В сентябре 2024 года было инициировано проведение публичного обсуждения на Правовом форуме Беларуси проекта указа, которым предусмотрена корректировка ПДД. Учитывая повышенный интерес к данной теме, в студии НЦЗПИ выступил начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности главного управления ГАИ МВД Александр Шевченко.
Комментируя предлагаемые нововведения, представитель ГАИ отметил, что ключевой момент в новом определении средств персональной мобильности — это максимальная скорость таких средств до 25 км/ч. До этого порога самокат будет считаться средством персональной мобильности (СПМ), свыше — мопедом или мотоциклом. Причем эксперт обратил внимание на то, что уже сейчас это подразумевается действующими нормативно-правовыми актами. В качестве примера он привел Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011): данный документ распространяет свое действие на транспортные средства, скорость которых выше 25 км/ч.
— Несмотря на наличие двигателя, делается оговорка, что [транспортные средства с максимальной скоростью] до 25 км/ч не будут относиться к механическим ТС. Соответственно, лицо, управляющее ими, будет водителем ТС, как сейчас, к примеру, велосипедист. Не надо будет получать водительское удостоверение. Просто меняется определение и статус участника на водителя, но правовых последствий как таковых для участников не планируется. Передвигаться они будут по велодорожкам, при их отсутствии — по тротуарам и пешеходным дорожкам, не мешая пешеходам, — объяснил представитель ГАИ.
К слову, о сосуществовании пешеходов и велосипедистов (и водителей СПМ). Пользуясь случаем, представитель ГАИ напомнил, что двигаться по велодорожке при наличии тротуара или пешеходной дорожки пешеходам запрещается. Выход на велосипедную дорожку в таком случае предусматривает административную ответственность. Соответственно, и выезд на тротуар или пешеходную дорожку при наличии велодорожки велосипедистам тоже запрещен.
— У меня самокат мощностью 500 Вт и с максимальной скоростью 35 км/ч, в какой полосе ездить, как получать категорию и как регистрировать? — задал вопрос участник вебинара.
— Все, что свыше 25 км/ч, не будет являться СПМ, соответственно, будет подпадать под категорию мопеда или мотоцикла. Для этого необходимо обратиться в «Белтаможсерсис» и оформить электронный паспорт. Если у вас все документы будут в наличии и ТС будет соответствовать всем требованиям безопасности (согласно ТР ТС 018/2011), вам его выдадут. Далее обращаетесь в ГАИ и осуществляете государственную регистрацию транспорта. В зависимости от того, какая категория, мопед или мотоцикл, движение по проезжей части будет осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными для мопедов или мотоциклов.
Если зарегистрировать транспорт невозможно, он не подпадает под категорию, невозможно получить на него документы, то в правилах уже существует норма (ее изменение не планируется), позволяющая участвовать в дорожном движении на дорогах без усовершенствованного покрытия.
— Какие поправки коснутся шеринговых самокатов? Снизят ли им скорость, введут ли оплату по километражу? Шеринг ездит очень небезопасно, — задали вопрос представителю ГАИ.
— ПДД не распространяются на услуги по предоставлению проката самокатов. Это иные вопросы. Мы тоже будем обсуждать это с шеринговыми компаниями. Хотя к шеринговым компаниям вопросов меньше всего. Скорость у них ограничена в ряде случаев до 20 км/ч. С ними активно ведется работа по еще большему снижению скорости — до 15 км/ч в отдельных зонах либо вовсе запрету в отдельных зонах. Здесь шеринговые компании как раз проводят активную работу по обеспечению безопасности дорожного движения, — сказал Александр Шевченко.
— Хотелось бы услышать статистику происшествий и ДТП на тротуарах с участием водителей личных СПМ, которых собираются отправить на проезжую часть, чтобы снизить аварийность, — прозвучал еще один вопрос.
— Мы не ведем статистику на тротуарах между СПМ и, как подразумевается, пешеходами, потому что и те и те в настоящий момент являются пешеходами. Это просто происшествие, столкновение двух пешеходов. Оно не является дорожно-транспортным, соответственно, такую статистику мы не ведем. Но по имеющейся информации, сотни таких происшествий в год случаются только на территории Минска, когда просто падают люди или сталкиваются, получая повреждения различной степени тяжести.
Еще одно нововведение — уход от существующего порядка не спешиваться при пересечении проезжей части. По словам Александра Шевченко, пользователи СПМ увидели право не спешиваться, а вот требование снижать скорость игнорируют.
— В 2023 году и в текущем периоде 2024 года мы наблюдаем определенный рост ДТП с участием лиц, передвигающихся на CПМ при пересечении проезжей части, — заметил эксперт. Проектом предусмотрено, что теперь велосипедисты и водители СПМ должны будут спешиваться при пересечении проезжей части — за некоторыми исключениями (например, светофор для велосипедистов, или допускается движение велосипедов и СПМ по проезжей части, или перекресток проезжается по линии проезжей части).
На вопрос участника вебинара о том, как требование о спешивании снизит количество наездов на СПМ, если случаются наезды на медленных пешеходов, Александр Шевченко отметил, что подобные ДТП бывают по разным причинам, в том числе из-за проезда водителей или выхода пешеходов на проезжую часть на запрещающий сигнал светофора, но говорить, что не надо вводить эти ограничения, они никак не повлияют на безопасность, неправильно.
Так, скорости идущего пешехода (5 км/ч или чуть более 1 м/с) и едущего СПМ (40 км/ч и 11 м/с) несоизмеримы.
— Мы видели ролики, когда водитель останавливается, пропускает пешеходов, начинает движение, и в это время в него въезжает водитель СПМ, которого даже не было в зоне видимости 2—3 секунды назад, то есть он успел за эти 3 секунды проехать 30 метров. Конечно, мы не исключим одномоментно все наезды, но их количество планируем уменьшить.
В конце своего выступления Александр Шевченко отметил, что это лишь планируемые изменения в ПДД. Работа над документом еще ведется, к следующему сезону все будет выверено. Скорее всего, будет проведено повторное общественное обсуждение после того, как проект будет доработан, согласован с заинтересованными государственными органами. Может быть, в него еще будут внесены какие-то правки с учетом поступивших замечаний.
— Предложения всех участников мы анализируем, учитываем. Если это конструктивные предложения, они, скорее всего, будут реализованы, найдут свое отражение в проекте, — заверил представитель ГАИ.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро