Наши журналисты — те, кто весь год тестировал постоянно прибывающих «китайцев», обивал пороги дилеров и не щадя ноутбуков работал на презентациях, — решили подвести автомобильные итоги года. Как они опишут свой 2023-й и какие машины им запомнились больше всего? Никаких рейтингов и топов, только живые впечатления и эмоции от увиденного и испытанного.
2023 год оказался богат на автомобильные новинки, причем не только из числа официально представленных на рынке моделей. Кое-что возят параллельным импортом, а продвинутые «электрички» из Китая — так и вовсе набирающий обороты тренд.
Но как к вопросу ни подойди, говорить придется преимущественно о китайских автомобилях. Проблема, впрочем, не в стране происхождения, а в том, что подавляющее число этих машин — однотипные. Кроссовер с характерным зализанным дизайном, хорошо если с уже устоявшимся фирменным стилем. Малолитражный турбомотор, работающий в паре с «роботом» или вариатором. Привод чаще передний, чем полный, но даже в последнем случае редко увидишь что-то иное, нежели многодисковую муфту. MсPherson спереди, балка или многорычажка сзади. Впрочем, неважно: все равно шасси обычно настраивают скучно, без перчинки, едут все эти кроссоверы примерно одинаково.
Вы скажете, что есть модели поприличнее, подороже. Но на белорусском рынке европейского премиума сейчас исчезающе мало, а китайский по ощущениям как-то мало на преимиум похож, за редким исключением.
Поэтому не буду насиловать память, пытаясь вспомнить самое-самое. Расскажу о тех моделях, которые показались мне важными или просто символичными для нашего рынка и времени или которые меня сильно удивили. И постараюсь объяснить, почему я так считаю.
Да, это хорошо знакомый нам Geely Сoolray, но с иными логотипами. Однако здесь важен сам контекст: завод «БелДжи» начал выпуск машин под собственной маркой, и в ближайшее время перечень моделей будет расширен.
В будущем ожидается углубление локализации, что теоретически позволит сдержать рост цен. Но лично меня волнует вопрос своевременного обновления модельного ряда. Ведь оригинальный Coolray выпускается уже несколько лет и дальше будет только устаревать. А между тем в Китае уже запустили более современную версию с новым 4-цилиндровым двигателем…
Вообще-то продажи Emgrand неожиданно стартовали в последние дни 2022-го, но полноценный выход на белорусский рынок состоялся именно в этом году. Сейчас уже очевидно, что китайский седан стал одним из главных Polo-заменителей — просто посмотрите, сколько «Эмграндов» в потоке, в том числе в ливрее такси.
Все просто: модель заняла опустевшую нишу относительно недорогих легковых машин — дешевле только Lada Granta и Vesta. Ожидается, что в будущем этот cедан будет производиться и продаваться под маркой BelGee. Если цены сохранятся на приемлемом уровне и останутся льготные условия по кредиту, то Emgrand может стать настоящим народным автомобилем для белорусов.
Это очень интересная, практически уникальная история. Ведь после введения санкций и ухода Renault из России Vesta, только пережившая обновление, осталась без многих ключевых компонентов, включая целые системы и агрегаты. Далее «АвтоВАЗ» совершил настоящий производственный подвиг — всего за год смог перезапустить модель с новой компонентной базой. На этом фоне переезд производства из Ижевска в Тольятти — сущие пустяки.
Ради того чтобы сократить время повторного выхода модели на рынок, пришлось идти на компромиссы: Vesta вернулась без ESP, климат-контроля, с урезанным функционалом ряда систем, пришлось даже прописать под капотом 8-клапанный двигатель от «Гранты». Лишь в следующем году появится модернизированный 1,8-литровый мотор, который будет работать в паре с китайским вариатором.
По компонентной базе тольяттинская Vesta существенно отличается от ижевской. Как это отразится на надежности, узнаем через несколько лет. Ну а сама Vesta c нами теперь надолго, на ее базе будут созданы еще как минимум две новые модели.
Хотели «полноценный» европейский автомобиль с официальной гарантией — получайте! Осенью этого года белорусский импортер Volkswagen неожиданно привез ограниченную партию «Гольфов». Считайте это небольшим чудом, глотком свежего воздуха, приветом из прошлого или своего рода аномалией в ситуации, когда подавляющее число новинок — из Китая.
