Когда впервые приезжаешь в Китай, ранее не бывав в азиатских странах, он кажется параллельной вселенной. О древней культуре, традициях и разнице в менталитетах говорить можно часами, поэтому сосредоточимся на более узкой теме — дорогах. Что удивило нас во время рабочей поездки в Чунцин, если не брать в расчет напичканные всеми возможными опциями и технологиями машины? Рассказываем о собственных открытиях.
В Чунцин нас пригласили представители автомобильного завода Changan: мы уже публиковали репортажи с производства и испытательного полигона (одного из самых больших в Азии, на секундочку). И если бы не они — наши гостеприимные сопровождающие, — многие «явления» для нашей белорусской делегации так и остались бы загадкой.
Аэропорт Чунцина встретил нас огромным потоком ярко-желтых такси. Преимущественно марки Suzuki, но китайских брендов в рядах тоже хватало.
Наши гиды рассказали: «желтые Ferrari» — так называют в народе эти самые автомобили — своеобразная достопримечательность Чунцина. Почему «Феррари»? Из-за манеры езды водителей: мол, их даже не спорткаре не обгонишь.
На втором этаже аэропорта можно найти специальную фотозону, за которой открывается панорама на дорогу, кишащую машинами с шашечками. «Я ездил в таком. Водители — просто безумцы», — делится впечатлениями от поездки в чунцинском такси один из пользователей Instagram.
А это — видеоподтверждение вышеуказанного «обзывательства» от пользователя Twitter.
Желтый Феррари в Чунцине #Феррари#Чунцин#ЧунцинскийТакси#ВодительТаксиpic.twitter.com/KeFtiM69hG
— 311 Auto (@311_Auto) May 6, 2024
К слову, на видео выше попала еще одна причина нашего глубочайшего удивления. Вы вообще видели эту развязку? Складывается впечатление, будто в Чунцине хотели построить американские горки, но что-то пошло не по плану и по ним пустили транспортный поток. На отдельных путепроводах даже количество уровней с ходу не сосчитаешь.
Одной из самых сложных развязок в Китае (да и в мире) можно назвать эстакаду Хуанцзювань (за правильность написания не ручаемся). Она также находится в окрестностях Чунцина. Ее фотографии разлетелись по интернету в 2017 году, когда развязку ввели в эксплуатацию.
Здесь 15 съездов и 20 полос, которые ведут в восьми разных направлениях. Максимальная высота путепровода — 37 метров (примерно 12-этажный дом).
Как пишут в сети, строительство этой транспортной развязки началось в 2009 году. Она соединяет мост Тяньмэнь, туннель Цымушань, городское высокоскоростное шоссе и дорогу в аэропорт. Успеет ли на таких развязках сориентироваться китайский навигатор (с доступом к мировой паутине и сервисам Google здесь проблемы) — мы так и не узнали.
Правила дорожного движения — это то, на что китайцам максимально фиолетово. Если человек славянской внешности переходит проезжую часть не перекрестившись — значит, он в Поднебесной не в первый раз. Подробнее об организации дорожного движения в Китае мы рассказывали здесь, но решили вновь поделиться шоком от происходящего на местных дорогах.
Поворотниками китайские водители пользуются неохотно, предпочитая просто внаглую вклиниваться в соседнюю полосу. А еще здесь все без конца сигналят. Если у нас гудок заставит обернуться и посмотреть по сторонам от неожиданности, то в Китае он превращается в сплошной интершум. Но при всем при этом аварий на дорогах, кажется, совсем немного. Хотя по существующим мировым рейтингам дорожной безопасности Китай пока еще в роли догоняющего.
Штрафы, кстати, здесь небольшие, в основном порядка 100—200 юаней (то есть около 45—90 рублей). Куда страшнее штрафные баллы: собрал 12 за год — отправляйся на пересдачу экзаменов, чтобы вернуть себе водительское удостоверение. И если за мелкие нарушения начисляют от 1 до 3 баллов, то за превышение скорости более чем на 50% — все 12, то есть вы сразу лишаетесь прав. Аналогичная санкция и за езду с нечитаемыми номерами.
Отметим, что во многих городах Китая просто обожают малокубатурную технику. Ее владельцы еще больше усложняют ситуацию на дорогах: перекрестки они проезжают чуть ли не наискосок.
Но в Чунцине скутеров, мопедов и трициклов совсем мало. Почему? Все просто: этот город состоит из сплошных перепадов высот. Малокубатурные средства передвижения просто не тянут сложный рельеф.
К слову, наш туристический автобус, на котором мы передвигались по Чунцину, в один из дней закипел во время обзорной экскурсии. Организаторам поездки в срочном порядке пришлось вызывать с десяток такси для нашей делегации. В общем, не удивимся, если самый частый запрос на местных «эстэошках» — это ремонт системы охлаждения.
Что касается наших впечатлений от чунцинского автопарка, то они не сильно отличаются от того, что мы наблюдали в других городах. «Дизелей» практически нет (только в сфере коммерческого транспорта), а электрокары все больше захватывают дороги. В том числе за счет того, что автомобилям с ДВС здесь можно передвигаться только по определенным дням недели — в зависимости от того, на какую цифру оканчивается номер.
А теперь — об эстетичном. Китай — он яркий, и не только за счет миленьких разукрашенных электрокаров. В южных районах вдоль дорог очень много зелени и цветущих насаждений.
Да, наш «Зеленстрой» тоже старается, но, увы, против климата не попрешь. А в Чунцине, где во время нашей поездки в сентябре было сорок градусов жары и высокая влажность, природой созданы идеальные условия для буйства растений. Эх, скучаем по лету. А по китайской еде — не очень.
Раз уж заговорили о достопримечательностях, расскажем о, пожалуй, главном туристическом объекте Чунцина. Речь о железнодорожных путях, проходящих через жилой дом. Таким нетривиальным расположением станции (она носит название «Лизиба») — на седьмом и восьмом этажах — удалось спасти здание от сноса.
Вагоны движутся по «парящим» монорельсам, поэтому для туристов из СНГ картина выглядит еще более футуристично. Конечно, не можем не задаться вопросом, насколько комфортно жить и работать в таком доме, но, говорят, шум глушит специальное оборудование. Станция построена еще в 2005 году.
За пределами испытательного полигона белорусских журналистов за руль не пускали. Зато во время перемещений между городами можно было насладиться видами из окна возле пассажирского сиденья.
В какой-то момент по пути в Дяньцзян пейзажи стали, мягко говоря, криповыми. Чем больше мы отдалялись от мегаполиса, тем чаще на глаза попадались надгробия. Причем располагались они очень хаотично. Вот стоит жилой с виду дом, рядом — большой по площади огород, а в нескольких метрах от него — могила. Как, почему, зачем? С этими вопросами мы обратились к китайским коллегам.
Как нам рассказали, похороны в Поднебесной — дело весьма недешевое. То же касается и места на кладбище в перенаселенной стране. Поэтому, по словам наших китайских гидов, в провинции люди могут хоронить родственников где им вздумается, но в пределах своего участка, где, например, могут быть посажены сельскохозяйственные культуры. При этом, говорят, никакие разрешения у властей получать не нужно.
Представьте: приезжаете вы в белорусскую глубинку, а кто-то прямо в огороде разбил семейный склеп. Дикость?
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by