2021, прижимаемся вправо, останавливаемся! Автомобильные итоги года

16 445
30 декабря 2021 в 8:00
Автор: Виталий Петрович

2021, прижимаемся вправо, останавливаемся! Автомобильные итоги года

Кортеж приближался, нагоняя отстающих. Проблесковые маячки уже виднелись сквозь пургу, плотно застилающую зимнюю дорогу. Ветер свистал в ушах, принося нарастающий гул. Вдруг из пелены вылетела передовая машина. «2021, прижимаемся вправо, останавливаемся!» — прозвучал властный голос. Пришлось повиноваться: держаться дальше и пытаться удрать уже не было сил. Спустя пару мгновений мимо пронеслись автомобили кортежа. На главной машине удалось разглядеть номер: 2022. Кажется, в салоне за тонированным стеклом празднично мигала гирлянда. «Ну а с вами мы задержимся на разбор полетов, вы же теперь никуда не торопитесь?» — спросил все тот же голос.

На одометре вот-вот будет 365 дней, и отсчет начнется заново. Все эти мгновения 2021-го мы пережили вместе, и новостная лента, будто магистраль, уводит куда-то в прошлое. Завтра будет не до того, на завтра у вас запланированы салаты. Поэтому сегодня все вместе подведем главные автомобильные итоги уходящего года. Чем он запомнился, что передаст преемнику — давайте вспоминать.

Главные события 2021 года

Возрождение техосмотра

2021 год вернул прохождение техосмотра в список обязательных дел для многих белорусских автомобилистов. До этого техосмотр проходить не хотели, точнее, не хотели платить госпошлину, которая была привязана к этой обязательной, вообще-то, процедуре. В начале года пошлину от техосмотра отвязали, заменив ее транспортным налогом, — и народ потянулся на диагностические станции. Уже трудно поверить, что водители в январе — феврале были готовы стоять по 8 часов, чтобы привести документы на авто в соответствие с требованиями законодательства.

— Сделали наконец. И хорошо, что хоть как-то сделали. Порешали бы раньше — люди раньше бы и поехали. А так правительство потеряло в деньгах эти год-два, — рассуждали водители в очередях.

И хоть с течением времени энтузиазм у многих поубавился, все же 2021-й войдет в историю своеобразным возрождением техосмотра в Беларуси. Данных за декабрь пока нет, а вот за период с января по ноябрь этого года, как сообщает «Белтехосмотр», было выдано более 1,5 миллиона разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Теперь сравните: за весь 2020 год водители получили таких разрешений всего-то 726 тысяч с небольшим.

Напомним, что ответственность за управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении, предусмотрена ч. 4 ст. 18.11 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф — до 3 базовых величин (одна базовая величина на сегодняшний день — 29 рублей).

«Письма счастья» за непройденный ТО

Освободив техосмотр от пошлины, государство нашло способ более эффективно контролировать его прохождение. Камеры фотофиксации, которые прежде работали в основном на выявление фактов превышения скорости, стали отслеживать транспортные средства, не получившие заветный допуск к участию в дорожном движении. Соответственно, владельцы таких авто начали получать так называемые «письма счастья».

Для того чтобы это осуществилось, должен был вступить в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, который теперь предусматривает возможность привлечения собственников транспортных средств к ответственности за все нарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта на основании их фиксации специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме (ч. 1 ст. 4.8 КоАП).

В МВД поясняли, что, если нарушение зафиксировано впервые, владелец освобождается от административной ответственности с вынесением ему предупреждения. А уже со второго раза собственник будет обязан заплатить штраф в размере 0,5 базовой величины (14,5 рубля). Ответственность несет как физическое, так и юридическое лицо — собственник или владелец транспортного средства.

Введение транспортного налога

С 1 января 2021 года в Беларуси появился новый налог — транспортный. Он пришел на смену той самой госпошлине, которую надо было уплачивать одновременно с прохождением техосмотра. Сумма налога зависит от максимальной разрешенной массы автомобиля. Минимум — 61 рубль (до 1,5 тонны), максимум — 223 рубля (более 3 тонн).

Многие в этом году уже заплатили аванс в размере 29 рублей, остальное нужно будет внести уже в 2022-м. Если в 2021-м налог начислен не был, значит, не истек срок действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина. Ожидайте — все будет.

По первоначальным оценкам, с учетом всех исключений и основываясь на данных базы машин, получивших допуск к участию в дорожном движении до 1 января этого года, в Беларуси около 2 миллионов человек должны были внести авансовый платеж по транспортному налогу до 15 декабря.

Существуют льготы и освобождения от этого налога. В частности, он не касается машин, снятых с учета до 1 июля 2021 года; автомобилей, выпущенных не позднее 1991 года, или тех, сведения о годе выпуска которых отсутствуют; электромобилей (до 2025 года); авто, находящихся в угоне. Исключения, правда, случаются. Вспомните историю нашего читателя: 7 лет назад у него угнали Audi, а авансовый платеж за нее все равно пришлось внести. Впрочем, там еще все до конца не ясно.

Существуют пониженные ставки для ветеранов, инвалидов и пенсионеров. Однако это понижение предусмотрено в случае предоставления документов и наличия действующего водительского удостоверения при уплате основной суммы налога. То есть зарегистрировать авто на бабушку и платить меньше не получится.

Новый закон «О дорожном движении»

Осенью был принят новый закон «О дорожном движении». Правда, основные изменения, такие как мониторинг дорог, автоматизация учета ТО, сдача экзамена на авто с АКПП, начнут действовать только в сентябре следующего года. И все же перемены ожидаются весьма существенные. Напомним основные из них:

  • уточняется понятие организации дорожного движения. Определяется приоритет безопасности по отношению к временным задержкам, приоритет развития общественного транспорта, создание условий для движения пешеходов и велосипедистов; обеспечение экологической безопасности;
  • ввод автоматизированного учета результатов техосмотра и допуска к участию в движении. ТО будет осуществляться на договорной основе;
  • предусмотрена возможность сдавать экзамены и получать право управления транспортными средствами только с автоматической трансмиссией;
  • будут выдавать международные водительские удостоверения;
  • для автошкол отпадет необходимость согласовывать с ГАИ маршруты;
  • органы погранслужбы и таможни смогут эвакуировать транспортные средства без помещения его на охраняемую стоянку;
  • владельцам машин, которые не эксплуатируются на дорогах общего пользования, можно не проходить техосмотр. Подготовка для сдачи квалификационных экзаменов также не потребуется.

Закон об электрокарах

Необходимо вернуться на год назад — в 2020-й. В марте был принят указ №92 «О стимулировании использования электромобилей», который давал белорусам определенные льготы — нулевые ставки НДС и таможенных пошлин. И в 2021 году ожидали продления его действия.

Пролонгация действительно последовала, но документ был опубликован в новой редакции, где появилось много плюсов для юрлиц и осталось совсем немного для физлиц. И меняются времена, когда благодаря нулевым ставкам НДС и таможенных пошлин одни белорусы смогли пригнать себе относительно доступный электрокар, другие — пригнать и удачно перепродать его в прочие страны ТС.

Во-первых, юридические лица, получающие право работать по новым правилам с 1 декабря 2021 года, не могут ввозить без НДС электромобили старше пяти лет. Во-вторых, с 1 марта их не смогут ввозить без НДС и физические лица. То есть все популярные модели вроде Nissan Leaf, BMW I3 и Tesla первых лет выпуска через несколько месяцев станут «непроходными», что наверняка повлияет на ценообразование вторичного рынка.

Зато указ открыл большие возможности для крупных поставщиков и официальных дилеров, которые уже предвкушают паломничество частных покупателей из России и других стран ТС.

Обновленный КоАП и ужесточение ответственности для пьяных

В этом году обновился Кодекс об административных правонарушениях — событие далеко не ординарное. Изменений немало.

Сообщалось, что новый КоАП предусматривает категоризацию правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий. Все административные правонарушения разделены на три категории, а именно: административные проступки, значительные и грубые административные правонарушения. При совершении административного проступка впервые вместо административного взыскания (как правило, штраф) лицо в обязательном порядке будет освобождаться от ответственности и только предупреждаться. Предупреждение можно будет применить и по категории значительных административных правонарушений, но в этом случае возможно и наложение административного взыскания.

В то же время теперь даже самое незначительное ДТП квалифицируется как нарушение соответствующего пункта ПДД с созданием аварийной обстановки. За это предусмотрен штраф от 5 до 20 базовых с лишением или без лишения прав до двух лет (ч. 12 ст. 18.13 КоАП). В Госавтоинспекции поясняли: «При наложении взыскания будет учитываться характер правонарушения, личность нарушителя, последствия и другие смягчающие или отягчающие обстоятельства. Напомним, в случае незначительного ДТП водители могут не вызывать ГАИ и оформить европротокол, избежав при этом административного правонарушения, соответствующего штрафа и лишения прав».

Кроме этого, в новом КоАП выделили разные степени опьянения за рулем (ст. 18.15). За слабое опьянение (от 0,3 до 0,8 промилле) штрафуют на 100 базовых величин (2900 рублей) и лишают прав на три года, за сильное (более 0,8 промилле) — наказывают штрафом в 200 базовых величин (5800 рублей) и пятью годами лишения прав. Такие последствия (200 базовых и пять лет лишения) наступают как за вождение в сильном опьянении (в том числе наркотическом), так и за употребление спиртного после ДТП, после подачи сигнала об остановке для прохождения проверки и за отказ от медосвидетельствования.

Те же действия, совершенные повторно в течение года, влекут уголовную ответственность по ст. 317-1 Уголовного кодекса. Кроме того, предусмотрена специальная конфискация транспортного средства (независимо от права собственности).

Уголовное наказание за езду без прав

В Уголовном кодексе появилась новая статья 317-2 — «Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления». Прежде за это деяние была предусмотрена только административная ответственность.

Теперь все выглядит следующим образом:

  • нарушение ПДД, предусматривающее лишение, — административное наказание (собственно само лишение);
  • попался в первый раз уже без прав — все еще административное наказание (максимум 20 базовых штрафа);
  • попался во второй раз без прав в течение года — административка (до 50 б. в. или арест);
  • в третий раз без прав в течение одного года — уже уголовная ответственность (максимальное наказание — арест с лишением прав);
  • еще один раз без прав в течение того же года — опять-таки уголовное наказание (максимум — ограничение свободы до двух лет с лишением прав);
  • если прошло более года между этапами повторности — все сначала.

В ГАИ утверждали, что мера направлена на привлечение к ответственности закоренелых нарушителей, постоянно игнорирующих закон в целом и такую меру наказания, как лишение прав, в частности.

Прецеденты уже были: к примеру, мы писали о водителе, который получил 6 месяцев исправительных работ по ст. 317-2 Уголовного кодекса. Все серьезно.

Без Škoda и Liqui Moly

В апреле правительством был определен перечень товаров, запрещенных для ввоза на территорию Беларуси и реализации на ее территории. В перечень, помимо прочих, попали товары групп компаний Liqui Moly, Škoda Auto. До этого в Беларуси продавались пять моделей Škoda: Rapid, Kodiaq, Karoq, Octavia и Superb. Все модели, кроме Superb, поставлялись из России, и только Superb — из Чехии.

Первоначально меры «для обеспечения защиты национальных интересов с учетом недружественных действий в отношении белорусского народа» были введены на 6 месяцев, но в ноябре запрет был продлен еще на полгода — до 4 мая 2022-го включительно.

Налог на выезд за границу

И еще один новый налог — на выезд за границу. В этом году Налоговый кодекс разрешил областным Советам депутатов вводить местный сбор в размере не более трех базовых величин за пересечение ТС, максимальная масса которых не превышает 5 т, госграницы Беларуси в пунктах пропуска. Советы выразили готовность претворять идею в жизнь и остановились на сумме в одну базовую — 29 рублей. Оплату нужно произвести до пересечения или при пересечении госграницы. Контроль возлагается на пограничников и таможенников.

