семья владеет электромобилем.
— Регулярно с супругой мы испытываем проблемы с зарядкой на общественных станциях. Я был в закрытой группе тестировщиков, но меня выгнали за критику их бездействия относительно неполадок в системе. В ходе одного из очередных обращений в службу поддержки мне даже намекнули, что у меня неправильный автомобиль. Но я уверен, что завод BMW разбирается в системе заряда машин лучше, чем Malanka, — поделился с нами собеседник.
У pumba те же проблемы с зарядкой автомобиля.
— Две недели назад я не мог ни со своего аккаунта, ни с аккаунта жены запустить ни одну зарядку в городе. Писал сотруднику техподдержки сообщения, и он сам включал мне станцию. А вчера, в понедельник, ситуация дошла до абсурда: у жены вообще не получается зарядить машину, могу только я, но с танцами вокруг зарядной станции и бубном, — рассказал автовладелец.
Мы уточнили про танцы и бубен — интересно же, да и другим пригодится.
— Как правило, нам удобнее пользоваться зарядными станциями на улице Коллекторной, на Немиге или в районе пересечения проспекта Победителей с улицей Мельникайте. На Немиге шесть станций, но они не пронумерованы. А в приложении есть номера: 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Однако колонки стоят беспорядочно. И приходится методом тыка перебирать зарядки, пока они не включатся: руками на телефоне в мороз. Я просил исправить ситуацию еще в сентябре-октябре — без результата, — пожаловался pumba. — Наибольшее негодование вызывает момент, когда в мороз ставишь автомобиль на зарядку, приходишь домой, раздеваешься, садишься ужинать, потом смотришь в приложение — а там информация, что уже через 3 минуты после старта зарядка прекратилась! И ты бежишь на улицу, делаешь все заново, а она опять отключается. Затем пишешь в техподдержку специалисту Никите и он включает зарядку.
Можно было бы засомневаться в словах читателя, но он подготовлен, у него скриншоты.
— Смотрите, в 16 часов у меня получилось зарядиться. А с 18 до 19 я скакал туда-сюда, и ничего так и не включилось — назавтра уехал на такси, — негодует автовладелец.
Он, кстати, озвучил и другую насущную проблему тех, кому нужна розетка, а не топливораздаточный пистолет:
— На Мельникайте сложно зарядиться из-за постоянно припаркованных автомобилей с ДВС. Да и на Немиге в рабочее время такая же ситуация.
Вопрос насущный, но на фоне несрабатывающих станций он просто теряет актуальность. В конце концов, если розетка не работает, то какая разница, кто к ней подключен.
Заканчиваем с pumba кратким отзывом на работу мобильного приложения.
— Все очень плохо. Когда смотришь на состояние зарядки, ни в коем случае нельзя трогать экран — процесс может прекратиться. Приложение раньше уведомляло об окончании зарядки, но после последнего обновления уведомления исчезли. Там есть контактный телефон для обращений с проблемами. Но когда туда звонишь, попадаешь в кол-центр «Белоруснефти», где после долгих разговоров с предложением удалить приложение и установить его заново тебе объясняют, что они ничего в этом не понимают и максимум, что могут сделать, — это записать суть проблемы и передать ее специалистам. Складывается ощущение, что все делается для отчета каким-то непонятным вышестоящим структурам, — высказал предположение наш читатель.
Эстафету подхватывает Виталий, который на Volkswagen e-Golf в прошедшие выходные ездил из Минска в Беловежскую пущу. Пугающее начало, так как проблемы с зарядкой электромобиля на трассе чреваты серьезными трудностями для путешественников: такси не вызвать, на автобусе не уехать.
— На первой станции мне нужно было зарядиться совсем немного, чтобы добраться до следующей. Все прошло спокойно. А вот на второй станции (возле Березы) возникла проблема. Вначале пришлось 40 минут ждать в очереди, пока заряжалась Tesla. Это, кстати, еще один острый момент: в городе ставят по шесть станций сразу, а на основных трассах — всего по одной, — рассказал наш читатель.
Судя по всему, с зарядкой Tesla также возникла заминка: скорость составляла 28 кВт вместо ожидаемых 50 кВт, из-за чего ожидание затянулось.
— Ладно, дождались. Затем долго мучились с достать — вставить — запустить заново. Потом станция вообще зависла. Удаленная поддержка сказала, что это неизвестная ошибка и они ничего сделать не могут, — продолжил собеседник.
И вот что делать в такой ситуации на трассе М1 Брест — Минск — граница России, где-то возле Березы? Благо ответ знала оператор АЗС.
— Она открыла саму станцию и «ребутнула» ее рубильником, — сообщил Виталий.
Это что-то про семь бед и кнопочку Reset, не правда ли? Эффективный, но несколько радикальный метод решения вопросов с программным обеспечением.
— После этого мы зарядились до 100% и доехали до пущи (после 80% автомобиль сам ограничивает скорость заряда — не более 20 кВт, поэтому заряжается уже стабильно). В пуще также есть станция, но она не работала. Сотрудник техподдержки ее перезапустил — помогло. Я оставил машину на зарядке и пошел в пущу гулять. Станция, конечно же, разогналась, затем остановилась. Пришлось возвращаться и перезапускать, — отметил автовладелец.
В целом, эта история с хорошим концом, а ведь бывают и с плохим.
— Автомобиль BMW i3, на праздники ездили из Минска в Лиду, к родственникам. Выезжали из столицы после работы, с неполной батареей — с расчетом подзарядиться на станции возле деревни Шараи. Станция в приложении значилась как доступная, но по приезде нас ждало разочарование: много раз пытались запустить зарядку сначала через приложение, потом через саму станцию — все безуспешно. Подошли на кассу к сотрудникам «Белоруснефти», рассказали о проблеме. Работник заправки взял ключ для доступа внутрь станции и несколько раз ее перезагрузил, чего делать в принципе не должен. Но ничего не получилось все равно. Параллельно мы вели переписку с поддержкой, там нам тоже ничем не смогли помочь. А работник АЗС признался, что накануне приезжали ремонтники и что-то делали внутри самой станции — значит, проблема была и до нас. В итоге махнули рукой. Благо автомобиль укомплектован бензиновым генератором, так что дальше поехали на бензине, потратив впустую как минимум полчаса. Обидно, что произошло это в праздничный вечер, когда нас уже ждали за вигилийным ужином, — поделился с нами своей историей читатель Rost.
У Andy, владельца Chevrolet Spark EV, случай по-настоящему проблемный. Потому что одно дело, когда машина не заряжается или заряжается с трудом, и совсем другое, когда после попытки ее зарядить она впадает в кому.
— В субботу на Берута станция «Витязь» напрочь вырубила авто. На этих «Витязях» я почти две недели заряжался. Машина после отключения от станции иногда выдавала ошибки, но после пары «перезагрузок» ехала. А сейчас полностью заблокировалась. В итоге жду, когда подъедет человек с фирменным «джиэмовским» компьютером, чтобы ее оживить, — рассказал Andy.
Пока не делаем каких-либо выводов. Автовладелец сообщил, что в Chevrolet была замена порта: с американского на европейский. Соответственно, проблема может лежать в этой плоскости. В любом случае без заключения специалиста все это лишь предположения.
— Но я знаю еще одного человека, который ловил такой же глюк. Все то же самое, такой же «Витязь», такая же машина. В тот раз для авто все обошлось сервисным сбросом. Но больше на «Витязи» владелец не ездит, — добавил собеседник.
Он тоже приходит к выводу, что вопрос может быть не во всей системе в целом, а непосредственно в типе зарядной станции:
— На новых станциях, которые стоят на вокзале и Немиге, у меня проблем не было. Хотя на Немиге крайняя станция справа не срабатывала: Malanka ее не видит, и она не видит Malanka. Около Green на Уборевича станция глючная: CCS2 с моей машиной там не заработал, а рядом, возле «Чижовка-арены», с более новыми станциями все было в порядке. Точно такие же станции в Привольном, в конце Партизанского проспекта, работают нормально.
622 856 рублей 16 копеек — это порядка 240 000 долларов по нынешнему курсу. Просто зафиксируем этот факт, прежде чем продолжить.
Отчет о зарядке автомобиля на такую сумму получил наш читатель Евгений.
