Автомобили в камуфляже не снимать, огромных клешней-роботов не пугаться. Так производят китайские машины

03 октября 2024 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: автор. Ретушь: Максим Тарналицкий

Автомобили в камуфляже не снимать, огромных клешней-роботов не пугаться. Так производят китайские машины

Автор: Вероника Сайко. Фото: автор. Ретушь: Максим Тарналицкий

То, что в Беларусь все сложнее и дороже пригнать «бэушку», — плохо и грустно (хотя маркетологи из автосалонов с нами не согласятся). Но появление новых марок и моделей, наглядно демонстрирующих, насколько технологии продвинулись вперед, — это хорошо. Популярный на своей родине китайский бренд Changan решил предпринять как минимум четвертую попытку зайти на белорусский рынок. Настроены серьезно. Во-первых, уже почти договорились с местными дилерами. А во-вторых, позвали наших журналистов в Чунцин, на родину бренда, чтобы мы своими глазами увидели, как и где производят машины, которыми хотят покорять белорусов. Рассказываем и показываем, что увидели.

Как мы оказались в Чунцине? И что из Чунцина приедет к нам?

Впервые на наш рынок Changan пришел в году эдак 2017-м. Тогда что-то пошло не так, но спустя несколько лет продажи вновь стартовали. Более того, на заводе «Юнисон», что под Минском, начали собирать автомобили этого бренда. Но звезды снова встали не в ту позицию: в 2021-м проект заморозили, особо ничего не объяснив.

И вот прямиком из Поднебесной прилетела весточка: Changan возвращается. И в этот раз всерьез и надолго (по крайней мере, планы такие). Предполагается, что поставлять машины будут сразу два белорусских дилера.

Уход многих европейских брендов, усиление ограничений на границе — наш рынок для «китайцев» сейчас как сладкий пирожок. Так что было бы странно, если бы «Чанган», менеджеры которого уже знают, где на карте находится Беларусь, не попытались бы вновь договориться об открытии пары-тройки салонов. К слову, правильно говорить «Чанань», но представители бренда признались, что не имеют ничего против устоявшегося в наших широтах произношения.

Кратко о Changan. Это государственная корпорация, которая входит в четверку самых популярных автопроизводителей Китая. Год основания — 1862-й, однако начиналось все с военной техники. В какой-то момент бренд вступил в тесное партнерство с Suzuki. В 1993 году они создали совместное предприятие, построив новый автомобильный завод. Позже Suzuki ушел с китайского рынка, зато посотрудничать решили Ford, Mazda и Peugeot-Citroen. А через некоторое время Changan стал выпускать и собственные машины.

Нас не испугали ни суточный перелет, ни жара в 35—40 градусов, ни перспектива почти неделю питаться исключительно китайской едой. Поэтому, получив приглашение от китайской стороны, мы поскорее отправились смотреть, откуда приедет новый-старый для Беларуси бренд.

Кстати, о китайской еде. Перспективы выжить после нее были небольшими: после первой же ложечки «чунцинского самовара» (это такой местный способ приготовления супа, когда в постоянно подогревающийся бульон добавляются ингредиенты, которые можно выбрать самому) из глаз потекли слезы, прошел недельный насморк, а перед глазами промелькнули родные и близкие.

Но наши китайские коллеги, организовавшие ужин, вскользь бросили фразу, что бульон — «детский», то есть совсем не острый. Пришлось промокнуть слезы салфеткой и солгать, что было совсем не больно — а то еще подумают, мол, белорусы совсем слабаки. И передумают делиться машинами.

Но все это — лирическое отступление. Китайцы знают толк в паблик рилейшнз, поэтому на завод мы отправляемся успев отдохнуть от перелета, вдоволь набить животы и очень сильно впечатлиться городом. Да, это еще одна порция фотографий не по теме, но уж простите — вся галерея в телефоне оказалась под завязку забита красотой.

С нами в делегации были представители Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана. Почти во всех этих странах бренд уже представлен и, говорят, неплохо себя чувствует (в Азербайджане, например, Changan занял первое место по продажам среди «китайцев»). Но нам, как показывает практика, лучше ориентироваться на российский рынок. Там Changan в прошлом году занял пятое место по продажам среди новых машин. Звучит неплохо?