Местный сбор распространяется на водителей (независимо от числа пассажиров), пересекающих границу в пунктах пропуска указанных областей. Есть исключения. От платежа освобождаются ТС, в которых едут:

  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий на территории других государств;
  • бывшие узники фашистских концлагерей, тюрем, гетто и бывшие несовершеннолетние узники иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы Второй мировой войны;
  • граждане РБ, иностранцы и лица без гражданства, имеющие разрешение на постоянное или временное проживание в Беларуси, следующие к членам семьи и (или) близким родственникам в Украине;
  • следующие на места захоронения родственников;
  • выезжающие после похорон родственников;
  • выезжающие за медпомощью;
  • выезжающие после лечения в санаториях и (или) получения медуслуг в РБ;
  • едущие в командировку и возвращающиеся из нее;
  • члены официальных делегаций, представители иностранных организаций, прибывшие в РБ по приглашению местных властей;
  • пересекающие границу в пунктах упрощенного пропуска;
  • следующие транзитом через территорию РБ в соответствии с Соглашением между Беларусью и Украиной об упрощенном порядке проезда участка автодороги Славутич — Чернобыльская АЭС.

Активизация Bolt

После появления в Беларуси сервиса Uber, а затем аналогичного от «Яндекса» рынок такси не пополнялся игроками сопоставимого калибра. И вот в 2021-м платформа Bolt заявила о новом этапе своей работы в стране с привлечением внушительных инвестиций в несколько миллионов евро.

«Ключевой параметр, который обеспечивает Bolt лидерство на европейском рынке, — это операционная эффективность. Мы хотим предложить клиентам более низкие цены. За счет того что мы эффективнее расходуем наши средства и распоряжаемся ресурсами, мы можем при равных доходах водителей на рынке дать клиентам больший бонус, сделать бóльшую скидку. На самом деле это очень простое предложение: вы получаете то же самое, но за меньшие деньги», — анонсировала компания в большом интервью Onlíner.

Прорыва пока не случилось, и тем не менее Bolt стали воспринимать и упоминать в одном ряду с Uber и «Яндекс Go». Даже налоговая высказалась о работе сервиса, причем весьма недвусмысленно.

«На рынке онлайн-сервисов пассажирских перевозок страны сложился условный треугольник — Yandex/Uber, Bolt, maxim. Так вот, Yandex/Uber — делает; Bolt — пока только много говорит; maxim — скрывает своих партнеров, бездумно пренебрегая законодательством страны пребывания. С первыми будем сотрудничать и корректировать тактические промахи, третьих — лечить. Ну а Bolt должен определиться, а то „ни рыба, ни мясо”. Bolt, выполните требования законодательства, которые мы вам направили почти год назад, и откроются двери переговорных комнат. Для нас все субъекты равны, а уважающие законы — равнее. Ну а пока Bolt и его репутация на уровне маргинального сервиса maxim. Не обижайтесь — на правду не обижаются», — такое мнение высказали в Управлении оперативных мероприятий инспекции Министерства по налогам и сборам.

Что и говорить  с развитием рынка такси в стране действительно становится интереснее.


2021-й съезжал с главной дороги на второстепенную, скрываясь во мгле. Еще немного  и даже тусклый свет фонарей растворится в ночном воздухе. «Теперь — все. Дальше без меня».


аппарат Дарсонваль, питание от сети, цвет белый
зеркало с подсветкой, настольное, увеличение: отсутствует, регулировка угла наклона
влажная уборка, Mi Home/Яндекс Алиса, мощность 40 Вт, сила всасывания 2500 Па, пылесборник 0.6 л, с турбощеткой
беспроводные наушники с микрофоном, вставные, портативные, Bluetooth, быстрая зарядка, время работы 5 ч, с кейсом 24 ч

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by

Без комментариев