ВелоПетрович

Электровелосипед или электросамокат — что выбрать?

13 520
27 августа 2023 в 14:20
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

Электровелосипед или электросамокат — что выбрать?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Электродвигатель, компактный и доступный, изменил взгляд на то, как можно использовать привычные с детства средства передвижения: велосипед и самокат. С электричеством можно ехать дальше, быстрее, а уставать при этом меньше. Из приспособления для спорта или праздного времяпрепровождения велосипеды и самокаты, получив моторчики, превратились в годный повседневный транспорт — по крайней мере, в теплый сезон. И все же, что лучше: электровелосипед или электросамокат? Какие нюансы, плюсы и минусы, что выбрать? Покатались, протестировали колесом к колесу, изучили вопрос и готовы поделиться выводами.

Габариты и вес

Моделей на рынке немало, выбор зависит от потребностей и сферы применения. Мы подбираем транспорт для города, поэтому в приоритете компактность и по возможности низкий вес. С последним, к слову, без трудностей не обошлось. И двигатель, и тем более батарея весят немало,  в результате транспорт получается довольно тяжелый: ближе к 20 кг или даже больше. Это необходимо учитывать еще до покупки: а где его хранить, а есть ли в доме лифт, а не придется ли надрываться, бегая по ступеням?

Что касается габаритов, то электровелосипед зачастую не отличается этим от традиционных моделей без моторчика. Самокат компактнее: основная платформа и мачта с рулем, которая при необходимости опускается, — вот и вся конструкция. Бывают модели с сиденьем, но это уже дело вкуса. В любом случае если вопрос пространства стоит остро, то самокат имеет свои преимущества. Приехали на работу в офис, спрятали его под столом — пусть заряжается. С велосипедом такое вряд ли прокатит.

Тем не менее мы постарались найти максимально компактный электровелик, который бы всерьез конкурировал с самокатом в практичности: чтобы и в багажник вместился, и в метро с таким пустили (в сложенном виде).

Что за велосипед?

Модель Shulz E-GOA:

по своей сути это та же хорошо знакомая всем раскладушка на небольших колесах диаметром 20 дюймов. Рама алюминиевая, вилка стальная. Спереди одна звезда, сзади планетарная втулка на три скорости. Дисковые механические тормоза. Вес в полной оснастке — 19 кг.

Электродвигатель по умолчанию выполняет роль ассистента: вы крутите педали, а он помогает. При желании можно задействовать круиз-контроль, который будет поддерживать заданную скорость (не слишком высокую). Есть также режим пешехода: велосипед будет ехать с малой скоростью и только за счет электропривода.

Двигатель расположен в переднем колесе. Батарея — на багажнике.

городской, материал рамы: алюминий, складная рама, колеса 20", вилка жесткая, трансмиссия 3 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический, вес 19 кг
Нет в наличии

Самокат, хоть он и для города, тоже должен быть приспособлен для разных дорожных условий: где-то захочется проехать по лесной тропке, по парку, это не говоря о досаждающих бордюрах и дефектах полотна на тротуарах и велодорожках. Именно поэтому электросамокату нужна амортизация колес, по крайней мере переднего. Комфорт — это понятно, но даже важнее вопрос безопасности. Чем жестче конструкция, тем большее воздействие оказывает любая яма на дороге: тряхануть может так, что и руль выбьет из рук, а это крайне опасно. Плюс мы искали модель с колесами побольше и резиной посерьезнее.

Что за самокат?
White Siberia WS-Taiga:

самокат, неплохо зарекомендовавший себя даже на легком бездорожье. Широкая платформа, на которой больше места для ног, чем у стандартных моделей в шеринге, неплохая амортизация переднего колеса, дисковые тормоза и спереди, и сзади.

Максимальная скорость таких моделей ограничивается программным способом — не более 25 км/ч. 

Заявленный запас хода — около 50 км.

По-настоящему разочаровал разве что вес: 23,5 кг — это много. С таким грузом даже подземный пешеходный переход преодолеть тяжело, если нет пандуса.

взрослый/подростковый (макс. 125 кг), до 40 км/ч, мощность 800 Вт, запас хода 50 км, аккумулятор 16 А·ч, задний привод, вес 23.4 кг
Снят с продажи

Как это работает?

Самокат с моторчиком остается самокатом: встал на платформу, зажал рычажок на руле — едешь. Научиться этому легко, по сути, все, что требуется, — держать равновесие. И все же есть своя специфика: колесная база короткая, центр тяжести у моделей без седла всегда будет высоковат. В результате потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к тому, как самокат маневрирует и как входит в повороты. Городской тротуар — неподходящее место для скоростных заездов, поэтому всякий раз залог безопасности в собственной осмотрительности.

У разных моделей бывает разный тип привода. У нашей он был сзади, и это имеет значение. Резкий вход в поворот на сыпучей или мокрой дороге — плохая идея. Также не стоит пытаться подбросить переднее колесо и одновременно газовать, пытаясь запрыгнуть на бордюр, — рискуете как минимум поставить самокат на дыбы.

Главное: самокат — хоть и удобный, а иногда и захватывающий способ добраться куда-то, остается при этом весьма пассивным транспортом. Все, что требуется: стоять на месте, держаться за руль, иногда чуть подруливать или отклонять корпус. Вы не устанете и не вспотеете, разъезжая на нем. Свежий воздух, солнце, ветер в волосах, и никаких усилий. Самое то, чтобы доехать куда и сохранить лоск: хоть в офис или на важную встречу, хоть в деловом костюме или вечернем наряде. Разумеется, обязательное условие — подходящая погода.

Выбор покупателей
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 65 км, аккумулятор 15.3 А·ч, задний привод, колеса 10"/10", вес 19.1 кг
Выбор покупателей
взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 55 км/ч, мощность 1000 Вт, запас хода 77 км, аккумулятор 20 А·ч, задний привод, колеса 11"/10", вес 37.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 50 км, аккумулятор 15 А·ч, задний привод, колеса 10"/10", вес 17.5 кг

Велосипед, пусть он и с электродвигателем, остается велосипедом. Усаживаешься в седло, ноги на педалях, руки на руле. У нашей модели можно регулировать высоту и смещение седла, а также чуточку поиграть с выворотом руля. Размер рамы одинаковый — стандартная история для тех самых раскладушек, правда? И в целом это работает с учетом области применения такого велосипеда.

Есть модели, где привод работает по тому же принципу, как и в самокате: задействовал рычаг — велосипед едет вне зависимости от того, крутите ли вы педали.

В нашем случае двигатель выполняет функцию ассистента. Вы едете, выбираете одну из трех базовых передач велосипеда и один из нескольких режимов мощности вспомогательного мотора, расположенного в переднем колесе. То есть велосипед как бы помогает вам ехать: вы быстрее разгоняетесь и затрачиваете заметно меньше усилий. На максимуме возможностей велик поддерживает скорость в 20—25 км/ч и почти не требует от вас сколь-нибудь заметных усилий — это ощущается как весьма расслабленная поездка. Правда, выйти за это значение уже куда сложнее, раскладушка с дополнительным весом — это вам не легкий накатистый шоссейник. К минусам это не относим, все же речь о городской модели.

городской, материал рамы: сталь Hi-ten, колеса 18", вилка амортизационная, тормоза дисковый механический + дисковый механический, вес 32 кг
горный, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная, трансмиссия 7 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический, вес 20.5 кг
городской, материал рамы: сталь, колеса 26", вилка жесткая, трансмиссия 1 скор., тормоза ободной механический + ободной механический

Что выбрать?

Подобранные модели оказались весьма близкими по своим ходовым характеристикам: и велосипед, и самокат легко и быстро выходят на крейсерскую скорость, и один, и другой при этом не требуют серьезных усилий от ездока. При этом у велосипеда ход лучше: сказывается больший диаметр колес и более сбалансированная посадка. Заряженная раскладушка: идет быстро и четко, ничего нигде не дребезжит, неровности на дороге и стыки тротуарной плитки остаются незамеченными.

