«Яндекс Go» поднял тарифы, а водители стали зарабатывать меньше — как же так?

14 мая 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner, носят иллюстративный характер

«Яндекс Go» поднял тарифы, а водители стали зарабатывать меньше — как же так?

Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner, носят иллюстративный характер

В конце апреля «Яндекс Go» сообщил об оптимизации тарифов. Речь, конечно, об их росте. Произошло то, что многие прогнозировали: цены на топливо растут, на запчасти растут, на масло растут, на все растут — с чего бы такси оставаться в стороне? Насколько мы можем судить по реакции наших читателей, для пользователей сервиса удорожание прошло относительно безболезненно, средний чек увеличился ненамного. Зато реакция водителей была неожиданной: они сообщили, что их доходы только падают. Как же так вышло?

В своем сообщении «Яндекс Go» подчеркивал, что решение об изменении тарифов принималось совместно с партнерами-перевозчиками. Сформулировано это было как поиск компромисса: «чтобы, с одной стороны, частично компенсировать изменение цен на топливо и обслуживание автомобилей, а с другой — чтобы стоимость поездок оставалась по-прежнему доступной для пользователей».

Что касается пользователей — за прошедшее время никто не пожаловался нам на подорожавшее такси (мы сейчас не о ценах «от борта»).

Топливо, напомним, за эту весну дорожало уже с десяток раз, прибавив по 20 копеек за литр любого из распространенных типов по сравнению с февральскими ценами. О подорожании запчастей, расходников и услуг СТО мы также рассказывали не раз.

Выходит, повышение тарифов было логичным шагом и теперь все довольны?

«Водители действительно стали зарабатывать меньше»

С кем говорить о доходах как не с тем, кто знает, как зарабатывать? В конце января (другими словами, в прошлой жизни) Анатолий шокировал наших читателей и своих коллег своими доходами. Не жаловался, а поделился секретом успеха — вот и сглазили. Даже он признает: зарабатывать с тех пор стал значительно меньше.

— «Яндекс» поднял цены, и это было предсказуемо. Я даже не думаю, что это связано исключительно с событиями в мире, просто такой шаг давно напрашивался. Все дорожает кругом — мы это видим — и в магазинах, и на заправках. Автомобильные запчасти и вовсе отдельная история.

Загвоздка в том, что зарплата водителей, которые выполняют поездки через «Яндекс», к сожалению, не поднялась. Гарантию (гарантированную выплату при выполнении определенного числа заказов. — Прим. Onlíner) даже немного понизили.

К примеру, когда мы с тобой общались в прошлый раз (в январе этого года. — Прим. Onlíner), мой рабочий день стоил 108—112 рублей чистыми плюс «чайник» (чаевые. — Прим. Onlíner). Сейчас после всех вычетов я зарабатываю 88 рублей в день, то есть на 20—25 рублей меньше. За месяц это 400 рублей или даже больше — столько я недополучаю. И ведь ничего не поделаешь — мы же все прекрасно понимаем, — рассказал Анатолий.

— Может, пассажиров стало меньше? Не жалуются они на дороговизну?

— Нет, услуга не сильно подорожала. Я вижу, что многие пассажиры этого даже не заметили. Сильнее всего разница ощущается при езде на дальние расстояния, в особенности за городом, плюс увеличена стоимость подачи машины и цена за километр пути. Иначе говоря, чем дальше едешь, тем заметнее подорожание.

К примеру, раньше я возил людей из Малиновки в Уручье за 11 рублей. Сейчас это 14—15 рублей. Это то, что заметно. При короткой поездке — скажем, на 6 км — клиент платил 6,3 рубля, а сейчас — 6,8.

Такой рост цен не сильно бросается в глаза — с учетом того, что люди, которые ежедневно пользуются такси, привыкли, что коэффициенты то появляются, то пропадают, поэтому цена всегда плавающая. Это не та ситуация, когда вчера было 5 рублей, значит, и сегодня должно быть 5.

— Но ведь это все равно какой-никакой рост. Почему же водители этого не почувствовали?

