Раз — и ты в больнице. Как получают травмы на самокатах и моноколесах

10 сентября 2024 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка, архив Onliner

Раз — и ты в больнице. Как получают травмы на самокатах и моноколесах

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка, архив Onliner
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Ты думаешь, что тебя пронесет. Что ты будешь осторожен, что ты уже «на скиле» или удержишься и что вовремя соскочишь. В крайнем случае отделаешься легким испугом и небольшим ушибом. Но если ты активно ездишь на электросамокате или моноколесе, будь готов ко всему. В том числе к травме, восстанавливаться от которой, возможно, придется очень долго.

Соблюдайте ПДД

Кажется, что ДТП — самый верный для райдера способ угодить в больницу. Альтернатива — обоюдные столкновения самокатчиков, наезды на обычных пешеходов. Такие случаи на виду, они попадают в сводки ГАИ и публикации СМИ. Onlíner также периодически сообщает о подобных происшествиях.

Многие райдеры нарушают правила проезда велопереездов и пешеходных переходов — пытаются проскочить их на высокой скорости или на запрещающий сигнал, — признает Игорь Сущенко, в очередной раз призывая райдеров проявлять благоразумие на тротуарах и за их пределами. Игорь ставит людей на моноколеса, но знает, как ездить на электросамокатах. И уверен, что залог безопасности — это поведение самого пользователя СПМ.

Это касается не только выезда на проезжую часть, но и движения по тротуару. Велосипедисты и райдеры должны быть готовы к тому, что пешеходы резко меняют движение, что выгуливают собак на тонком, часто незаметном поводке, что сами собаки могут резко бросаться под колеса. А если рядом дети, то лучше вообще снижать скорость и медленно двигаться как можно дальше от них. Так что требование ездить по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч тоже появилось не просто так.

Бывает, пешеходы друг с другом сталкиваются, ударяются лоб в лоб. Передвижение на средствах персональной мобильности — это повышенный риск и повышенная ответственность: если ты собьешь пешехода, то будешь за это отвечать, — напоминает собеседник.

Но на самом деле это лишь то, что «идет в эфир». Люди на самокатах, моноколесах, велосипедах травмируются намного чаще, буднично падая с этой техники совершенно самостоятельно, и тихо отправляются «залечивать травмы» без вызова ГАИ и попадания в новостные ленты.

Все сам

Мой приятель Алексей лихо мчал на прокатном самокате, выжимая из него максимум. Потом что-то пошло не так: занос, полет и жесткое приземление на ногу, в результате чего была «разбита» коленная чашечка. Несколько недель в больнице, длительный период восстановления, прихрамывает до сих пор.

Еще один знакомый, уходя от столкновения с другим самокатчиком, «прислонился» плечом об асфальт. Итог — сломанная ключица.

Я обошелся без переломов, но не уверен, что мне так уж сильно повезло. «Хрусть» — нога сложилась с противным звуком, затем колено пронзила резкая боль, дыхание перехватило…

— С самоката упали? — спросили в больнице, куда я, кстати, приехал своим ходом.

Обижаете! Учился ездить сидя на моноколесе.

Рентген показал, что кости целы, но после МРТ подтвердилось, что порвана передняя крестообразная связка, частично порван мениск. Это означает несколько месяцев без привычной физической активности, реабилитацию и прочие прелести. И да, теперь ортез — мой любимый аксессуар на долгие месяцы. Покатался, блин.

К слову, за полтора года и почти 5000 километров на моноколесах это мое четвертое падение, но первое с такими последствиями. В двух случаях я даже пытался группироваться, в двух других просто мигом оказывался на земле, падая на бедро. Все эти случаи объединяет одно: падения происходили на околонулевой скорости, когда колесо наименее устойчиво. В трех случаях оно дестабилизировалось из-за наезда на неровности, в одном я зацепился педалью о строительные леса.

И все это — на фоне частых покатушек по лесным и полевым дорожкам, порой на довольно высокой скорости, иногда с прыжками и даже с легкими заносами. А тут травма буквально на ровном месте…

— Если ты рисковал и тебя проносило, то в какой-то раз может не пронести, — резонно замечает Игорь. — Падения часто происходят из-за неровностей на тротуаре, при «упоре» (наезде на бордюр, выступающую неровность). Но это также к вопросу о том, насколько внимателен райдер, смотрит ли он на дорогу перед собой, насколько хорошо оценивает риски.

Можно ли упасть на ровной дороге?

— Конечно! Из-за отсутствия опыта. Ты можешь отвлечься, поймать воблинг (хаотичное возникновение вибраций рулевой стойки самоката или моноколеса). Он часто возникает из-за отсутствия опыта, когда райдер неправильно разгоняется или тормозит. И справиться с этим явлением без опыта тоже бывает сложно. Если колесо пойдет в занос, удержаться на нем тяжело. Стабилизировать самокат, пожалуй, будет проще.  

Технические аспекты

— Кстати, вопрос: что все же опаснее, моноколесо или самокат?

— Я продолжаю утверждать, что моноколесо остается одним из самых безопасных средств персональной мобильности. Прежде всего, у него высокий порог входа — на нем необходимо учиться ездить, тренироваться. И на нем невозможно устраивать дрифт, выполнять какие-то опасные маневры, потому что ты находишься на одной точке опоры. Человек, который ездит на моноколесе, это осознает и принимает, он знает, на что он шел.

Чем больше я на моноколесе катаюсь, тем медленнее езжу. Все-таки свой опыт и опыт других райдеров показывает, что моноколесо это в первую очередь средство передвижения, а не спортивный снаряд. Те, кто пытается ездить на нем «за гранью», часто попадает на недешевый ремонт, а порой и на дорогостоящее лечение.  

Те, кто хочет драйва, берут мощные электросамокаты или электровелосипеды. Если есть голова на плечах, навыки, то это безопасно. Разумеется, не на дорогах, не на тротуарах рядом с людьми, а на каких-то закрытых трассах, где проводятся тренировки и соревнования.

— Технические причины тоже могут быть причиной падений?

— Моноколеса ранних моделей могут отключаться на ходу, например, из-за «продава» — когда райдер пытается превысить максимальную скорость или резко разгоняться. Современные модели, как правило, от этого застрахованы.

Самокаты при отключении продолжают катиться, оставаясь стабильными в продольном направлении. Но у них имеется риск отказа тормоза (при сильно изношенных колодках или отрыве тросика). Также, если будет пробито колесо, самокат может пойти в юз, и вы тоже потеряете управление.

Травмы и защита

— Я был в полной экипировке, но меня она от травмы не спасла. Выходит, на все 100% она защиты не гарантирует?

— Нет, но все равно она снижает риск травм. Если говорим про моноколесо, то когда человек падает, он летит вперед и рефлекторно выставляет руки. Вот они и страдают в первую очередь. Поэтому обязательно нужны защиты запястий и налокотники. И, само собой, шлем с защитой челюсти. Потому что падение обычно происходит лицом вперед.

— А как падают на самокате?

— Там тоже обычно происходит падение вперед, как правило, из-за того, что люди, не имея опыта, не умеют разгружать самокат на препятствиях. И падают в таких случаях через руль — страдают руки, грудь, ребра. Знакомая рассказывала, как покаталась на самокате за 8000 рублей — во столько обошлось восстановление травмы нижней челюсти.

Люди ломали шейку бедра, двигаясь на небольшой скорости. Как правило, вдоль бордюра, неправильно наезжая на него или цепляя его. Это и колеса, и самокаты, и велосипеды.

Осенние риски

Осенью на колесе или самокате легко «поскользнуться» на мокрых листьях или замерзших лужах. Также стоит менять стиль управления: не допускать активных разгонов и торможений, кренов в поворотах. Кто ездит зимой, тот может использовать шипованные шины.

Кроме риска падений, в осенне-зимний сезон возрастает вероятность застудиться — ведь на ходу гораздо холоднее, чем стоя на месте. Нужно утеплять лицо, грудь, горло, паховую область, колени, используя термобелье, балаклаву, баф или шарф.

— Есть какие-то приемы, принципы, которые позволят если не полностью исключить травмы, то хотя бы снизить их тяжесть?

— Зачастую люди, которые занимаются бальными танцами, брейк-танцами, борьбой, имеют определенную мышечную память и в момент падения могут правильно сгруппироваться.

Остальное — это поддерживать тело в тонусе (хотя если ты ездишь на электротранспорте, то часто становишься ленивым). Мне кажется, что укрепление мышц рук, ног, спины может сыграть в плюс.

— Скажу честно, что после своей травмы всерьез задумался, стоит ли продолжать ездить на моноколесе. Наверное, и другие люди, сильно пострадав при падении, думают в том же направлении?

— В похожую ситуацию попал мой сын. Недавно поехал в магазин, который недалеко от дома, не заметил ремонт тротуара, упал и получил травмы рук (обычно он использует экип, но не в тот раз, «недалеко же»). Сразу сказал, что больше не будет ездить на колесе. Но мы с ним поговорили, съездили на перевязку в поликлинику, и теперь он снова ездит, но медленно и с защитой.

Если вы упали с колеса или самоката, не стоит бояться опять становиться на него. Можно ведь споткнуться и упасть, но вы же не перестаете после этого ходить. Психологически это сложно пройти, особенно если получил тяжелую травму. Но надо продолжать двигаться, вливаться в обычный ритм жизни и продолжать кататься, сделав правильные выводы, чтобы не попадать в неприятную историю вновь.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by