КРАСНОВ

На глаз не получается. Краснов разбирает ДТП, в котором оба водителя считали себя правыми

21 236
10 марта 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

На глаз не получается. Краснов разбирает ДТП, в котором оба водителя считали себя правыми

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Партизанский — Варвашени, Кижеватова, а теперь и Аранская — Володько. В третий раз за недолгое время Юрий Краснов, инструктор, преподаватель по вождению, будет разбирать, как стершаяся дорожная разметка становится одним из факторов, который может привести к опасной ситуации и даже ДТП. Зима закончилась, совсем скоро погодные условия позволят обновить разметку везде, где это необходимо. Дождаться бы, ведь сориентироваться на глаз получается не у всех.

Хотел проскочить или не разобрался?

Авария на улице Аранской произошла 28 февраля. Время — 17:38, начинается час пик, поток достаточно плотный, автомобили движутся по улице Аранской в направлении улицы Володько. Один из водителей решает перестроиться вправо и ускориться. И тут же попадает в неприятную ситуацию.

— Вероятно, водитель легковушки захотел проскочить на начало красного сигнала светофора, но при опережении не учел извилистую разметку на данном участке дороги, — считает очевидец.

Несколько читателей написали нам с просьбой разобрать инцидент подробнее.

— На перекрестке у «Белмедпрепаратов» висит знак, который показывает, что прямо ведут только три полосы. Затем, после перекрестка, слева перед мостом появляется дополнительная четвертая полоса. А после моста, в кармане справа, появляется еще одна — пятая — полоса, по которой можно ехать прямо или направо. Таким образом, раньше, в соответствии с разметкой и знаками, этот перекресток можно было проехать так: первая полоса (которая появляется за 20 метров до перекрестка) — прямо или направо; вторая и третья полосы — только прямо; четвертая полоса — прямо или налево; пятая (крайняя левая полоса) — только налево или на разворот, — подробно описал обстановку один из читателей.

Но затем схему изменили. У полос появилось смещение вправо.

— Стоит отметить, что разметка практически полностью стерлась. Ее плохо видно даже в солнечную погоду, я уже молчу про дождливый вечер. Многие из тех, кто едет прямо в первой или второй полосе, выезжая из-под моста, не обращают внимания на извилистость разметки и продолжают ехать прямо (особенно те, кто на этом участке разгоняется до 70—80 км/ч), вырезая тех, кто пытается соблюдать знаки и разметку, то есть берет правее, — рассказал собеседник.

Он утверждает, что конфликтные и опасные ситуации происходят на этом участке постоянно.

— Водитель, по вине которого случилось ДТП, так и поехал, возможно по старой памяти. Многие до сих пор ездят по схеме, которая действовала до изменений, — предположил наш читатель.

Приходится ориентироваться на глаз

— В Правилах дорожного движения есть пункт 75, который определяет, что количество полос движения определяется знаками и разметкой, а если их нет, то самим водителем с учетом ширины проезжей части, то есть на глаз, — начинает разбор Юрий Краснов. — При этом мы же понимаем, что только с помощью знаков (без разметки) можно как-то сориентировать водителя, хотя бы сообщить, сколько полос на его стороне дороги. Но опять же, ориентироваться в ширине и расположении этих полос ему придется на глаз.

И это очень ненадежный способ. Во-первых, все люди разные, глазомер у них отличается, и пространственное восприятие тоже. Хотите это проверить? Возьмите белый лист бумаги и попробуйте без измерительных средств нарисовать отрезок длиной 10 см. Теперь попросите сделать то же самое друга, жену, ребенка, соседа. Скорее всего, у каждого отрезок в 10 см будет своей длины, отличной (иногда весьма значительно) и от других, и от эталона.

— В результате, если нет разметки, обязательно кто-то едет между полос: боится зацепить бордюр или другие автомобили, а может, просто не может рассчитать. Опять же, бывают разные транспортные средства: грузовики, автобусы — им по объективным причинам нужно больше места. Едет водитель на самосвале, и едет водитель на условном Daewoo Matiz: один делит дорогу на две полосы, другой — на три. И кто из них прав или не прав? Каждый исходит из габаритов своего автомобиля, — объясняет преподаватель.

Проблема решается нанесением дорожной разметки, но она не всегда видна: то непогода не позволяет нанести свежую краску, то еще какая напасть.

Дороги у нас ровные. А вот полосы не всегда

Ситуация иной раз усугубляется особенностями организации дорожного движения: «кривыми» полосами, как их называют водители, или полосами со смещением.

— Дороги у нас ровные, а разметка бывает кривая. Выделили полосу для поворота налево, к примеру, и все остальные ряды смещаются в сторону. А за перекрестком они снова смещаются — обратно. Если есть разметка, то водитель это смещение видит, а если разметки нет — как ему догадаться? В результате происходят конфликтные ситуации и даже аварии, — констатирует ведущий рубрики.

Возможно, именно так и произошло на улице Аранской.

— На видео первый автомобилист стал уходить вправо, как бы по разметке, а водитель, ехавший следом, стал его объезжать в этот момент: кажется, он вообще был не в курсе смещения полос. Ему казалось, что другой автомобиль поедет прямо, он хотел его опередить, а этот автомобиль вдруг сместился, — отмечает Краснов, просматривая запись очевидца.

И ведь именно смещение полос знаками никак не покажешь, так что наличие и состояние разметки становится принципиальным моментом.

— Конечно, на знаке «Направления движения по полосам» можно скривить стрелки, и такое практикуется, но как сориентироваться водителю? Где именно это смещение, на сколько: на половину полосы или на всю полосу? Как вообще ехать? — говорит преподаватель. — Плюс трудно говорить о единообразии, потому что хватает мест, где стрелки на знаках прямые, а смещение присутствует. Лучше ориентируется тот, кто часто проезжает в данном конкретном месте, кто видел там свежую разметку и помнит, как надо. А если разметка стерлась и водитель попал на этот участок дороги впервые, то шансы попасть в неприятную ситуацию у него резко возрастают.

Краснов подчеркивает: любую ситуацию нужно рассматривать такой, какая она есть. Нанесена ли разметка, видна ли она? Или стерлась, а весной ее нарисуют уже по-другому? Каждое ДТП — особый случай, надо разбираться. Поэтому мы выезжаем на место.

Сезонная проблема

Зима и начало весны — время обострения этой проблемы. Временами разметку не было видно из-за снега, потом снег растаял, кое-где вместе с разметкой.

— Зимой, кстати, водители часто ориентируются по другим признакам: больше смотрят друг на друга, видят накатанные колеи и едут по ним, действуют осторожнее. К тому же зимой в снегопад число полос уменьшается: если было четыре полосы, водители накатают три, если было три — останется две. Нужно больше свободного пространства для безопасности, плюс на дороге могут образоваться сугробы — приходится с этим мириться, — рассказывает наш водитель.

На перекрестке улиц Максима Богдановича и Веры Хоружей наблюдаем характерную картину. К перекрестку ведет красивая разметка, которая затем смещается вправо. За перекрестком полосы возвращаются обратно, но разметки уже не видно.

— То есть до перекрестка разметка увела тебя вправо, а за перекрестком нужно самому догадаться и поехать левее. А как догадаться? — задается вопросом Краснов. — В результате один помнит, как ехать, другой не помнит, как ехать, а третий смотрит на этих двоих и вообще ничего не понимает.

— И как быть?

— При отсутствии разметки водители ориентируются по другим признакам: по краю проезжей части, по бордюру, по каким-то остаткам разметки или стрелок — они стираются позже, по следам других автомобилей. Если ориентироваться сложно, можно ехать как бы шашечками, освобождая пространство вокруг. Ни в коем случае не висеть друг у друга сбоку — это опасно. И не надо никого опережать. Если понимаете, что едете не по разметке, не нужно упорствовать, избегайте резких движений. В крайнем случае включайте «аварийку», пытайтесь сориентироваться. Еще один фактор — взаимопомощь. На участке дороги без разметки водитель должен видеть машины рядом с собой, уметь с ними взаимодействовать, если нужно — уступать. Это лучше, чем быть правым, но попасть в ДТП.

Кстати, вы замечали, что разметка в городе бывает разной? Различаются технологии, материалы, срок службы — ранее мы рассказывали об этом. У водителей тоже есть свои предпочтения. Краснов, например, не в восторге от выступающей «пупырчатой» разметки.

— Я обратил внимание, что разметка, которую наносят не сплошным штрихом, а как бы пикселями, со временем становится хуже видна. Возможно, между этими пикселями попадает грязь, и разметка становится сероватой, причем потом, в зеркале заднего вида, она будто бы белее. Но водителю же важно хорошо ее видеть не в зеркале, а перед собой, — хмурится инструктор.

Оба считали себя правыми

На улицу Аранскую мы приехали в солнечный день. В момент ДТП, судя по видео, здесь тоже светило солнце.

— Проблема какая: улица здесь магистральная, широкая, все едут не меньше 60 км/ч. То есть машины несутся, а полосы раз — и сместились. Это приводит к опасным ситуациям. Либо такого смещения быть не должно, либо скорость нужно понижать. И, конечно, разметка тут отчаянно нуждается в обновлении, — делится мыслями ведущий рубрики.

Станут ли водители снижать скорость на широкой дороге? А вы посмотрите, что происходит сейчас. Смещение полос, стершаяся разметка, впереди на перекрестке не работает светофор, при этом есть пешеходный переход — думаете, кто-то тормозит здесь просто на всякий случай?

Мы видели, как многие водители ехали без смещения, по прямой, в итоге дважды меняя полосу и, возможно, даже не подозревая об этом (до перекрестка и за ним). Лучше всего это было заметно на примере учебной машины: курсант не сориентировался и без сомнений поехал прямо. За него подрулил инструктор, который явно ехал здесь не в первый раз и о смещении полос был в курсе.

— Разметка здесь как бы видна, но чтобы ее обнаружить, нужно остановиться и поискать с лупой, — констатирует Краснов.

В сухую солнечную погоду разглядеть сильно стершиеся полосы действительно можно, но, что любопытно, нормально мы их увидели только тогда, когда вышли из машины, — из-за руля сделать это куда сложнее.

— Второй водитель оказался в сложной ситуации. Он едет: перед ним машина, сбоку машины. Вдруг начинается смещение, но как это понять? Автомобиль впереди начинает уходить в сторону, и водителю нужно за мгновение сообразить, что это не перестроение, что машина едет по полосе, — отмечает инструктор.

— Опасные ситуации и возникают тогда, когда оба считают, что они правы. Как и на нашем видео: один думает, что он уже перестроился и занял полосу, а другой уверен, что вообще не перестраивается, а едет в своей полосе, просто она смещается.

Вместе с тем ведущий рубрики уверен, что ДТП можно было избежать. Для этого достаточно было на очевидно сложном участке дороги не торопиться, повисеть у переднего водителя на хвосте, не опережать. Если бы первый водитель вовремя заметил, что сзади машина идет на опережение, он мог бы дать ей проехать.

— Важно уметь взаимодействовать на дороге, видеть обстановку вокруг. Когда ты хорошо подготовлен, тебе проще, — считает Краснов. — Разметка разметкой, но необходимо обладать определенным уровнем мастерства, чтобы понимать, как ехать, когда разметка не видна. Этому можно и нужно учиться.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by