Наши машины стали куда сложнее, и мы почти перестали в них разбираться. Вы изучали содержимое своего багажника? Знаете, чем воспользоваться, если в пути спустит колесо? А «прикуривать» аккумулятор пробовали когда-нибудь? Или всякий раз вызываете эвакуатор и прикидываете в уме, хватит ли денег, чтобы расплатиться с мастером? Мы съездили на СТО и попросили об одолжении. Нет, нас не научат чинить автомобили. Но нам покажут, какой инструмент лучше иметь при себе на всякий случай и каких неприятностей с машиной на самом деле не стоит бояться.
Сто лет назад все было иначе. Во дворе стояли три автомобиля, и дядя Толя бесконечно крутил что-то в своем «Москвиче». Он выныривал из-под капота, задумчиво курил, вытирал руки о штаны и рылся в старой женской сумочке, которую приспособил для хранения инструментов. Находил нужный ключ и вместе с ним снова нырял под капот. В сторонке от «Москвича» стоял «немец» — «бочка» Audi. Эту машину во дворе не ремонтировали, но и выезжали на ней разве что по выходным — берегли. Как же все изменилось. И о «бочках» в полупустых дворах остались только воспоминания, и дядю Толю давно не видно.
— Да, теперь так автомобили, наверное, никто не ремонтирует, — говорят на СТО. — Туда просто так и не влезешь: производители все чаще что-то придумывают, чтобы ограничить доступ непрофессионалов, — спецключи, нестандартный инструмент. Вплоть до того, что колесо уже самостоятельно не снять. И чем новее машина, тем меньше ты можешь в ней сам что-то сделать — нечего даже пытаться, нужно ехать к специалистам.
— Хорошо это или плохо?
— Ну смотри: в старом автомобиле человек с руками мог перебрать абсолютно все. Взять те же «Жигули»: там и инструмента-то сложного не требовалось — набор рожковых ключей, да и все, считай. Но станешь ли ты называть «Жигули» совершенными в плане надежности и комфорта? Чем конструкция проще, тем она в техническом плане менее совершенна, менее комфортна даже. С одной стороны, качество езды, продвинутые функции, безопасность, низкий расход топлива, с другой — простота. Выбирай.
— Ладно, убедили. Но что-то же своими руками сделать можно?
— Конечно. Сейчас покажем.
— Хороший набор инструментов — это помощник в любой ситуации, — говорят мастера. — Ту же запаску поставить, подкрутить то, что открутилось. Если появилось троение двигателя, можно самостоятельно заменить свечи. Берем набор инструментов, там есть вороток, головка на 16, как правило. Выкрутил свечу, вкрутил новую — это несложно.
Такой набор универсален и выручит во многих житейских ситуациях: прикрутить, открутить, починить велосипед, собрать дома «икею» — он годится для всего.
— Как выбрать?
— Есть продукция именитых брендов: такую на СТО любят. Стоит дороже, по отзывам надежнее — если имеешь дело с инструментом каждый день, это становится важным.
— Что значит «надежнее» применительно к шестиграннику на 8? Железо и железо.
— Не скажи. Дешевый инструмент сточится быстрее — металл не везде одинаковый. Бывало, ломался инструмент. Надо колесо открутить, пережали на шиномонтаже. Если вороток хлипенький, а силы много — сломается, и колесо не открутишь. Обыватель, возможно, большой разницы и не заметит. Но обыватель в лучшем случае изредка занимается своей машиной, это не та работа, которую ежедневно выполняет мастер на СТО.
— Колесо с таким набором мы поменять сможем?
— Если нужно и машина позволяет — легко.
— Домкрат еще нужен?
— Начинать нужно, когда машина еще стоит на земле. Домкрат позже.
Штука вот в чем: открутить болты, которыми крепится колесо, бывает непросто. Осенью на шиномонтаж ездили? А уверены, что они вам затянули все как следует, с динамометрическим ключом? Или, может, крутили, пока крутилось, лишь бы по-быстрому? Перетянутый болт еще попробуй открути в полевых условиях, а если нервы и время поджимает — совсем беда. Так вот когда вы будете напрягать мышцы и отчаянно давить на вороток, пытаясь сдвинуть болт с мертвой точки, машина не должна быть приподнята на домкрате, иначе растрясете и может произойти что-то нехорошее. Лучше тяжелую работу выполнить в максимально статичном положении, а затем на весу просто закончить начатое.
Динамометрический ключ — инструмент, который позволяет затянуть болты с контролируемым усилием, ровно тем, которое требуется — не больше и не меньше. На шиномонтажах он чаще всего есть, но это не означает, что какой-нибудь мастер, работающий бесконечную смену накануне дня жестянщика, обязательно им воспользуется. Если есть возможность — перепроверьте, лишним это точно не будет.
— Домкрат, к слову, в современных автомобилях часто идет в комплекте. Но если по какой-то причине его нет — можно и докупить, вариантов много, — говорят на СТО.