— Водители действительно стали зарабатывать меньше, но не потому, что кто-то урезал зарплату. Сама система работает так, что помимо гарантии, которую ты получаешь, либо просто оплаты заказов, которые выполняешь, есть еще выплаты в виде чаевых (которые, кстати, комиссией не облагаются: сколько оставили — столько и получил) плюс мотивационные бонусы, которые стали появляться где-то год назад. Приходили условно такие сообщения: с 15 по 18 число выполни 98 заказов и получи дополнительно 40 рублей. Где-то с осени такие бонусы появлялись на постоянной основе. Сделал 20 заказов — плюс 10 рублей. Сделал 30 — еще плюс 10. Это чувствовалось. А в последнее время эти бонусы пропали: их нет ни у меня, ни у моего коллеги, к примеру.

Водители обращались в службу поддержки, но это не вполне прояснило ситуацию. Им ответили, что такие бонусы рандомно распределяются между таксистами и никуда не исчезали. Другими словами, если бонусов нет — вам просто не повезло.

— Снижение планки гарантированной выплаты в совокупности с исчезновением мотивационных предложений привело к тому, что мы стали зарабатывать меньше, — констатирует собеседник. — Ну и это не единственная, да и не самая главная проблема.

— А что еще?

— Есть ведь гораздо более значимые вещи, не зависящие от «Яндекса». Наше налогообложение, к примеру.

Упрощенную систему убрали: раньше мой наниматель, владелец авто, платил единый налог — 183 рубля в месяц. Готовил выплаты и бед не знал, что называется. Теперь же ему за квартал насчитали 20% от выручки — это только подоходный налог.

А мы еще не очень хорошо собирали чеки с АЗС — оказывается, эти суммы можно было бы списать. Кроме того, выяснилось, что в законодательстве, там, где предусмотрен учет списания топлива, не прописан газ. Но ведь для такси это чуть ли не основное топливо — как же его не учитывать? Короче, вопросов много. Сам я чуть дальше от этой темы, но вижу, что если ты владелец машины, ИП, то вынужден платить какие-то сумасшедшие деньги налоговой. Люди не знают, как им быть, стоит ли вообще этим заниматься. Купить в лизинг новую машину, а потом три года на ней работать для того, чтобы просто окупить, — ну не знаю.

— Какие-то оптимистичные ожидания есть? Хоть «завтраками» о сладкой жизни кто-то кормит?

— Я думаю, что летом — в конце мая или начале июня — для водителей снова поднимут планку гарантии, как это было сделано год назад. Тогда ее повысили на рублей 50—60, что после вычетов означало для водителя плюс 25—30 рублей заработка. Надеюсь, это же произойдет и теперь.

— Выходит, очередной сложный год?

— Да, сейчас нелегко. Курсы упали, а цены нет. Поменять масло в машине сегодня — это безумно дорого. С запчастями та же история: что-то продается по сумасшедшим ценам, что-то вообще не привезти. Глобально проблема не в том, что кому-то не подняли зарплату. Я и без того в последние годы старался на всем экономить: мыть машину за 2 рубля, заправляться газом, закупать запчасти на полгода вперед, чтобы получить скидку. Благодаря этому получалось нормально зарабатывать. Но теперь ситуация изменилась. 

Я спрашивал у своего работодателя, мол, выгодно ли вообще сегодня работать? Он очень интересно ответил: «Знаешь, я сейчас про это не думаю. Давай работать, а потом посмотрим. Все равно у нас выбора нет».

Люди в безвыходной ситуации, никто не знает, что произойдет завтра. Я думаю, что именно это сейчас беспокоит большинство.

Дело не в повышении тарифов?

Некоторые водители поделились с нами информацией о своих доходах, отметив, что заметного падения именно после 25 апреля, когда было объявлено об изменении тарифов, не произошло. Сейчас однозначно не период рекордных зарплат, но это ситуация последних месяцев, а никак не недель.

Вадим

— Раньше за 20 заказов касса была 98—108 рублей. После так называемого поднятия тарифов за те же 20 заказов получаю 80—90 рублей, — рассказывает наш читатель Вадим (он тоже возит вас через «Яндекс Go»). — А к 30 заказам разница составляет уже примерно 15 рублей по сравнению с прошлыми заработками. При этом 20 заказов — это как-никак 10 часов работы, потому что в среднем я выполняю по два заказа в час.

Он работает на арендном автомобиле, не ИП, то есть платит две комиссии. Расходов хватает.

— «Яндекс», конечно, гарантирует 120 рублей дохода, но из этой суммы нужно смело отнимать 35—38% на комиссии парка и самого «Яндекса». Отнимите еще среднюю аренду авто (у меня 50 рублей в сутки, но бывает и больше) и расходы на топливо (на 250—300 км потратите примерно 32—38 рублей). Это и есть реальный заработок водителя, если он не мухлюет с системой и не обманывает агрегатор, — утверждает собеседник.

