С 5 по 10 сентября в Мюнхене уже во второй раз проходит выставка IAA Mobility. В нашем материале с места события — рассказ не только о премьерах, но и о том, почему мотор-шоу в залах мюнхенского экспоцентра и на центральных городских улицах может показаться не таким интересным, если ехать сюда только ради автомобилей.
Сперва немного предыстории. Прежде организуемое раз в два года мероприятие было известно как Франкфуртский автосалон — в деловой столице Германии выставка IAA проводилась с 1951 года. Пару лет назад она переехала в Мюнхен, власти которого уже несколько лет занимаются развитием «умного города», уделяя особое внимание решениям в области так называемой новой мобильности — электрические микрокары, велосипеды, скутеры, общественный транспорт, беспилотные шаттлы и собственные ноги. Отсюда, собственно, и нынешнее название IAA Mobility.
К слову, аббревиатура IAA расшифровывается как Internationale Automobil-Ausstellung, то есть «международный автосалонј» в переводе с немецкого. Однако если судить по числу присутствовавших мировых брендов, то прошедший весной автосалон в Шанхае в этом плане оказался намного презентабельнее. В Мюнхене не решились выставиться Honda, Mazda, Suzuki, Toyota, General Motors, Volvo, а за огромный концерн Stellantis, в состав которого входят Peugeot, Citroen, Fiat и Jeep, отдувалась марка Opel, которая привезла в Мюнхен концепт Experimental.
Основное внимание тут уделено дизайну — Experimental в формате купе-кроссовера хоть и выглядит фантастически, но является неходовым макетом без каких-либо характеристик. Прежде всего, это манифест будущего стилистического направления Opel. Ожидается, что первым автомобилем, построенным с использованием решений шоукара, станет новый электрокар, который придет на смену кроссоверу Grandland.
Как и два года назад, IAA Mobility 2023 поделена на две зоны. Первая — так называемый Summit, проводимый в выставочном комплексе Messe Munchen, где компании проводят пресс-конференции, различные бизнес-встречи и мероприятия. Вторая зона — Open Space, организованный в самом центре города, включая Королевскую площадь, Одеонсплац и Мариенплац. Это разного рода активности на открытом воздухе, ознакомительные тест-драйвы для широкой публики, а также возведенные прямо на улицах помещения, боксы и стенды, где и было выставлено большинство автомобильных новинок.
К слову, никакого дня прессы на Open Space, в отличие от того же «Саммита», не было — организаторы сразу же открыли выставку для всех желающих, не позаботившись об удобстве работы представителей СМИ. Результат — столпотворения вокруг машин: чтобы сделать пару-тройку нормальных снимков, нужно было, во-первых, подобраться к автомобилю, а во-вторых, запастись терпением и положиться на удачу.
Автомобильные выставки в Европе кардинально меняют концепцию — за автошоу более-менее традиционного формата необходимо отправляться опять-таки в Китай. Так, в этом году в Мюнхене были широко представлены поставщики автомобильных компонентов и специализированного оборудования, включая системы автопилота и батареи для электромобилей — это, в частности, CATL, Continental, Bosch, Magna, Siemens, Hyundai Mobis, ZF и Webasto. Автомобили на этом шоу не доминировали, как, скажем, в былые годы на выставках в Париже или Франкфурте. Тем не менее новинки были — разумеется, бал в родных стенах правили немецкие производители.
Большинство премьер мюнхенской выставки — наглядный намек на то, что будущее за довольно-таки бесхитростными электромобилями с унифицированной технической начинкой. О некоторых дебютантах уже рассказывалось в нашей новостной ленте. Это, в частности, новый китайский электрокар Avatr 12, обновленная Tesla Model 3 и Volkswagen Passat нового поколения, который европейцам предложат только в виде универсала.
В следующем году гамму Audi пополнит электрический кроссовер Q6 e-tron, который по габаритам в модельном ряду марки расположится между моделями Q5 и Q7. Это будет первая модель бренда на новой электрической платформе PPE с 800-вольтовой бортовой системой, разработанной совместно с Porsche. Пока это прототип, но серийную версию Q6 e-tron обещают показать уже до конца текущего года.
Концепт Vision Neue Klasse, который в рамках родного для себя IAA Mobility показала BMW, — это дальнейшее развитие шоукара i Vision Dee, представленного в начале года. Это предвестник будущего компактного седана, по размерам (длина 3,7 м) сопоставимого с третьей серией, который через пару лет станет первенцем целого семейства новых электромобилей баварской марки (Neue Klasse, то есть «Новый класс»). Для новой гаммы готовится отдельная платформа с 800-вольтовой электросистемой.
