КРАСНОВ

Здесь и так трудно, не стоит нарываться на неприятности. Разбор самого непростого участка проспекта

34 289
06 января 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Здесь и так трудно, не стоит нарываться на неприятности. Разбор самого непростого участка проспекта

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Развязка МКАД и проспекта Независимости в Минске — это традиционный у нас четырехлистный «клевер». Широкие дуги съездов когда-то казались в меру простым и удачным решением. Когда-то, когда здесь не было ни таких транспортных потоков, ни таких скоростей. За одной развязкой на проспекте вскоре появилась другая — с улицами Руссиянова и Шафарнянской. Проектировщикам пришлось уместить два узла на очень коротком отрезке. То, что когда-то считалось допустимым, сегодня вызывает дрожь у многих водителей. Но не у Юрия Краснова, опытного преподавателя, инструктора по вождению. С ним мы будем разбираться в хитросплетениях самого сложного участка главного столичного проспекта.

ДТП новое, но все по-старому

Мы такое уже видели: автомобиль движется по крайней правой полосе проспекта Независимости со стороны улицы Кирилла Туровского в направлении улицы Руссиянова. Водителю как раз туда и нужно — на съезд, но прежде необходимо проехать развязку с МКАД. А оттуда выезжают машины, в том числе легковой Volkswagen. Автор видео нагоняет его и пытается перестроиться вправо, в этот момент происходит столкновение.

— Я общался с человеком, приславшим это видео, — говорит Краснов. — Он рассказал, что видел, как Volkswagen медленно едет, и решил, что водитель уступает ему дорогу. Поэтому автор ролика стал ускоряться. А при перестроении оказалось, что Volkswagen у него сбоку: возможно, второй участник тоже ускорился.

Как правило, после таких ДТП оба участника много жестикулируют и пребывают в уверенности, что виноват оппонент, но никак не они сами.

Есть разметка и есть знак. Но...

— Первое, на что обращал внимание участник ДТП, предоставивший видео, — на выезде с кольцевой на проспект Независимости есть знак «Уступить дорогу». Но где именно водитель обязан выполнить требование этого знака? Конкретно на этом участке дороги нанесена и разметка 1.13, что бывает, кстати, не всегда, — Краснов подходит к доске и схематично изображает место ДТП.

Знак 2.4 — «Уступить дорогу»:

Необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 7.13 — транспортным средствам, движущимся по главной дороге, а также справа по равнозначной дороге. Знак, установленный на главной дороге, обозначает также конец главной дороги.

Разметка 1.13:

Обозначение места, где водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, иным участникам дорожного движения, путь движения которых он пересекает.

— Когда видна разметка, водителю понятно, где он должен уступать дорогу. И многие автомобилисты, зная особенности организации дорожного движения на конкретном участке, стараются именно в этом месте воспользоваться своим преимуществом, — продолжает преподаватель.

Но автор видео этой возможностью пренебрег и продолжил движение в своем ряду, пока впереди перестраивался мусоровоз. В итоге он и Volkswagen отъехали на значительное расстояние от того места, где нанесена разметка 1.13.

— Проблема в чем: движутся два водителя, которые понимают, что могут встретиться в одной точке. Им бы предпринять что-то, чтобы благополучно разминуться, но вместо этого, наоборот, все делается для того, чтобы встреча состоялась. Неужели было так необходимо довести ситуацию до аварии, чтобы потом мучительно разбираться, кто прав, а кто виноват? — задается риторическим вопросом ведущий рубрики. — И частенько неуместным упорством грешат как раз водители, которые полагают, что они на главной. Он, может, и видит, что машина впереди успеет проехать, но ведь преимущество у него, значит, надо этим преимуществом воспользоваться, и он ускоряется, чтобы затем влезть перед носом: ну он же на главной! А мог бы чуть-чуть сбросить скорость: другая машина спокойно бы уехала, и не было бы никакой проблемы.

Есть еще одна особенность — полоса не кончается

— Спорное утверждение, будто мы говорим о перекрестке. Перекресток по ПДД — это место пересечения, примыкания или разветвления дорог. А здесь у нас слияние, и невозможно даже границы предполагаемого перекрестка обозначить. Другое спорное утверждение — будто машины столкнулись в полосе разгона и торможения. Она не уводит непременно на съезд, по ней можно спокойно продолжать движение по проспекту. Это необычная организация дорожного движения. Все вроде привыкли к тому, что если за выездом сразу начинается съезд, то крайняя полоса на съезд и уводит. А тут раз — она продолжается. И какие вопросы к водителю, которому надо прямо? — показывает на доске инструктор по вождению.

Таким образом, Volkswagen, двигаясь от кольцевой, выехал на проспект и продолжил движение в своей полосе. На видео нет никаких признаков того, будто этот водитель собирался маневрировать.

— По сути, знак в этом месте и не нужен вовсе. Один движется в своей полосе, другой перестраивается, хочет съехать — весь конфликт создан искусственно, — продолжает Краснов.

Напоследок пробуем пофантазировать у доски и решить проблему хотя бы в теории.

— Можно было бы вот здесь нанести разметку, — говорит преподаватель и рисует эдакий шип сразу после съезда с МКАД. — Тогда для выезжающих на проспект полоса бы заканчивалась, им надо было бы перестраиваться. А для тех, кто съезжает с проспекта, она бы здесь начиналась, и все стало бы понятнее. Но, во-первых, выехать с кольца в таком случае было бы куда сложнее, особенно в час пик. А во-вторых, такое решение применимо не везде: к примеру, на противоположной стороне проспекта, где ситуация еще труднее, оно бы наверняка вызвало коллапс.

Большинство выезжающих вообще не собирается перестраиваться

Покончили с теорией, отправились на место. Даже не в самые напряженные часы этот участок загружен транспортом.

— Вот мы здесь стоим уже довольно долго, и я обращаю внимание на то, что большинству водителей, которые выезжают на проспект с кольцевой, вообще не нужно тут перестраиваться. Половина из них едет на улицу Руссиянова — из того же ряда. Многие продолжают движение прямо, что разрешено, и не хотят лишний раз суетиться, менять полосу. Они спокойно проезжают дальше, за съезд, а уже там маневрируют, — говорит Краснов. — При этом выезд с кольца настолько пологий, что машины подъезжают на скорости под 70—80 км/ч. Но и по проспекту летит поток, поэтому места, чтобы разобраться, мало. Конфликтов мы пока не увидели, но стоит встретиться двум принципиальным водителям, и они в два счета его организуют.

Еще одно важное наблюдение: почти никто из тех, кто съезжает с проспекта, не делает это сразу за выездом с МКАД, обычно все едут ближе к съезду на улицу Руссиянова. Но и выезжающие с кольцевой в итоге продолжают движение в своей полосе, спокойно проезжая места, где вроде бы обязаны были кому-то уступать.

— Посмотрим на ситуацию глазами водителя, выезжающего с МКАД. Он движется в своей полосе, никого не трогает, он вообще никому и ничего не должен — едет себе прямо. Слева его вроде хочет опередить машина, но как-то неуверенно, не разгоняется нормально, чтобы проскочить. А в последний момент лезет перед носом, — рассуждает инструктор по вождению. — Когда автор видео двигался по проспекту, выезжающий автомобиль был впереди. Водитель мог спокойно оставаться позади и перестроиться за этой машиной, но он сам создал себе проблему. Можно было просто не догонять Volkswagen.

Краснов ежится и застегивает куртку — замерз.

— О, вот как молния на замке застегивается, так же и водители должны взаимодействовать между собой: один впереди, другой позади — и тогда все будет нормально. Не нужно лезть друг на друга. Понятно, что кто-то не умеет перестраиваться, следить за обстановкой — им сложнее. Но такой водитель может появиться с любого направления. Не нужно его учить или наказывать, ему нужно помочь, чтобы он не попал в неприятную ситуацию и остальных вместе с собой не загреб, — рекомендует эксперт.

Похожий случай

Многие вспомнят, что очень похожий инцидент уже имел место на этом участке проспекта. Тогда дорогу не поделили Jaguar и Volkswagen. Обошлось, кстати, без последствий, но споров было много. И тогда ГАИ прокомментировала ситуацию. Давайте вспомним.

— Перекресток они уже проехали, — указывали в Госавтоинспекции. — Соответственно, два автомобиля движутся в одном направлении, каждый в своей полосе. У водителя Volkswagen даже нет необходимости перестраиваться, если он намеревается продолжать движение по проспекту Независимости, — он может и дальше ехать в том же ряду. Таким образом, водитель Jaguar, в соответствии с пунктом 59 ПДД, при перестроении должен был уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения их направления движения.

Краснов тоже помнит этот случай, но предостерегает всех нас от того, чтобы проводить параллели и сейчас, и при любых других ситуациях.

Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению: 

— Водители всегда хотят услышать, кто прав, а кто виноват. Но в каждой конкретной ситуации сотрудники ГАИ разбираются в обстоятельствах ДТП на месте, они учитывают все имеющиеся факты. Задача водителя — не допустить ДТП. Для водителя на дороге нет правых и виноватых, нужно просто взаимодействовать, помогать друг другу, а не провоцировать, чтобы затем бить себя кулаком в грудь. Да, выезд здесь неудобный, вопросов нет. Но еще бóльшая проблема — в водителях, которые не хотят взаимодействовать и намеренно создают конфликтные ситуации.

А на том берегу

Еще более неудобный участок — на противоположной стороне проспекта Независимости. Перемещаемся туда. Здесь загруженный выезд с улицы Шафарнянской на проспект, а метров через 70 от него (мерили шагами) — съезд на МКАД.

— Выезд здесь из двух полос, причем едет много общественного транспорта (троллейбусов, автобусов), что только осложняет ситуацию. Разметки 1.13 нет, водителям труднее определить, где именно они должны уступить дорогу. А машины по проспекту несутся о-го-го. Там повесили знаки «60», но это мало помогает. Вот сколько здесь стоим — лишь двое реально снизили скорость и осторожно проехали участок: водитель белого Mercedes и водитель грузовика. Остальные летят: они ж на главной, вот вы все уступайте им дорогу, а они будут ехать как им хочется, — Краснов, важная птица, дует щеки.

На наших глазах произошли две опасные ситуации: водители много сигналили и жестикулировали, нам даже показалось, что из-под сидений шел пар. В одном из случаев Audi, выезжая со стороны Уручья, действительно резковато вырезала Jaguar на проспекте. Но и тот ехал без оглядки, будто по автобану.

— Проблема в том, что одни пытаются на большой скорости въехать в полосу, по которой другие пытаются разогнаться. Мой совет: если вы подъезжаете к развязке (особенно если у вас преимущество), заранее снижайте скорость. Тот, кто на второстепенной, — он старается уступать, но в некоторых ситуациях это тяжело сделать. Не усугубляйте ситуацию, не провоцируйте ДТП, а помогите людям, даже если они вам не уступают, — говорит наш добрый самаритянин.

Кстати, пункт 70 ПДД («При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость движения только на ней»), по словам преподавателя, в данной ситуации не применим, так как речь не идет о полосе торможения.

Но Краснов не был бы Красновым, если бы только говорил, но не делал. Есть у нас одно видео: вроде и один ему не уступил, и другой — и ничего. Обошлось без криков, ругательств и жалоб на Onlíner.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Автоинструктор Краснов Минск (@yurykrasnov)

— Общая концепция: даже если ты считаешь, что у тебя преимущество, но видишь, что кто-то не уступает, — помоги ему. Да, есть требования ПДД, которые оговаривают порядок проезда перекрестков. Но бывают ситуации, в которых рациональнее действовать по-другому. У нас же некоторые водители думают не о том, как другу другу помочь, а о том, как самим побыстрее проехать. Это проблема, — вздыхает ведущий рубрики. — Звучит как анекдот, но знаешь, как поступают в Европе, если на неравнозначном перекрестке образовался затор? Проезжают по очереди: то с главной, то со второстепенной. Сами, никто от них этого не требует, просто такое водительское взаимоуважение. А что делают у нас? Тот, кто на главной, радуется: «Повезло!» — и едет-едет, никому он уступать не собирается. Да и попробовал бы уступить — сзади тут же обсигналят.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Сербия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Россия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, евроэтикетка: C/E/72 дБ, страна производства: Россия

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by