От него мы тоже услышали об «исчезнувших» бонусах.

— Да, про них можно было говорить: за 20 заказов был бонус 10 рублей, за 30 заказов — 20 рублей, за 40 заказов — 30 рублей. Но, во-первых, от них также нужно было отнимать комиссию. А во-вторых, бонусы эти есть далеко не у всех водителей, они выделяются как-то избирательно, — говорит Вадим.

Работа на результат, то есть на количество выполненных заказов, получается не всегда.

— Иногда удается, конечно, выполнять и по три заказа в час. Но это с условием, что пассажиры поедут по одному микрорайону либо куда-то недалеко. Предположим, из Малиновки на Юго-Запад или в Брилевичи. Но ведь не бывает такого, чтобы за 10, 20, 30 заказов пассажиры передвигались в пределах одного либо соседних микрорайонов. То есть весьма проблематично за смену выполнить 40 заказов, чтобы выйти на максимальную гарантию от «Яндекса». К примеру, вчера я вышел на линию в 7:00. В 14:00 приехал на СТО заниматься вопросами по машине, и у меня было 14 заказов, то есть как раз по два заказа в час, — рассказал водитель.

Еще один повод для головной боли у таксистов — низкий сезон.

— Он обычно начинается с середины января и длится до середины апреля, иногда до начала мая. Пассажиропоток в это время заметно падает. В этом году низкий сезон совпал еще и с очередным скачком доллара. И, как водится, народ испугался, все резко начали экономить, пассажиропоток обвалился в 2—2,5 раза, — отметил собеседник.

Говорят, с начала мая пассажиропоток снова стал увеличиваться — хоть какой-то повод для оптимизма.

— Снижение спроса происходит ежегодно, но этот год, конечно, особенный. Уменьшение гарантии, уменьшение стоимости бонусных зон, которые включаются на два часа утром и вечером, уменьшение стоимости минимальной поездки, избирательное отключение бонусов за число выполненных заказов. Плюс проблемы с банковскими картами у пассажиров, — перечисляет Вадим.

Он уверен, что тарифы на поездки в такси должны быть увеличены, причем значительно.

— Те, кто ездил на самокатах и каршерингах, сейчас пересели на такси. Потому что дешевле. Еще могло бы помочь снижение комиссии, но агрегатор на это не пойдет. Тогда выходом было бы существенное увеличение гарантии заработка (самой гарантии, стоимости бонусных зон, бонусов за выполнение заказов и так далее). К примеру, лично меня устроило бы подождать заказа 10 минут, а затем уехать на 10—15 рублей, нежели не стоять на месте и выполнять те же два заказа в час, но по нынешним тарифам, — говорит таксист.

Устроит ли такой расклад пассажиров?

«Яндекс Go»: «В Минске уже вырос средний заработок водителей в час»

Мы рассказали «Яндекс Go» о переживаниях водителей, и вот что нам сообщили в пресс-службе компании.

— У нас есть мотивационные программы для партнеров и их водителей, которые позволяют увеличить доход от поездок. Мы регулярно пересматриваем условия этих программ, чтобы они оставались актуальными и поддерживали водителей. В прошлом месяце в Минске тарифы были оптимизированы так, чтобы, с одной стороны, частично компенсировать изменение цен на топливо и обслуживание автомобилей, а с другой — чтобы стоимость поездок оставалась по-прежнему доступной для пользователей.

Благодаря этому в Минске уже вырос средний заработок водителей в час, поднявшись с 14,7 до 15,5 рубля (сумма уже после вычета комиссии сервиса), если сравнивать начало апреля с началом мая.

Отметим, что обычно в периоды праздников, когда пользователи разъезжаются, спрос на поездки падает, и водителям поступает меньше заказов. Ожидаем, что в ближайшее время спрос постепенно повысится — соответственно, доход водителей вырастет еще, — спрогнозировали в пресс-службе «Яндекс Go».


Onlíner рекомендует
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, передний привод, колеса 8.5"/8.5", вес 12.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 130 кг), до 40 км/ч, мощность 500 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 10 А·ч, задний привод, колеса 12"/12", вес 21 кг
взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 35 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, передний привод, колеса 8"/8", вес 12 кг

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by