В конце 2024 года состоится дебют седана Mercedes CLA нового поколения. На дизайн будущей серийной машины прямо намекает представленный в Мюнхене CLA Concept, который при длине 4,74 м оказывается примерно на 5 см длиннее нынешнего седана. Новый CLA станет первой моделью на новой платформе MMA, которая ляжет в основу будущих компактных моделей Mercedes (семейство Entry Luxury).
Электротехника CLA Concept — с 800-вольтовой архитектурой, из прочих обнародованных характеристик машины — электродвигатель мощностью 238 л. с. и дальностью хода более 750 км.
Также Mercedes показала обновленную парочку электрических «паркетников» EQA и EQB с немного перекроенной внешностью, улучшенной мультимедиасистемой и возросшим на 20—30 км запасом хода на одной зарядке. Машина в камуфляжной пленке — прототип электрического внедорожника G-класса, рыночный дебют которого запланирован на 2024 год.
С машинами на батареях свое будущее видит и Mini. В Мюнхен компания привезла новый Cooper, построенный на электрической платформе совместной разработки BMW Group и китайской Great Wall. В длину хетчбэк насчитывает 3,86 м, и поначалу предложат его в двух версиях — Cooper E с 184-сильным электромотором и батареей на 40,7 кВт·ч и Cooper S (218 л. с. и 54,2 кВт·ч). Пробег на одной зарядке — до 305 и 400 км. Производство нового Cooper налаживается в Китае, откуда он будет поставляться и в Европу. Стартовая цена в Германии — 32 900 евро. Как вам такой перезапуск британской классики?
Кроссовер Mini третьего поколения, по сравнению с предшественником подросший в длину на 13 см (до 4,43 м), сохранит в гамме версии с ДВС (включая и дизель!), но компанию им составят две электрические модификации (204 и 313 л. с.) с батареей емкостью 64,7 кВт·ч. Дальность хода по паспорту — до 462 км. Выпуск нового Countryman развернется в ноябре на заводе BMW в Лейпциге. К 2030 году Mini намерена перейти на производство только электромобилей.
В электромобильном портфолио Renault появилась модель с хорошо известным именем — Scenic. В 1996 году все начиналось с компактвэна, а в пятом поколении Scenic эволюционировал в кроссовер на электротяге — как того и требует нынешняя европейская мода. Длина «паркетника», разделившего платформу с Megane E-Tech, равна 4,47 м, багажник вмещает 545—1670 л, на выбор предусмотрены две модификации.
Базовая — с мотором на 170 л. с. и 280 Н·м крутящего момента, вторая версия Scenic E-Tech имеет двигатель с отдачей 220 л. с. и 300 Н·м. Батареи — емкостью 60 и 87 кВт·ч соответственно (пробег до 420—620 км на одной зарядке по методике WLTP). Продажи Scenic E-Tech начнутся в феврале 2024 года.
Укрыться от электрификации не удалось и Ford Explorer. Правда, речь идет о пятиместном кроссовере на платформе Volkswagen MEB, созданном специально для европейского рынка. Это значит, что электрический Explorer унифицирован с моделью ID.4 и будет доступен с тремя вариантами силовых установок мощностью от 170 до 340 л. с. и пробегом до 540 км на одной зарядке. Поставки первых товарных кроссоверов покупателям запланированы на лето.
Представленный в Мюнхене Volkswagen ID.GTI Concept — это развитие идеи «горячего» электрического хетчбэка, который должен появиться в 2026 году. Технические данные в фирменном пресс-релизе искать тщетно — известно лишь, что «пятидверка» длиной 4,1 м создана на упрощенной и укороченной версии модульной платформы MEB (MEB Entry) с переднеприводной компоновкой и одним электромотором (отдача ожидается на уровне 250 л. с.).
В общем, сегодня в автомобильном мире Илона Маска не вспоминает только ленивый. Успех фирмы из Калифорнии зацепил всех настолько, что один за другим мировые автогиганты заявляют о формировании обширных электрических модельных линеек, а многочисленные стартапы и малоизвестные компании свои, так сказать, «анти-Tesla» уже поставили на поток, будто это смартфоны (на колесах). В столице Баварии показали электрический седан Lucid Air, а американская компания Fisker провела европейскую премьеру двух своих новинок — компактной «пятидверки» Pear и пикапа Alaska.
Китайские автопроизводители выступили в Мюнхене с еще большим размахом, чем два года назад. Какими машинами они собрались привлекать европейских покупателей? Об этом расскажем отдельно.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро