Как получить компенсацию, если на машину упало дерево?

15 158
125
18 февраля 2021 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Как получить компенсацию, если на машину упало дерево?

Во время одного из штормовых дней этой зимой сильный ветер повалил более 160 деревьев по всей стране. Это зафиксированные случаи, произошедшие не где-то в глухом лесу, а, как правило, в жилой местности. Деревья рвали линии электропередачи, падали на припаркованные автомобили — за сутки таким образом было повреждено почти 30 машин. И подобное случается с неприятной периодичностью. Теперь скажите: паркуясь во дворе, вы уверены, что ваш автомобиль не станет очередной жертвой разбушевавшейся природы? А если так случится, вы готовы пойти до конца, чтобы добиться компенсации за свое поврежденное имущество? Приободрим: шансы неплохие, но нужно предусмотреть все.

Как действовать

Предыстория

16 апреля 2020 года во дворе дома №7 по улице Цнянской в Минске на припаркованные автомобили упало дерево. На часах было примерно 10:30, когда Андрею, нашему читателю, позвонили по домофону соседи: мол, выходи, на твою машину упало дерево. К слову, упало оно не только на его Volkswagen: повреждения получили также стоявшие рядом Citroen и Audi.

— Сильнее всего поврежден, конечно, Citroen. Там и стекло разбито, и других повреждений хватает, — рассказывал тогда Андрей. — У Volkswagen погнута крыша и рейлинги, переднее правое крыло. Повреждено лакокрасочное покрытие, понятное дело. У Audi чуть получше — там вроде только стойка передняя.

Тогда автовладельцы решили действовать сообща, чтобы добиться компенсации за поврежденное имущество.

Сейчас, по прошествии стольких месяцев, можно сказать о том, что борьба увенчалась успехом. Вести ее, правда, Андрею пришлось в одиночку — и это тема для для отдельного разговора.

— Начинали мы действительно коллективно. Но остальные вскоре решили, что все это — бесполезная трата времени. Хозяин Citroen (автомобиль получил наибольшие повреждения) сразу умыл руки: сказал, что правды мы не добьемся, а если и добьемся — то не добьемся денег. Другой автовладелец продержался подольше, но вскоре и он отказался сотрудничать, — отметил хозяин Volkswagen.

— А вы, значит, пошли до конца?

— Как видите, — спокойно произнес собеседник, указывая на внушительную кипу документов на столе.

Мы попросили Андрея подробно, шаг за шагом, рассказать о предпринятых им действиях, которые в конечном счете привели к положительному результату. Возможно, для кого-то это будет ориентиром в похожей ситуации.

Шаг первый: вызов милиции

Перво-наперво, увидев свой автомобиль, накрытый деревом, звоните в милицию. Не в ГАИ — инспекторы ничем не помогут, ведь речь не идет о дорожно-транспортном происшествии (как минимум по той причине, что транспортное средство не находилось в движении).

Сотрудник милиции же в свою очередь составит акт осмотра автомобиля, зафиксирует полученные им повреждения.

— Мы все так и сделали. Приехал милиционер, все оформил, сделал детальные фото и повреждений, и места, где дерево обломалось, — говорит Андрей. — Впрочем, не все прошло идеально: я просил его, чтобы каким-то образом был зафиксирован факт принадлежности конкретного пня упавшему дереву. По пню с самого начала было видно, что он гнилой, сырой — из-за этого дерево и упало. Но милиционер сказал, что ничего такого делать не будет, поскольку речь не об уголовном деле. Хотя, как я предполагаю, какой-то процессуальный вариант для фиксации такой информации существует.

Это кажется мелочью. Есть фотографии с места происшествия: вот лежащее дерево, вот пень — какие могут возникнуть вопросы? Но как быть, если в суде ответчик заявит, что пень на снимках — трухлявый и сгнивший — не имеет никакого отношения к упавшему дереву, мало ли чего вы нафотографировали. И на такое заявление придется отвечать, приводить аргументы, доказывать — иначе суды не выигрываются.

— У меня уже есть определенный опыт, ситуация была гораздо серьезнее этой, и вот такая мелочь может все перевернуть с ног на голову — я это знаю. Все дело в мелочах, — подтверждает наш читатель.