— Приложение в тесте — понятно, что деньги с меня не списывали. Но вот сам счет — о-го-го! Если такой баг выскочит при включенной системе оплаты — человек с ума сойдет, наверное, — предположил собеседник.
Дело было 17 ноября после зарядки на станции, расположенной на проспекте Газеты Правда в Минске. Программа решила, что автомобилист зарядил свое транспортное средство на 2 147 483,8 кВт·ч. При этом на зарядку ушло 8,5 минуты. Любопытно, что в том же месяце министр энергетики Виктор Каранкевич заявил в эфире телеканала «Беларусь 1», что в прошлом году (2019-м) электромобили в целом по стране потребили 2 млн кВт·ч. Вот Евгению, очевидно, и посчитали за всех.
— Кинул в чат: посмеялись, обсудили межпланетные перелеты и отбивку АЭС, — поделился наш читатель.
Хорошо шутить, когда понятно, что это программный глюк, который не имеет ничего общего с реальностью. И, наверное, нет ничего страшного в том, что находящееся в режиме тестирования ПО иногда выдает такие ошибки. Другое дело, что случай Евгения не единичный, а с 1 января, то есть через три дня, вводится плата за зарядку электромобилей на всех ЭЗС Malanka. И вот тогда уж точно никого не позабавят такие суммы в графе «Окончательная стоимость».
Теперь о том, что не вошло в избранное. За несколько часов мы получили достаточно большое число жалоб от владельцев электромобилей на работу ЭЗС. Не станем перечислять все претензии: в целом суть проблемы ясна.
Нами была предпринята попытка усмотреть закономерность в возникновении неполадок: локация станций, марка автомобилей, погодные условия, фаза луны. С относительной уверенностью можно утверждать, что в большинстве случаев с проблемой сталкиваются владельцы машин с типом зарядки CCS Combo. Также есть предположение, что сбои чаще происходили на зарядном оборудовании определенных брендов, но на 100% этот вариант не подтверждается. Высказывалась версия, что стабильность заправки повышается не то при достаточно прогретом автомобиле, не то при прогретой зарядке, но это, как нам видится, и есть те пресловутые танцы с бубном.
Ко всему прочему, наши читатели жалуются на работу мобильного приложения, расположение станций, их количество, отсутствие «медленных» зарядок в городах, обсуждают работу службы техподдержки. Выяснилось также, что в выходные дни, когда в Минске наблюдаются уже ставшие регулярными проблемы с доступом к мобильному интернету, это мгновенно сказывается на владельцах электромобилей, которые не могут зарядить свои транспортные средства.
Onliner обратился в компанию «Белоруснефть» с просьбой прокомментировать те трудности, с которыми пришлось столкнуться нашим читателям. Ответ был получен оперативно.
— 1 января станции Malanka становятся платными. В настоящий момент на станциях ведутся работы по переводу их на платный режим обслуживания. Поскольку перевод осуществляется вручную, могут возникать сложности с отпуском заряда. Приносим свои извинения пользователям, которые с ними столкнулись, — сообщил начальник отдела эксплуатации зарядной инфраструктуры ПО «Белоруснефть» Максим Сусаренко.
Как отметили в компании «Белоруснефть», специалисты Malanka подготовили 10 простых правил позитивной зарядки на ЭЗС, которые позволят избежать лишних хлопот и сохранить позитивный настрой перед праздниками:
Остается всего три дня до того момента, когда ЭЗС Malanka начнут работать в платном режиме. Вместе с тем есть немало вопросов, на которые водители хотели бы получить ответы. В конце концов, как верно заметил один из наших читателей, пока услуга оказывается бесплатно, на какие-то неудобства можно закрывать глаза, но за свои деньги пользователи потребуют соответствующего качества.
В компании «Белоруснефть» выразили готовность общаться со своими потребителями, в том числе отвечать на самые неудобные вопросы. Onliner со своей стороны организует такое общение.
Присылайте ваши вопросы о работе ЭЗС Malanka на адрес электронной почты pv@onliner.by, пишите нам в чат-бот или оставляйте комментарии. Самые актуальные вопросы мы адресуем специалистам Malanka. Полученные ответы будут опубликованы на нашем сайте.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by