Но цены — боль. Версия с мотором 1.4 TSI (150 л. с.) и 8-ступенчатым «автоматом» в богатой комплектации стоит 154 000 рублей (47 240 долларов), а исполнение GTI с 2,0-литровым двигателем (245 л. с.) и 7-ступенчатым «роботом» обойдется в 170 000 рублей (52 000 долларов). К слову, в Германии цены на GTI стартуют от 40 900 евро, что тоже недешево. Надо ли удивляться, что за такие деньги белорусские покупатели предпочитают брать китайские кроссоверы?
Вот, кстати, интересный пример. Да, марка японская, модель всемирная, но производство — китайское, а импорт — параллельный. Ирония в том, что новейший X-Trail Т33 не мог оперативно появиться у нас в том числе потому, что дилеры официально продавали модель предыдущего поколения, выпускаемую на российском заводе компании под Санкт-Петербургом. Ну а теперь пожалуйста, покупайте!
Скажу честно, появление этой модели на белорусском рынке лично для меня было внезапным. Но сам автомобиль с технической точки зрения интересен. Это не чисто бензиновая модель и не электромобиль, а последовательный гибрид, у которого 1,5-литровый двигатель выполняет роль генератора, а колеса приводятся в движение двумя электромоторами. Это вам не стартер-генератор, помогающий при разгоне!
Ладно, давайте про истинных «китайцев». Этого отмечу по двум причинам: его поставляют официально, и это действительно пример весьма приличного по уровню исполнения продукта. Пусть не безупречного (например, подвеске недостает энергоемкости, а мультимедийная система до сих пор не адаптирована к нашему рынку), но, в отличие от некоторых, этот кроссовер действительно достоин звания премиальной модели.
Китайский автопром повторяет путь автопроизводителей из других стран: как только вы начинаете делать что-то на уровне, стоимость вашего продукта повышается. Вот и Voyah Free, будь то полностью электрический вариант или гибрид, имеет довольно весомый ценник. Но в данном случае хотя бы понятно, за что столько платишь.
Официально это чудо китайского автопрома к нам не поставляется, но отдельные экземпляры периодически попадаются. Модель присутствует в моем списке исключительно из-за смелости ее создателей.
Дизайн экстерьера и интерьера HiPhi Z — настоящий вызов (хотя местами — еще и здравому смыслу, а также эргономике). Передняя оптика не только освещает дорогу, но и с помощью огромного количества светодиодов может «рисовать» различные изображения и сообщения. Экран мультимедийной системы подвешен на хитроумном кронштейне и может поворачиваться в горизонтальном направлении. Практически все, включая открытие дверей и включение света фар, управляется через тачскрин, но из-за этого простейшее действие может превратиться в настоящий квест по причине отсутствия русификации. Опять же, посадка сзади специфическая, скорее для низкорослых пассажиров.
Все-таки форма у HiPhi Z важнее содержания. Хотя конструкция продвинутая: спереди двухрычажная подвеска, сзади многорычажная, а двухмоторная силовая установка развивает внушительные 672 л. с. и 820 Н·м.
Вот он, мой любимчик! Да, еще один «китаец», официально не поставляемый в Беларусь, но тем не менее имеющий хорошие шансы стать популярным на наших дорогах. Пока Renault только готовится вывести на европейский рынок модели 4 и 5, а Volkswagen рассказывает о перспективном ID.2, BYD уже вовсю продает свой Dolphin. В том числе в Европе.
У него довольно скромная внешность, но очень веселый интерьер — за такой можно простить и качество отделочных материалов, и некоторые откровенно дешевые решения. При всем своем несерьезном виде Dolphin базируется на современной электрической платформе e3.0, что обеспечивает ему просторный салон и приятное поведение на дороге, а батареи емкостью 44,9 кВт·ч хватает на 300 с лишним километров в теплое время года. В том числе за счет того, что 95-сильный электромотор на передней оси не должен быть особо «прожорливым». Вы скажете, что ничего такого здесь нет. Да, если мы говорим про более крупные модели. Но сделать толковый электромобиль в компактном формате, сохранив привлекательную стоимость, очень непросто, а китайцам это удалось.
«Год был сложным», — то и дело слышали мы от дилеров «европейцев» на различных отчетных конференциях. А маркетологам «китайцев» грустить было явно некогда: нужно было в очередной раз созывать голодных (и до инфоповодов, и до канапешек) журналистов на фуршеты в честь презентации новых моделей. И скажу честно: если раньше китайские машины ассоциировались у меня только со старенькими и гнилыми Chery, Geely-«пандами» и безликими уставшими «Лифанами», то этот год все поменял. Хотя что касается безликости… Бывали случаи, когда приходилось по пояс высовываться из офисного окна и вглядываться в эмблему тестовой машины, чтобы ответить на вопрос фотографа «На чем мы сегодня катаемся?» (да, вечный недосып сказывается на памяти). Правда, далеко не всегда название марки вообще о чем-либо ему говорило. Поэтому нужно было расшифровывать: скорее всего, это снова кроссовер, снова переднеприводный и полуторалитровый.