Как бы там ни было, спустя две недели Андрей получил необходимые документы из милиции: отказ в возбуждении административного дела (с самого начала было понятно, что речь идет о гражданско-правовых отношениях, но таковы правила — ответ из милиции понадобится затем в суде), а также справку о том, кем обслуживается дворовая территория, в частности зеленые насаждения.

Большего в данной ситуации от милиции ожидать не следует. Вам совершенно справедливо предложат урегулировать вопрос напрямую с организацией, на балансе которой находится территория, где упало дерево, либо же обратиться с исковым заявлением в суд. Ну и на том, как говорится, спасибо.

А что, если автомобиль был припаркован не по правилам?

То, как была припаркована машина, действительно имеет важное значение. Причем будет очень кстати, если сотрудник милиции зафиксирует это документально. Дело в том, что если правила остановки и стоянки были нарушены, шансы получить компенсацию стремительно снижаются — это будет веским аргументом в руках ответчика по вашему иску. Еще и штраф наверняка получите по ст. 18.22 КоАП (нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства).

Логика простая: даже если дерево было трухлявое и ответственные лица за этим не уследили, в случае падения оно не могло нанести ущерб автомобилю, который в пределах досягаемости вообще не должен был находиться. Парировать такой довод, согласитесь, будет крайне затруднительно.

Но даже если машина стояла с соблюдением ПДД, будьте готовы это доказать — на примере Андрея вы увидите, насколько это важно.

Шаг второй: вызов представителя ответственной организации (обычно это ЖЭС или «Зеленстрой»)

Одновременно со звонком в милицию вызывайте на место и представителя организации, на чьем балансе находится территория: обычно в городе это ЖЭС либо (коль скоро речь идет об упавшем дереве) «Зеленстрой». От встречи с этим представителем многого не ждите — скорее всего, общение ни к чему не приведет. Ну и не надо — важнее сам факт обращения, так уж устроена эта система. Скажете, что обратились в милицию, что происшествие зафиксировано, выслушаете какую-нибудь отговорку или даже ответную претензию. С большой долей вероятности ваше общение с этой организацией продолжится в суде, поэтому воспринимайте первый контакт как легкое и непринужденное знакомство.

— Представитель ЖЭСа, я так понимаю, посчитала, что приехала не к автовладельцам, имуществу которых причинен ущерб, а что попала на отчетно-выборное собрание в колхозе. Постояла, покурила, порассматривала ногти — в общем, разговор не состоялся. Нам сообщили, что никому и ничего они не должны, — говорит Андрей.

Мужчина этого заявления не испугался. И вы тоже не пугайтесь, а начинайте собирать все необходимые документы.

Шаг третий: установление состояния дерева (опционально)

Юристы рекомендуют после случившегося не убирать автомобиль и не допускать того, чтобы дерево полностью убрали и уничтожили — нужно же выяснить, здоровое оно было или сгнившее. Заказать соответствующую экспертизу можно у специалиста Института экспериментальной ботаники им. Купревича Национальной академии наук. Место разлома ствола будет изучено, определена структура и состояние древесины, вам выдадут заключение. После этого машину и остатки дерева можно убирать.

Но это теория. На практике же будет крайне затруднительно никого не подпустить к упавшему дереву. И прежде всего сами же коммунальные работники будут стремиться его распилить и вывезти. Причем даже не для того, чтобы замести улики, а порядка ради.

Автовладельцы, прошедшие через горнила судебных тяжб, предлагают для подстраховки, к примеру, сохранить элемент пня — для того, чтобы предоставить его затем экспертам. Правда, возникает все тот же вопрос: как потом доказать, что это тот самый пень того самого дерева.

Для решения ребуса нужно четко понимать цель: если специалисты заключат, что дерево было нездоровое, а процент содержания гнилостных образований в нем высок, тогда у водителя есть основания требовать возмещения ущерба. В случае же если упавшее дерево здорово, а упало из-за непогоды, добиться выплат будет сложно.

Но оборона рухнувшего ствола и сложная экспертиза — не обязательное условие для положительного результата в суде. И история Андрея доказывает это.

— Я узнавал в Академии наук: на тот момент освидетельствование пня обошлось бы мне в 305 рублей. В течение трех дней заключение было бы у меня на руках. Но до этого не дошло, — отметил читатель с оговоркой, что все равно потребовалось бы привести доказательства того, что исследованный пень является частью упавшего на машину дерева.

Шаг четвертый: оценка повреждений авто

Вот уж что непременно следует сделать, ожидая ответа из милиции, так это провести независимую оценку повреждений автомобиля. Лучше всего, если при работе оценщиков будут присутствовать представители ЖЭСа («Зеленстроя») и милиции — это, опять же, подстраховка на тот случай, если будет оспариваться сумма, заявленная к возмещению.

Обращаться в частные компании, оказывающие услуги по оценке и экспертизе, можно. У Андрея с заключением, выданным такой организацией, в суде проблем не возникло.

— С момента подачи заявки на проведение оценки повреждений в течение недели назначается конкретная дата, еще примерно две недели готовится само заключение. Таким образом, на оценку повреждений нужно закладывать порядка трех недель, — предупреждает автовладелец.

Повреждения Volkswagen оценили в 1571 рубль 94 копейки. Важно: скорее всего, сумма, указанная оценщиком, не будет итоговой при предъявлении претензий к ответственной организации — прибавятся дополнительные расходы (например, стоимость услуг оценщика и судебные издержки).

И только после того, как вы определились с размером ущерба, нанесенного вашему имуществу, можно переходить к следующему шагу.

Шаг пятый: предложение о досудебном урегулировании спора

Махать шашкой и бежать во всю мощь в суд — это еще успеется. Для начала нужно предложить другой стороне урегулировать возникший спор по-хорошему, в досудебном порядке.

Андрей рекомендует все переговоры вести только в письменном виде.

— Только документальное общение. Разговаривать словами ни к чему, их к делу не пришьешь, — справедливо отмечает автовладелец, и юристы присоединяются к его словам.

Кстати, чтобы грамотно составить предложение о досудебном урегулировании спора, имеет смысл обратиться за юридической помощью. Поищите среди знакомых — возможно, найдется человек с необходимыми знаниями.

— Можно и самому написать, особой проблемы нет. Но для этого необходимо должным образом изучить вопрос. В интернете есть и формы, но нужно найти правильную, чтобы грамотно все составить. Гораздо проще и надежнее попросить о содействии человека знающего, — считает Андрей.

Написанное канцелярским языком предложение о досудебном урегулировании спора займет пару листов формата А4 без учета приложений. Главную мысль мы здесь сформулируем максимально простым языком (который, конечно, недопустим в официальной переписке, зато гораздо понятнее передает суть): господа, на мой автомобиль упало дерево, я уверен (и могу это доказать в суде, если потребуется), что сие недоразумение произошло по вашей вине. Ремонт потребует некоторого вложения средств (указывается точная сумма), предлагаю рассчитаться добровольно и не мучить друг друга утомительными спорами.

К предложению о досудебном урегулировании спора имеет смысл приложить копии всех документов, которые делают ваши требования обоснованными. Это и бумаги, полученные из милиции, и результат оценки повреждений автомобиля, и квитанции обо всех сопутствующих затратах.

— Предложение направляется почтой с вручением и уведомлением — так и только так, — подчеркивает Андрей.

После того как такое письмо отправлено, необходимо дождаться ответа. От того, каким будет этот ответ, зависят и дальнейшие действия. К примеру, организация, к которой предъявлены претензии, может согласиться с их обоснованностью и выплатить требуемую сумму. Это оптимистичный сценарий. Пессимистичный — требования будут отвергнуты. Автовладельцу, если он по-прежнему намерен добиться возмещения, остается обращаться с исковым заявлением в суд.

Они суда не боятся, а вы?

Из практики: мы нечасто слышали истории о том, как госорганизации признают вину и добровольно соглашаются выплатить компенсацию. Так с ходу и не вспомнить, слышали ли мы о таком вообще. Андрей, впрочем, в подобном не видит никакой крамолы.

— Такова сложившаяся практика. Есть мнение, что всевозможным ЖЭУ необходимо судебное решение, чтобы производить какие-то выплаты, просто для подкрепления их обоснованности. Но это только частное мнение, — предположил собеседник.

Короче говоря, в ЖЭУ отказались возмещать что-либо Андрею в досудебном порядке. Автовладелец получил официальный ответ, в котором указывалось следующее:

«Согласно постановлению о прекращении дела об административном правонарушении <...> схема места происшествия не составлялась, расположение автомобиля на схеме не указано, наличие дорожных знаков и дорожной разметки не определено. 

При изложенных обстоятельствах не представляется возможным определить, было ли допущено нарушение Правил дорожного движения.

<...>

Работниками предприятия при визуальном осмотре деревьев напротив дома №7 по улице Цнянская в г. Минске каких-либо зеленых насаждений, которые создают явную угрозу падения, не обнаружено. Произошедшее падение дерева с зелеными листьями и неповрежденным стволом 16.04.2020 на ваш автомобиль — усматриваются обстоятельства непреодолимой силы».

Говоря простым языком, ничего компенсировать не будем, потому что дерево упало не по нашей вине. И вообще, нужно еще проверить, не нарушили ли вы сами правила дорожного движения.

Сторонам, которые уже проявили известную степень принципиальности, не оставалось ничего иного, как встретиться в суде.

Шаг шестой: составление искового заявления

Как и в случае с предложением о досудебном урегулировании, для составления искового заявления лучше воспользоваться услугами юриста. Хотя по смыслу эти два обращения между собой очень похожи. В обоих случаях задача заключается в том, чтобы, приведя весомые аргументы, обозначить свои законные притязания на возмещение понесенного вреда.

Изложив в исковом заявлении обстоятельства произошедшего, не забудьте упомянуть, что направляли второй стороне письменное предложение о досудебном урегулировании спора, которое было отвергнуто. Приложите копии всех имеющихся документов, которые относятся к рассматриваемому иску, в том числе квитанции о понесенных сопутствующих затратах, включая расходы на юридическую помощь.

 — Исковое заявление в суд лучше отправлять по почте, нежели приносить самому. Точно так же — с уведомлением. Так есть вероятность, что его рассмотрят быстрее, — делится опытом Андрей.

Шаг седьмой: подготовка, поведение в суде

Нужно ли истцу привлекать юриста, чтобы тот представлял его интересы непосредственно в суде, — каждый решает для себя сам. Но как бы грамотно ни было составлено исковое заявление, говорить в суде истцу придется.

Андрей к заседаниям готовился со всей серьезностью. Он даже показал нам небольшой конспект с тезисами, который готовил перед заседанием.

— Я не юрист, но в суд необходимо приходить подготовленным. Нужно, во-первых, понимать, где ты находишься, и вести себя соответствующим образом, а во-вторых, не теряться, не тушеваться, при этом уважительно и уверенно говорить то, что требуется по делу, — делится опытом наш читатель.

Согласно ст. 179 ГПК, каждая сторона доказывает факты, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений. Это значит, что истец должен доказать приводимые им аргументы и быть в состоянии возражать на контраргументы второй стороны. Если собираетесь сами представлять себя в суде, не помешает заблаговременно изучить нормы законодательства, которые относятся к делу, собрать все документальные подтверждения своей позиции, продумать стратегию отстаивания этой позиции.

Три раунда и победа по очкам

С некоторой долей фантазии суд можно представить как обмен ударами во время боксерского поединка. Истец представляет свои доводы, ответчик — свои. Чьи доводы показались суду убедительнее, тот и празднует победу.

— В связи с известными событиями в стране, рассмотрение моего вопроса, как я понимаю, слегка затянулось. Но обычно на все уходит до месяца. У меня было три заседания, — рассказал Андрей.

Судебное рассмотрение — это подробное изучение обстоятельств произошедшего. Приготовьтесь продвигаться маленькими шажками.

Вначале было установлено, что дерево действительно упало — этот факт не оспаривала ни одна из сторон. Второе: упавшее дерево нанесло повреждения припаркованному автомобилю, принадлежащему истцу. Третье: упавшее дерево находится в ведении организации, которую представляет ответчик.

Мы уже останавливались на аргументах, которые приводил при отстаивании своей позиции Андрей, поэтому сейчас сфокусируемся на том, как защищался ответчик. Это нужно знать для того, чтобы быть готовым отвечать по каждому пункту.

— Их первым аргументом было то, что мой автомобиль был припаркован не по правилам. Этот довод был сразу же отметен: есть фотографии, на которых даже разметка парковочных мест видна, — неудачная попытка, — отметил автовладелец. — Следующий посыл: в день, когда все произошло, было предупреждение о неблагоприятном погодном явлении.

Кстати, существует устойчивое мнение, что если объявлялось штормовое предупреждение, судится бесполезно: независимо от того, было дерево здоровое или нет, ухаживал за ним ЖЭС («Зеленстрой») или нет, наступает форс-мажор (виновата природа), и суд в удовлетворении иска отказывает. Андрей своей историей опровергает это утверждение.

— Представитель ответчика апеллировал к тому, что был объявлен оранжевый уровень опасности — мол, нечего было ставить машину под деревом. Но простите: объявлено-то объявлено, но неблагоприятные погодные явления должны иметь место, — возражает наш читатель.

Он выяснил, что порывы ветра свыше 12 м/с начались только в 11 часов, а дерево на машину упало раньше — примерно в 10:40, когда фиксировались порывы скоростью 6,7 м/с.

— За выпиской погодных явлений на указанную дату можно обратиться в Белгидромет. Лучше это сделать как можно раньше, чтобы сведения не ушли глубоко в архив. В моем случае информация о силе ветра не была главным доказательством, но все же сыграла свою заметную роль, — отметил Андрей. — Это и есть суд: необходимо приводить все имеющиеся факты, выдвигая как можно больше убедительных аргументов, подкрепляющих исковое заявление.

У сторон оставалась возможность строить спор вокруг состояния упавшего дерева, но ответчик по какой-то причине на это ставку не делал. Тем не менее в суд был приглашен представитель Института экспериментальной ботаники им. Купревича Национальной академии наук, который указал, что из представленных фотографий следует, что корневая система дерева является гнилой, а более точного заключения он дать не может, так как самого дерева не видел. На этом экспертная оценка упавшего дерева была окончена, причем представители жилищно-коммунального хозяйства сами не оставили себе места для маневра, утилизировав растение.

В мотивировочной части на этот счет сказано, что «принимая во внимание, что суду не представлены документы по оценке состояния деревьев, согласно пояснениям специалиста дерево имело гнилую корневую систему, суд приходит к выводу, что дерево являлось аварийно-опасным».

Стороны использовали свои аргументы, суд вынес решение: исковые требования истца удовлетворить в полном объеме.

Как видите, именно состояние дерева было определяющим для суда. Это еще раз указывает на то, что для подстраховки имеет смысл заказать соответствующую экспертизу — ее результаты могут стать самым весомым доказательством.

Шаг восьмой: подстраховка

Как видите, восемь месяцев ушло у нашего читателя на то, чтобы пройти весь этот путь. Причем деньги пока не получены — не исключено, что и до года дотянут. Чтобы этого не случилось и не возникло ситуации, когда решение суда по тем или иным причинам не исполняется, Андрей обратился в отдел принудительного исполнения.

— Я написал заявление на возбуждение исполнительного производства, приложив исполнительный лист из суда. Все это приняли, поэтому, я думаю, проблем быть не должно, — предполагает читатель.

Некоторые выводы

Выиграв суд, Андрей, однако, не то чтобы преисполнен оптимизма.

— Позитивного опыта тут мало. Честно говоря, я считаю, что мне просто повезло, что ЖЭС не сражался. Я бы сказал, что не было сложных моментов, которые бы потребовали назначения дополнительных экспертиз или новых судебных заседаний. А ведь можно было выстраивать защиту. Судебная система — она не дает никаких гарантий. При любом подобном рассмотрении сложно предугадать, чем оно закончится, — говорит автовладелец.

Тем не менее он единственный, кто боролся, несмотря на то, что его автомобиль получил не самые серьезные повреждения в результате описанного инцидента. Любопытно, будут ли хозяева двух других машин кусать локти, узнав о решении суда?

Во дворе дома №7 по улице Цнянской в Минске все по-старому. Голые деревья сонно застыли над припаркованными автомобилями.

— Если ничего не делать, то ничего и не добьешься. Упало дерево, разбило машину — неужели это нужно оставлять без внимания? Какую щеку в такой ситуации подставлять: левую или правую? — рассуждает наш читатель.

Читайте также:


Лучший аргумент в дорожных спорах. Автомобильные видеорегистраторы. Все топовые модели в Каталоге

основная камера: 1/2.8" 5 Мп 140°, видео 2592x1944 H.264/H.265, G-сенсор, экран 2" 320 x 240

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка