15 664
20 июня 2023 в 8:00
Источник: Василий Колосов. Фото: производитель

25 лет TT: история одной из самых эмоциональных моделей Audi

Источник: Василий Колосов. Фото: производитель

Три поколения за четверть века: в этом году исполняется 25 лет одному из самых ярких и выдающихся нынешних автомобилей Audi — спорткару TT, вписавшему свое имя в историю не только компании из Ингольштадта, но и автопрома в целом. И история эта больше про эмоции и дизайн.

В статусе концепта TT был представлен осенью 1995-го на автосалоне во Франкфурте. В декабре того же года проекту был дан зеленый свет, но до конвейера спорткар добрался только спустя три года. По легенде, первые эскизы купе на салфетке в баре набросал американский дизайнер Фриман Томас — от его идей с безошибочно узнаваемым силуэтом и изгибом крыши (ставшим в итоге визитной карточкой модели) и отталкивалась команда стилистов, ведомая немцем Петером Шрайером. За его плечами — завидная карьера в Volkswagen и Hyundai-Kia.

Название модели — это отсылка к проводимой на острове Мэн легендарной гонке Tourist Trophy, в которой со своими мотоциклами успешно выступала уже забытая марка DKW (как и Audi, она входила в состав концерна Auto Union).

Производство купе TT первого поколения началось в 1998 году, техническую платформу PQ34 оно разделило с Volkswagen Golf IV. Год спустя компанию «двухдверке» с закрытым кузовом составил родстер TT. Сборку спорткаров с самого начала освоили на заводе Audi в венгерском Дьёре, оснащенном передовой на тот момент линией лазерной сварки металла. Первое время TT предлагался с 4-цилиндровыми турбодвигателями мощностью от 150 до 225 л. с., позже в гамме появился 3,2-литровый V6 (250 л. с.), а среди доступных коробок передач — 6-ступенчатый «робот» DSG.

И хотя дизайнеры удостоились за внешность спорткара всяческих похвал, инженерам Audi было над чем поработать. Вскоре после выхода на рынок TT привлек внимание прессы серией из более двух десятков ДТП с человеческими жертвами. Большинство аварий произошло во время смены полосы движения и при резких маневрах на скорости более 180 км/ч. В итоге пришлось спешно дорабатывать аэродинамику купе (на корме был установлен спойлер), перенастраивать подвеску и включать в базовое оснащение ESP с обновленным софтом.

За восемь лет производства (к середине 2006 года) было выпущено 178 765 единиц TT Coupe первого поколения, тираж родстера составил 90 733 экземпляра.

Второе поколение купе TT было представлено в 2006 году (родстер появился в 2007-м). За основу была взята «тележка» Audi A3 второго поколения (PQ35), в конструкции кузова использовались алюминий и сталь, в качестве опции предлагалась подвеска Magnetic Ride с адаптивными амортизаторами.

В 2008 году дебютировала модификация TTS с 2-литровой «турбочетверкой» TFSI мощностью 272 л. с., а также вариант с дизелем 2.0 TDI (170 л. с.). По словам создателей, это был первый серийный спорткар, который заправлялся соляркой. Еще через год последовала «горячая» версия TT RS, оснащенная 5-цилиндровым мотором объемом 2,5 литра и с отдачей 340 л. с. (360 л. с. у TT RS Plus).

В 2014 году состоялась премьера купе и родстера TT третьего поколения на модульной платформе Volkswagen MQB. Кузов стал жестче и легче за счет сокращенной доли стали. Так, купе TT с двигателем 2.0 TFSI (230 л. с.) и «механикой» весило 1230 кг, скинув полцентнера по сравнению с предшественником. Основательно преобразился интерьер — традиционные приборы и экран мультимедиасистемы на центральной консоли заменил так называемый виртуальный кокпит (цифровая приборная панель с 12,3-дюймовым дисплеем и различными вариантами конфигурации).

В 2016 году на рынок вышел новый TT RS, рядная «турбопятерка» под капотом которого развивала 400 л. с. и 480 Н·м крутящего момента, разгоняя купе до 100 км/ч за 3,7 секунды. Этот мотор девять раз подряд удостаивался награды «Международный двигатель года» в своей категории. Кроме того, TT RS первой среди серийных Audi обзавелась задними фонарями на основе органических светодиодов (OLED).

Что ж, появившееся в конце прошлого века семейство TT стало своего рода откровением, ведь до него казалось, что все автомобили Audi «на одно лицо». И жаль, что ввиду малого спроса юбилейный год станет для этой харизматичной машины последним. По этому случаю в Audi подготовили прощальные спецверсии, адресованные рынкам Японии и Великобритании. На замену спорткару прочат некую новую «эмоциональную» модель, хотя у истинных поклонников «тэтэшки» она может вызвать разочарование — скорее всего, как того сегодня требуют рынок и мода, это будет электрический кроссовер.

серый, купе, бензин 2 л, автоматическая, передний привод
желтый, купе, бензин 1.8 л, автоматическая, полный привод
черный, кабриолет, бензин 2 л, автоматическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by