Примерно таким был год. Но, во-первых, на каждую машину есть свой покупатель, а во-вторых, сегодня мы говорим о то, что нам запомнилось больше всего. Никаких рейтингов или сравнений цен, просто рефлексия и воспоминания о самых интересных (или просто запавших в душу) автомобилях, с которыми приходилось сталкиваться на съемках в этом году. К счастью, не только китайских.
«Если „корч“ — то это к Веронике», — регулярно шутили мои коллеги, когда распределяли темы. Так что начну с возрастных машин.
История, как сторож восстановил Barkas B1000, для меня была максимально душевной. Люблю людей, которые с трепетом оживляют автомобили. И катают меня на них по живописному пригороду.
Lancia Thesis. Мои вкусы весьма специфичны: обожаю эту «мопсовскую» морду и задние фонари.
Хотелось познакомить своего чистокровного «англичанина» с китайским собратом Roewe 750 — и я это сделала.
Да, можно пафосно сказать, что в этих машинах была душа в отличие от кредитных «китайцев», но перед Новым годом не хочется ссориться с владельцами новых авто. Тем более за ссоры отвечают активные зрители нашего YouTube-канала. Стоит опубликовать видео с чем-то 20-летним и по цене чуть дороже гнилого «Пассата» — в комментарии сразу нагрянут те, кто готов доказывать, что старому премиуму место в Гатово. Но актив — это хорошо, поэтому, пользуясь случаем, приглашаю присоединиться к видеоканалу.
Если бы это был топ сумасшедших тачек, то «Волгатти» гродненской команды блогера Саши Лихого бескомпромиссно был бы на первом месте. «А никто и не говорил, что мечта должна быть разумной» — гласит его статус в одной из социальных сетей. Что ж, остается только добавить, что творчество, особенно когда оно соединяется с автомобилями, — это круто.
Еще один запомнившийся проект — семейный автодом, построенный супругами Анной и Алексеем из Минска. Удивительно, как из Volkswagen Crafter получилось сделать что-то настолько уютное.
Год ознаменовался открытием китайских «электричек». И, кажется, в информационном поле они даже подвинули «Теслу», обновленную версию которой (речь о «тройке») недавно презентовали в Минске. В плане электрокаров «китайцы» не то что дышат в спину «европейцам», а скоро будут махать ручкой, скрывшись за поворотом. По крайней мере, при сравнении одинаковых ценовых сегментов.
Если говорить о тяжелом люксе, то сразу вспоминается Voyah Passion: 4,2 секунды до сотни в топовой комплектации, крутая отделка — класс. Вот только никогда не забуду, как долго искала кнопки регулировки зеркал, думая, что сошла с ума. Они, конечно, нашлись: где-то в меню под меню на сенсорном дисплее.
На собратов Passion по модельной линейке тоже стоит обратить внимание — они гибридные. Free (последовательный гибрид) и Dream (последовательно-параллельный гибрид) взяли самое лучшее от электрокаров и ДВС и получили очень неплохие запасы хода (хотя бы по паспорту). А вообще в своей любви к Voyah (по крайней мере, на короткой дистанции — пока трудно прогнозировать, что будет в ближайшем будущем) я уже признавалась. Хотя и «косяки» удавалось находить. Ну или они сами меня находили.
Очень хочу посвятить строчку Wuling MINIEV. «Что это за брелок для нормальной машины?» — воскликнула я, увидев электрокар в первый раз. Но выглядит он… воистину по-китайски. Надеюсь, еще выдастся на чем-то подобном (например, на Baojun E300) съездить на дальняк. За сколько дней доеду до какого-нибудь Гродно?
Zeekr X — большой гаджет на колесах с дисплеями на китайском. Никогда бы себе не купила, но «помяукать» машиной и пофотографировать ее для Instagram было весело. Еще хотелось бы поближе познакомиться с Bestune Nat — кажется, это будет «бомба» для таксистов.
Организаторы фестивалей и выставок вроде Vintage Day, гродненской «Лакацыі», «Золотой мили» и т. д. круты, но еще круче их участники. И как дождаться следующего сезона фестов?
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by