28 947
14 сентября 2021 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: коллекция автора

Первый с маркой Белорусского автозавода. Самосвалу БелАЗ-540 исполнилось 60 лет

БелАЗ-540 — один из самых эпохальных советских грузовиков всех времен. Созданный менее чем за год на совсем молодом Белорусском автозаводе в городе Жодино, он стал одним из автомобильных символов 1960-х годов, а в дальнейшем прочно вошел в советскую визуальную культуру как олицетворение бесконечных запасов природных ископаемых некогда самой большой страны мира. Сегодня легенде белорусского автомобилестроения исполняется 60 лет.

14 сентября 1961 года на автозаводе в городе Жодино закончили сборку первого опытного образца БелАЗ-540. Выпускавшиеся в тот момент в Жодино самосвалы МАЗ-525 хоть и имели на боковинах капотов выштамповку с надписью «Белорусский автозавод», все же назывались именно МАЗами. А совершенно новая машина первой официально получила марку БелАЗ. Карьерный самосвал БелАЗ-540 был по тем временам технически передовым грузовым автомобилем. Это был первый отечественный грузовик с гидропневматической подвеской, а также объединенной гидросистемой усилителя руля и механизма подъема кузова. Еще это был по-настоящему дизайнерский автомобиль. Созданный талантливым промышленным художником Валентином Кобылинским внешний облик был не только функциональным, но и красивым. И внешне, и в области технических решений БелАЗ-540 соответствовал мировому уровню своего времени.

Король бензоколонки

Компоновка БелАЗ-540 была выполнена по схеме «кабина рядом с двигателем». Такая схема позволяет получить минимальные базу и длину машины, а следовательно, повысить ее маневренность. Эта же схема дает возможность рационально распределить вес по осям и наилучшим образом использовать площадь автомобиля — бóльшая часть шасси занята кузовом. Эти базовые принципы актуальны и сегодня для «компактного» карьерного транспорта.

А еще БелАЗ-540 был впечатляюще большим. Для своего времени, естественно. Делайте скидку на то, что это был самый грузоподъемный советский самосвал на тот момент. Поэтому его любили фотографировать рядом с легковушками, чтобы подчеркнуть масштабность.

Здесь и далее в качестве иллюстраций использованы отсканированные исторические фото из коллекции автора

БелАЗ-540 стал звездой советского медиапространства. Его фотографии постоянно мелькали во многих газетах и журналах. А белорусские кинодокументалисты сняли совершенно шикарный фильм о том, как собирали первый БелАЗ-540. Одна только фоновая музыка чего стоит! Сейчас так снимать уже не умеют.

Практически сразу БелАЗ-540 стал и кинозвездой, сыграв одну из главных авторолей в культовой комедии «Королева бензоколонки». В этом фильме снимался один из опытных образцов, испытания которых начались в 1962 году — тогда же, когда снимали и картину.

— Заправщица! Заправщица! Черт! Спишь на работе! Деваха! Заправляй!

— А вы не кричите. Будете грубить, вообще ничего не получите.

— Цыц!

— Нет, это вы «цыц», пожалуйста!

— Понаставили здесь фитюлек. Куда смотришь? Куда смотришь? То милиция на нервах играет, а то... Тебе бы в парикмахерской из пульверизатора прыскать. Эй ты, фитюлька!

— Дяденька! Дяденька! Дяденька, а деньги? Дяденька! Заплатить надо...

— Людмила, иди сюда!

— Чего?

— Сколько литров увез?

— 370.

— Я ж тебя предупреждал. Ну что ж, рыбонька, вычтем теперь у тебя из зарплаты. По инструкции. А слезами недостачу не перекроешь.

Очевидно, что БелАЗ-540 добавили в фильм для эффектности. Конечно, такие машины не должны были ездить по дорогам общего пользования и заправляться соляркой на обычных бензоколонках. С литражом создатели картины, с одной стороны, ничего не напутали: запас топлива у БелАЗ-540 составлял 400 литров, так что увезти 370 он вполне мог. Впрочем, без технического ляпа все-таки не обошлось: запас в 400 литров — это объем двух топливных баков, а Людмила заливала солярку только в один из них. Однако менее шедевральной «Королева бензоколонки» от этого не становится.

В серию БелАЗ-540 пошел далеко не сразу, но все равно по советским меркам довольно быстро.

Звезда карьеров

После цикла испытаний серийный выпуск БелАЗ-540 начался в сентябре 1965 года.

Четыре года грузовик изготавливали параллельно с МАЗ-525. Например, в 1962-м Белорусский автозавод собрал пять предсерийных БелАЗ-540 и 1005 экземпляров МАЗ-525. В следующем году выпуск модели БелАЗ-540 увеличили в два раза — 10 предсерийных машин против 1090 экземпляров МАЗ-525. В 1964-м изготовили уже два десятка предсерийных машин, а в 1965-м стартовало полноценное серийное производство, когда собрали 300 экземпляров БелАЗ-540. Правда, самосвалов МАЗ-525 в последний год их производства было собрано все равно больше — 820. С 1966 года Белорусский автозавод полностью перешел на выпуск БелАЗ-540.

Сразу же стали думать и об увеличении грузоподъемности. Предполагался выпуск 45-тонных автопоездов с полуприцепами БелАЗ-540В-5271. Машины прошли испытания, но в итоге серийными не стали. Предпочтение отдали «одиночной» модели БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 тонн. Но это уже отдельная история.

Все серийные машины внешне отличались перекомпонованными фарами, что существенно повлияло на восприятие внешнего вида. Сначала серийный БелАЗ-540 оснащался двигателем Д12А-375Б (V12, 38,8 л, 375 л. с.), представлявшим собой «конверсию» знаменитого танкового дизеля В-2. Но это изначально рассматривалось как временная мера, поскольку более совершенный дизель ЯМЗ-240, на который делалась основная ставка, еще не был освоен Ярославским моторным заводом в серийном производстве. В канун Первомая 1967 года с конвейера сошла первая партия БелАЗ-540А, оснащенных более экономичным и ремонтопригодным дизелем ЯМЗ-240 (V12, 22,3 л, 360 л. с.). Но поставки моторов из Ярославля были недостаточными, потому «чистый» БелАЗ-540 с экс-танковым дизелем Д12А-375Б выпускался параллельно с БелАЗ-540А как минимум до 1973 года. С 1974-го на конвейере собирались уже только БелАЗ-540А. В среднем завод производил 2000—2500 машин этого семейства в год.

Эволюция модернизаций

К 1986 году БелАЗ-540А был серьезно модернизирован с целью повышения производительности, надежности, экономичности.

Были усовершенствованы все основные агрегаты и узлы, что дало возможность поднять полезную нагрузку машины до 30 тонн. Теперь базовый 30-тонник имел обозначение БелАЗ-7522. Он был оборудован более экономичным дизелем ЯМЗ-240М1 и гидротрансформатором ЛГ-470 с повышенным КПД. Были модернизированы гидромеханическая трансмиссия, главная передача ведущего моста, усовершенствована тормозная система. Новый стояночный тормоз требовал меньше времени на обслуживание. Для задних сдвоенных колес были установлены камневыталкиватели. Грузовую платформу начали устанавливать с измененной конфигурацией, из металла более высокого качества. В комплексе проведенные усовершенствования позволили по сравнению с моделью БелАЗ-540А на 2—3% снизить расход топлива, на 13—15% продлить срок службы машины, на 25% увеличить интервал между ТО-1.

Была модернизирована и кабина, которая оборудовалась теперь усовершенствованными сиденьями, новой приборной панелью с травмобезопасным покрытием, более эффективным отопителем, электрическим омывателем ветрового стекла. Была улучшена шумоизоляция. Внешне модернизированные 30-тонники было легко отличить по другой облицовке радиатора, фронт обдува которого увеличивался. Также такая облицовка обеспечивала и более качественную мойку. Зеркала увеличились в размерах, что улучшало обзорность.

В конце 1980-х классический БелАЗ модернизировали в третий раз. Тогда же появился и первый опытный образец, получивший обозначение БелАЗ-7540. Внешность не изменилась, но конструктивных доработок выполнили немало. Например, двигатель начали ставить более мощный — 420-сильный ЯМЗ-240НМ вместо 360-сильного ЯМЗ-240М.

В таком виде БелАЗ-540 пережил распад Советского Союза. Но делали их уже во много раз меньше, чем при СССР. Последние экземпляры с классической прямоугольно-угловатой внешностью собрали вроде как в 1996 году.

Экспортный продукт

БелАЗ-540 очень хорошо продавался за границей.

Советское внешнеторговое объединение «Автоэкспорт» выпускало красочные буклеты на разных языках мира. «Приобретайте советские автомобили БелАЗ, которые понравятся вам». И ведь приобретали, даже капстраны.

Этот кадр, например, сделан в Великобритании, в Уэльсе. Достоверно известно, что с 1970 по 1980 год Великобритания купила 43 БелАЗа. Еще из капстран их покупали Бельгия, Италия, Кипр, ФРГ и Швеция.

Кроме того, в 1970-х годах белорусские карьерные самосвалы семейства БелАЗ-540 покупали Алжир, Афганистан, Бирма, Болгария, Венгрия, ГДР, Египет, Замбия, Индия, Иран, Куба, Монголия, Пакистан, Польша, Румыния, Сирия, Турция, Чехословакия и Югославия. Самым крупным покупателем был Китай. В 1980-х к этому списку добавились и другие страны.

Необычные спецверсии

Становились БелАЗ-540 и основой для необычной спецтехники.

Например, существовали пожарные БелАЗ-540. Один такой служил в Днепропетровске, другой — в Якутске. Переоборудовали их сами пожарные собственными силами.

Но существовало и «профессиональное» производство спецмашин на основе БелАЗов. Такие организации, как ЦКПТБтрансчермет, Гипроникель, НПО «Черметмеханизация», НИИКМА, разрабатывали техническую документацию, а специализированные ремонтные заводы по этой документации строили спецтехнику.

Самыми экзотическими были, конечно, «продувщики» карьеров. Загазованность была колоссальной проблемой, и инженеры пытались ее решать с помощью авиационных двигателей, установленных на БелАЗы. Двигатели использовались как реактивные, так и турбовинтовые.

Любимой спецмашиной всех водителей БелАЗов, что работали в карьерах, были эти — передвижные столовые. Их серийно изготавливали Кафанский АРЗ в Армении и Белгородский завод «Авторемгормаш». Внутри утепленного кузова было два десятка посадочных мест и своя кухня площадью 6,4 м2. Между прочим, в иных хрущевках кухни были меньше.

А еще на базе БелАЗ-540 строились эвакуаторы, поливо-оросительные машины, автоцистерны, топливозаправщики, маслозаправщики, взрыво-технические и ремонтные машины.

Наследники «престола»

Появившийся в 1990-х годах БелАЗ-7540А считался уже новой моделью. Да, здесь использовалась уже совсем другая кабина, другое оперение, измененный кузов. Но все же конструктивно этот самосвал восходил еще к классическому БелАЗ-540. Это семейство по сей день присутствует в программе завода.

В 2013 году на свет появилось действительно новое поколение белазовских «малышей» — семейство БелАЗ-75440. Под капотом у таких машин находится двигатель Cummins QSX15-C435 с электронной системой управления. Гидромеханическая передача здесь тоже с электронным управлением. Все конструктивные и компоновочные решения «заточены» под увеличение ресурса. За внешность эти самосвалы прозвали «бульдожками».


БелАЗ-540 можно признать если не самым знаменитым, то одним из самых знаменитых белорусских автомобилей точно. По крайней мере, в мире о марке БелАЗ узнали именно по этой модели.

Читайте также:

аудитория унисекс, материал: натуральная кожа, 102×90 мм
аудитория унисекс, материал: натуральная кожа, 115×90 мм
аудитория унисекс, материал: натуральная кожа, 152×101 мм

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: коллекция автора
Без комментариев