Выбирая домкрат, нужно учитывать массу автомобиля, но переплачивать за избыточность тоже смысла нет. В остальном вкусовщина: что нравится, что привычнее — то и берите.
Запаска, кстати, не единственный и даже не самый простой способ решить проблему, если уж где-то в пути прокололи колесо. Один из самых простых способов — иметь в багажнике специальный баллончик с герметиком. Его легко прикрутить к ниппелю, содержимое попадет внутрь шины и изнутри заклеит место прокола. С разрывом покрышки от попадания в яму так не справиться, но уж дырочку от пойманного на дороге шурупа или чего-то еще вы победите легко.
— Насос еще нужен, накачать колесо все равно придется, — напоминают мастера.
Насосы, кстати, бывают самые разные: и традиционные ручные, и ножные, и даже электрические с питанием от прикуривателя. Последние традиционно предпочитают девушки — оно и правильно, зачем усложнять себе жизнь?
— Чтобы меньше бывать на СТО, нужно вовремя обслуживать свою машину, — говорят знающие люди.
У знающих людей, в частности, в багажнике всегда найдется запас необходимых технических жидкостей.
— Первое — это масло. Случается, что двигатель начинает его «подъедать», расход вырастает. Главное, вовремя его долить, не пропустить момент, — предупреждают специалисты.
Большую банку можно не возить, на долив хватит и литровой.
— Антифриз — охлаждающая жидкость, она охлаждает двигатель. Зачем возить антифриз с собой? Случается, что система по какой-то причине становится негерметичной, антифриз вытекает, что грозит крупными неприятностями. Если проблема явно видна, можно попытаться устранить ее хотя бы временно. Например, если шланг лопнул или треснул и вы это видите — попробуйте его укоротить либо другим способ вернуть целостность, лишь бы добраться до места, где смогут произвести профессиональный ремонт. И вот в такой ситуации и нужно доливать антифриз, — разъяснили на СТО.
Для чего нужна стеклоомывающая жидкость, рассказывать, наверное, не нужно. Выбирайте ту, которая не только хорошо отмывает стекло, но и устраивает вас своим запахом.
Проблема севшего аккумулятора характерна не только для зимы, но зимой она проявляется чаще. Не думайте, что это мелочь, эта проблема всегда всплывает в самый неподходящий момент. Что делать? Во-первых, лучше иметь в багажнике провода для «прикуривания», они не занимают много места.
— Эти провода только с виду одинаковые. На самом деле они различаются в зависимости от сечения. В новых автомобилях очень много электрооборудования — соответственно, установлены мощный генератор и аккумулятор помощнее. В результате не всяким проводом «прикуришь»: если сечение будет слишком маленькое, то провода поплавятся, так и не исполнив своего предназначения, — указали специалисты.
Во-вторых, если проблема всплывает частенько, имеет смысл обзавестись зарядным устройством. Возможно, вы видели такие у опытных автовладельцев. Сейчас зарядное устройство — это компактный и безопасный прибор: зарядит аккумулятор до нужного уровня и выключится. Вопрос в необходимой мощности — она зависит от аккумулятора в вашем автомобиле.
Чисто сезонная история — размораживатель стекол и замков. Предполагается, что это средство способно решить все ваши проблемы морозным утром. Однако на практике бывает по-разному, поэтому знающие люди отзываются сдержаннее: толк от этого есть, но полагаться только на размораживатель как минимум рискованно.
А вот щетка-скребок — инструмент простой и понятный. И это только с виду они все одинаковые. На самом деле каждый водитель знает, как важно найти ту правильную, подходящую и удобную лично тебе.
Если не знаете, что подарить человеку, который души не чает в своем автомобиле, — подарите ему средства для ухода за этим автомобилем. Это как косметика для женщины, только женщина ухаживает за собой, а мужчина ухаживает за машиной.
Вы ему про мицеллярную водичку, он вам про губку из синтетической замши — протираешь кузов, и никаких разводов. Вы ему о кремах, он вам о средстве по уходу за пластиком. Это целый мир, который открывается для тех, кто в теме, для тех, кто видит огромный смысл в том, чтобы дочищать до блеска, натирать, заботиться о том, в чем все остальные видят только транспортное средство.
Кажется, теперь у нас в багажнике есть все необходимое.
— Ну уж с таким набором мы, наверное, сможем разобраться с любой проблемой?
— А не сможете — привозите машину на СТО, — шутят механики.
На выходе из боксов нас поджидает груженый пикап.
— А это что такое?
— А это мораль. Вот с этим инструментом вы реально сможете разобраться с любой проблемой, — хохочут наши эксперты. — Тут и полный набор инструмента, и сварочный аппарат, и тренога для вывешивания двигателей, и автономный генератор, и подсветка. Еще двоих механиков в кабину, и пусть ездят следом — это уж от всех бед.
Благодарим компанию «Бигуэй Сервис» за помощь в подготовке материала.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by