На сколько хватит заряда батареи, зависит от многих факторов, в том числе от выбранной скорости, рельефа, типа дорожного покрытия. Из личного опыта: при стандартном использовании у обоих транспортных средств заряда хватит километров на 40 — это неплохо, достаточно, полагаем, на два дня со всеми будничными вопросами. У велосипеда и здесь остается преимущество: если батарея вдруг разрядилась, то вы останетесь с раскладушкой, у которой планетарная втулка, — доедете на ней куда угодно, в детстве же ездили и без всяких дополнительных скоростей.

Если заряд заканчивается у электросамоката — это мука. Карета за секунду превращается в тыкву: очень тяжелую, неповоротливую тыкву, которую нужно катить. Ехать, отталкиваясь ногой, невозможно: самокат слишком тяжелый.

Экзамен лесными дорожками оба транспорта прошли на отлично: в городе вы не будете знать проблем с проездом где бы то ни было, при этом на откровенное бездорожье лучше не ехать — у самоката колеса совсем маленькие для таких экспериментов, да и велосипед на ухабах будет чувствовать себя ненамного лучше.

Велосипед легче самоката на 4 кг, но вес все равно у обеих моделей весьма значительный. Есть большие сомнения, насколько удобно будет затаскивать такой транспорт в квартиру на высоком этаже без достаточно вместительного лифта. Обязательно будут возникать трудности при необходимости грузить велосипед или самокат, например, в багажник или при преодолении лестниц. Эти модели хорошо едут, но их плохо носить.

Удивительно, но велосипед при этом даже оказывается компактнее: рулевая мачта у него тоже складывается, как у традиционной раскладушки, есть возможность сложить раму пополам. В результате места велик занимает немного. Самокат, казалось бы, должен выигрывать в компактности, но даже со сложенной мачтой он остается довольно длинным и широким — не во всякий багажник уместится.

Так что же брать? Вопрос крепко увязан с тем, какой собственный образ вы видите. Это транспорт с похожими характеристиками, он подходит для активных регулярных перемещений по городу. Велосипед, как нам показалось, обладает рядом преимуществ в практичности, впрочем, может статься, это всего лишь дело привычки. При этом велосипед остается все той же раскладушкой: удобной, быстрой, комфортной, эдакой раскладушкой в M-пакете.

А электросамокат — это история новая и потому модная. Казалось, что он должен сильно выигрывать у велосипеда по весу и габаритам, но не случилось. Вместе с тем он может быть частью современного городского стиля. Не сомневаемся, что для кого-то это станет решающим фактором.

Электросамокат
Новый, модный и вполне удобный для города вид личного транспорта. Запаса хода в 40 километров хватит на пару дней. Скорость достаточная, чтобы выигрывать по времени у общественного транспорта, и не нужно скучать на остановках или трястись в полном вагоне метро. Большинство моделей слишком габаритные и тяжелые, чтобы таскать их с собой при любом случае. Оптимальный сценарий: минимум подъемов по лестнице. Докатил до места зарядки, затем выкатил на улицу — и в путь.
Нравится
Динамика
Комфорт на свежем воздухе
Сохраняется личное пространство
Мобильность
Внешний вид, стиль
Экономия при использовании
Не нравится
Большой вес
Высокая цена
К управлению нужно привыкнуть
Зависимость от погоды
Выбор покупателей
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 65 км, аккумулятор 15.3 А·ч, задний привод, колеса 10"/10", вес 19.1 кг
Выбор покупателей
взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 55 км/ч, мощность 1000 Вт, запас хода 77 км, аккумулятор 20 А·ч, задний привод, колеса 11"/10", вес 37.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 50 км, аккумулятор 15 А·ч, задний привод, колеса 10"/10", вес 17.5 кг

Важно добавить, что во многих случаях и электросамокат, и электровелосипед используются в комбинации с другими видами транспорта. Выехал на работу на машине, доехал до свободной парковки, достал из багажника самокат и остальной путь проехал на нем. Те, кто живет в пригороде, часто пользуются мобильным транспортом вместе с классической электричкой. Доехал на электровелике на железнодорожную станцию, вместе с ним примчался в Минск, и дальше снова едешь на велике — это удобно и экономично. Мы проводили эксперимент и выяснили, что в большинстве случаев на маршрутах разной протяженности мобильный электротранспорт оказывается быстрее транспорта общественного, до которого нужно дойти и которого нужно дожидаться.

А что люди говорят?

Когда мы тестировали модели, случайно повстречали на улице Павла, нашего читателя. Он с интересом стал расспрашивать о наших «электричках». Выслушал все и сделал собственный вывод.

— Ну велосипед-то покруче будет.

— Почему?

— Не знаю. Ну он привычнее как-то, сел — поехал. Управляется лучше, а на самокат-то я пока не решаюсь становиться. У велика колеса больше, а с такими, как у самоката, любая яма на дороге — и ага! В общем, я пока за велосипед, а если еще и с мотором — вообще класс!

Электровелосипед
Электровелосипед — это велосипед, который делает вас сильнее. Вы можете ехать быстрее и дальше, экономя свои силы при этом. Хорошо знакомая всем с детства посадка, комфорт при перемещении по городу. Электровелик вполне может стать основным видом городского транспорта — по крайней мере? в теплом сезоне.
Нравится
Динамика
Комфорт
Повышение своих лимитов
Это именно личный вид транспорта
Это все равно еще и фитнес
Экономия при использовании
Не нравится
Большой вес
Высокая стоимость
Зависимость от погоды
городской, материал рамы: сталь Hi-ten, колеса 18", вилка амортизационная, тормоза дисковый механический + дисковый механический, вес 32 кг
горный, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная, трансмиссия 7 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический, вес 20.5 кг
городской, материал рамы: сталь, колеса 26", вилка жесткая, трансмиссия 1 скор., тормоза ободной механический + ободной механический

Другой наш знакомый — Сергей — активно пользуется электровелосипедом с 2012 года, то есть больше 10 лет. Причем Сергей пересел на велик с личного авто, когда в городе стало появляться все больше проблем с заторами в часы пик, с поиском свободных парковочных мест и так далее.

— На работу мне ехать около 10 километров. За это время я испробовал различные стили езды, от быстрого и даже очень быстрого до умеренного. Что могу сказать: на таком транспорте не нужно ставить рекорды скорости. В городе все равно много времени этим не отыграть: будут светофоры, перекрестки, переходы. А риски на большой скорости возрастают очень сильно: в любой момент может выскочить откуда-нибудь пешеход, за любым углом может быть яма на дороге. Я езжу спокойно, думаю о безопасности. И все равно везде успеваю, электровелосипед в теплое время года для меня — основной вид транспорта, — рассказывает собеседник.

Поездил на работу, оценил все плюсы и купил электровелосипеды для жены и детей.

— Теперь мы катаемся вместе, можем съездить куда-то в парк или куда-то далеко. На обычных велосипедах это может быть тяжело, а у меня еще и травма ноги была. А вот электровелосипеды все вопросы снимают: едешь, не устаешь, все в полном порядке, — говорит он.

Выбор покупателей
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 65 км, аккумулятор 15.3 А·ч, задний привод, колеса 10"/10", вес 19.1 кг
Выбор покупателей
взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 55 км/ч, мощность 1000 Вт, запас хода 77 км, аккумулятор 20 А·ч, задний привод, колеса 11"/10", вес 37.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 50 км, аккумулятор 15 А·ч, задний привод, колеса 10"/10", вес 17.5 кг
Благодарим магазины Veloman и White Siberia за помощь в организации репортажа.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by