Раз уж разговор зашел о РФ, давайте заодно изучим, какие модели и за сколько там продают.

Говорят, к нам еще приедет Avatr 11 или 12 — конкуренты отдельных моделей «Зикров». «Двенадцатку» также можно сравнить с Voyah Passion.

Но что-то нам подсказывает: более-менее массово на наших дорогах появится то, что дешевле. Это седан Alsvin, который в России стоит от 1 570 000 российских рублей (около $16 970), и компактный кроссовер CS35 Plus. Цена последнего — от 2 069 900 российских рублей (примерно $22 400).

На китайском рынке самой успешной моделью является кроссовер CS75 Plus, заявляют представители завода. Выпущено уже четыре поколения, но последнее до РФ еще не доехало. Будет ли у нас — пока непонятно.

Как завод выглядит изнутри? Если боитесь восстания машин, в сварочный цех лучше не заглядывать

Заводы, на которых рады журналистам, похожи между собой. Везде чистота и порядок, гостям читают лекции о четком соблюдении ТБ и выдают каски, просят не заходить за желтую линию на полу, а то производство остановится. И хвастаются, как много процессов автоматизировано: все тяжелые работы за человека давно выполняют роботы. Вот и по чунцинскому заводу лихо разъезжают десятки роботележек, перемещающих необходимые детали из пункта А в пункт Б. Мы не раз наблюдали: если кто-нибудь перегородит дорогу AGV-роботу, то он не будет наезжать на ноги, а просто остановится, выругавшись по-китайски.

Постройки чунцинского завода — Digital Intelligence Factory — занимают суммарно 410 000 квадратных метров. Наш гид озвучил и мощности производства — 280 000 автомобилей в год. Построили завод, на котором мы находимся, всего лишь за 352 дня. Участники нашей делегации несколько раз переспрашивали число — не могли в него поверить.

Начинается наша экскурсия со сварочного цеха. Он занимает 43 000 квадратных метров. Нам озвучили, что 95% работы выполняют роботы от японского Kawasaki. Мы наблюдаем, как огромные механические клешни перемещают кузовные элементы, которые вскоре окажутся неразрывно соединены. Завораживающе и чуть-чуть жутко, если пересмотреть хорроров про восстание машин.

— Сейчас мы находимся в зоне производства бокового кузова, где каждая деталь из листового металла перемещается и сращивается роботами-захватчиками. Далее роботы точечной сварки выполняют сварку, а роботы-склейщики — герметизацию и заполнение, — рассказывают нам представители завода.

Затем боковые панели поднимут на «лифте»‎ в зону основной линии, где они будут соединены с нижней частью кузова (включает в себя моторный отсек, пол и шасси). По словам гида, роботов на этом участке больше всего.

Далее кузов успевает пройти этап шлифовки. А вот и люди: под яркими лампами операторы проверяют зазоры, ищут и устраняют какие-либо повреждения кузова. После этого будущий автомобиль с помощью подъемника транспортируется в цех окраски. Туда гостей не пускают — опасно.

Удача в цеху сборки: заметили модель, которую поставили на конвейер буквально вчера

Население в Чунцине — более 32 миллионов человек при площади в 82 000 квадратных километров (для сравнения: в Беларуси около 9 миллионов на 207 000 «квадратов»‎). Когда рабочие отправляются на обед одной большой толпой, кажется, что эти самые 32 миллиона работают именно здесь.

Переходим в цех окончательной сборки. Он занимает площадь в 140 000 квадратных метров. Здесь работает более 540 сотрудников, включая 21 инженера. Средний возраст довольно молодой — 26 лет. Роботы выполняют 80% задач, но тут явно многолюднее, чем в сварочном цехе.

— В 2024 году мы планируем запустить три новые модели на разных платформах: CD701, Avatr E15 и Deepal C857, — параллельно анонсирует гид.

Кстати, нам из новинок на сборочной линии удалось увидеть Avatr 07. Кроссовер стал третьей моделью бренда — внешне он такой же футуристичный, как и остальные автомобили Changan. Выпускаться будут как электрические, так и гибридные варианты. Продажи 07 запустили за день до нашего визита на завод.

Возвращаясь к сборке, отметим, что цех разделен на зону производственных линий (главная из них в минуту способна производить один автомобиль), зону распределительного центра и многофункциональную зону. Большое преимущество конвейеров — их можно настроить на выпуск абсолютно любой модели Changan.

На больших экранах (всего их 367) линий можно увидеть всю информацию о комплектации автомобиля, который находится на сборке, — например, цвет салона или кузова. Все, конечно, на китайском, так что эту информацию мы узнали из уст гида, а не прочитали сами. Говорят, в случае ошибки при сборке сработает «сигнал тревоги»‎.

Как нам рассказали, клиенты, заказавшие автомобиль, могут отслеживать ход его сборки через специальное приложение. К слову, на всей территории завода организовано покрытие 5G.

Отдельный участок — автоматизированная станция сборки шин. А вот в салоне большинство деталей собирается вручную.

Во время итогового осмотра автомобиль проходит как через человеческие руки, так и через механические. В «световом туннеле»‎ рабочие проверяют качество окраски, а также работу различных систем — в том числе мультимедиа‎ и кондиционер. С тем, что трудно проверить человеку, помогают роботы.

Батареи для электрокаров и исследовательский центр. Что еще интересного увидели на заводе?

Отдельная постройка — аккумуляторная мастерская: здесь производят батареи для Avatr, Nevo и Deepal. И снова о цифрах: площадь цеха — 39 000 квадратных метров. Тут происходит четыре основных процесса: сборка, склеивание, сварка и тестирование. Трудятся здесь 100 человек.

Каждую минуту с конвейера сходит один аккумулятор. Большое внимание уделяют вопросу безопасности: даже если батарея в электрокаре начнет гореть, огонь не выйдет за пределы корпуса АКБ и не перебросится на кузов.

— Наша батарея под названием «Золотая броня» способна проехать 365 километров, заряжаясь всего 15 минут, — озвучивают представители завода. Конечно, без предварительных испытаний АКБ не обходится.

Следующая остановка — R&D (Research and Development) Centre, который является сердцем научно-исследовательского направления Changan. Здесь в том числе находится помещение для краш-тестов.

Туда не пустили, но показали лабораторию NHV (noise, vibration and harshness). Из названия понятно: автомобили здесь тестируют на уровень шума, вибрации и жесткость. Обратите внимание на толщину двери — в помещении должна быть полная тишина. Под колесами автомобиля — подвижная платформа, имитирующая различные дорожные условия.

В центре немало машин, полностью или частично укутанных в камуфляж. Если кто-то наводил на них объектив — тут же получал замечание от представителей завода и требование немедленно удалить снимок.

В перерыве заглянули в столовую: здесь современный ремонт и магазинчик, в котором можно основательно закупиться перекусом. Мы не видели, чем кормят рабочих, но уверены, что в меню есть рис, йогурт и кимчи — эти три продукта нам довелось пробовать чаще других, когда состав нашей трапезы решали за нас. Цены в магазинах, к слову, абсолютно адекватные — сопоставимы с белорусскими. Хотя найти привычные нам продукты очень сложно, поэтому сравнение основано на чипсах и шоколадных батончиках знакомых производителей.

Тестирование машин проводится не только в закрытых помещениях, но и на огромном полигоне площадью 233 гектара. Разные типы покрытия, скоростные трассы, дороги под разнообразными углами — масштабы способны удивить. Но подробнее о тестовом полигоне (до которого мы добирались еще два часа) и впечатлениях от отдельных моделей расскажем в следующих материалах.


Реклама
Ikon Tyres — новое имя легендарных шин


Ikon Tyres уже 19 лет выпускает инновационные безопасные зимние и летние шины для легковых автомобилей и внедорожников.

Ранее компания входила в состав известного финского концерна. Смена названия произошла в результате ребрендинга после продажи активов новому собственнику.

Сейчас завод Ikon Tyres продолжает выпускать шины европейского качества благодаря сохранению команды профессионалов, оборудования и высокого уровня автоматизации производственных процессов.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by