31 января 2025 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Как это вообще проехать по ПДД? Краснов нашел ну очень мудреные перекрестки

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Водителей учат: правила дорожного движения — превыше всего. Оно и правильно, но водители немного об этом забывают, выбирая скоростной режим. Чуть-чуть пренебрегают, когда паркуются в тесном дворе. Самую каплю отступают от принципов, получая или не получая медицинскую справку. А тут новая напасть, и притом где — в святая святых! Светофоры — вот уж где, казалось, оплот справедливости и непререкаемости. Но и они, оказывается, подводят. Есть перекрестки, на которых гляди — не гляди на светофор, а по правилам не проедешь. Такой вот казус, который мы и будем разбирать вместе с Юрием Красновым, инструктором и преподавателем по вождению.

Таких перекрестков в большом Минске немало. Мы остановимся лишь на некоторых, чтобы передать суть, но при этом не слишком утомить или даже не слишком напугать водителей.

Карла Либкнехта — Куприянова

— Представляете себе перекресток улиц Карла Либкнехта и Куприянова? — спрашивает Юрий Краснов. — Обратите на него внимание, если будете как-нибудь проезжать.

— С одной стороны по улице Карла Либкнехта горит красный свет и дополнительная секция для движения прямо (зеленая стрелка). С другой стороны — основной зеленый. Представим ситуацию: водитель на основной зеленый разворачивается, значит, обязан выполнять п. 103 ПДД, а другой водитель, которому горит стрелка, едет прямо, и он обязан выполнять п. 104 ПДД, — продолжает инструктор.

Правила дорожного движения:

п. 103: при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев;

п. 104: при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

...

При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с зеленым сигналом светофора, водитель имеет преимущество перед транспортными средствами, движущимися с других направлений.

Иными словами, оба водителя обязаны друг другу уступать. Но это же нонсенс: если оба выполнят требования правил, то никто из них никуда не поедет — будут стоять и уступать.

— Раньше на этом перекрестке было иначе. Зеленый свет горел на перпендикулярном направлении, на улице Куприянова: люди ехали налево, никому не уступая, а их пропускали те, кому горела стрелка прямо в сочетании с основным красным сигналом. И все было отлично. А теперь, мне кажется, режим работы светофора настроен не вполне корректно. Я долго изучал то, как переключаются сигналы, и не смог разгадать логику. Стрелка то работает, то гаснет в аналогичной ситуации, — отмечает ведущий рубрики.

От такого противоречия между реальной обстановкой и прописными истинами ПДД есть один очень вредный побочный эффект. Подъезжает водитель к такому перекрестку, ему горит допсекция с основным красным. Но он видит, что машины на перекрестке ему уступают. И мало-помалу водитель утверждается в мысли, что так и должно быть, что у него преимущество при стрелке с красным, что ему и должны уступать, а он — не должен.

— Ответьте сами на вопрос или пообщайтесь с знакомыми: нужно ли уступать при движении на стрелку с основным красным? Потом полистайте ПДД. Узнаете много интересного, — советует Краснов.

Стрелка прямо

Пару слов про допсекцию — стрелку прямо — в сочетании с основным красным сигналом. Эта комбинация нужна для того, чтобы дать беспрепятственно выехать автомобилям с другого направления. То есть чтобы дали выехать, если они есть, но если никого нет, чтобы ехали сами. Можно было бы не мудрить и установить только основной зеленый и основной красный, но это бы задерживало потоки, снижало пропускную способность перекрестка.

— Дополнительная секция для движения прямо должна использоваться на Т-образных перекрестках — это единственное место, где такую допсекцию можно нормально применять, — отмечает преподаватель. — Перекрестки Независимости — Толбухина, Победителей — Мельникайте, Сурганова — Чорного — на них такая стрелка есть, и все работает нормально.

А вот на пересечении проспекта Независимости и улицы Академической стрелка тоже была, но ее убрали. Ходят слухи, что после ДТП с участием автобуса и скорой помощи.

— Бывают и спорные решения. Первую стрелку прямо, которую я припоминаю, установили в том месте, где ее не должно было быть: на пересечении проспекта Независимости и улицы Комсомольской. Ее установили в направлении ГУМа, в районе пешеходного перехода, чтобы водители, которые проехали первое пересечение, могли проехать и второе тоже (улица Комсомольская в этом месте напоминает скорее бульвар. — Прим. Onlíner). И много-много лет водители привыкали не снижать скорость при виде дополнительной секции со стрелкой в сочетании с основным красным сигналом светофора. В результате, когда стрелку стали применять там, где нужно, на дорогах уже хватало автомобилистов, которые привыкли не помнить ПДД, — утверждает инструктор.

— Нужно признать, что перед организаторами движения стояла непростая задача, — добавляет ведущий рубрики. — Два пересечения на небольшом отрезке: нужно, чтобы водители проезжали дальше, а не застревали между ними. Оставить только основные сигналы — зеленый и красный? Но тогда водители, видя красный сигнал на первом светофоре и зеленый на втором, совсем рядом, могли бы начать проскакивать на красный, намеренно или не намеренно. Понимая это, специалисты пытались найти выход, но столкнулись с нежелательным побочным эффектом.

Какой выход нашли теперь: на некоторых светофорах стрелка гаснет одновременно с основным зеленым сигналом светофора, а затем, через некоторое время, зажигается снова, уже в сочетании с основным красным. Делается это для того, чтобы машины перед светофором все же тормозили. Иначе уж слишком многие при обычном переключении с зеленого на красный при горящей стрелке и не думают снижать скорость или смотреть по сторонам, выискивая того, кому они обязаны уступить дорогу.

Руссиянова — Независимости

Другой перекресток, другая ситуация.

— Съезд с проспекта Независимости к улице Руссиянова. Поворот налево под мост, к Шафарнянской, осуществляется из двух полос, — Краснов умело рисует схему. — Когда поворачивающим водителям горит основной зеленый сигнал (без допсекций), со встречного направления из одной полосы разрешено движение направо. Причем только направо, ни в каком другом направлении ехать нельзя. И там светофор: всегда горит основной красный сигнал, с которым иногда включается дополнительная секция — стрелка направо.

То есть что мы имеем: один водитель поворачивает налево на основной сигнал светофора, а значит, должен уступать (по п. 103 ПДД), другой водитель, выезжая со встречного направления, движется на допсекцию с основным красным — и тоже должен уступать (по п. 104 ПДД).

— Здесь все исправить относительно легко. Нужно добавить к основному зеленому сигналу на съезде с проспекта дополнительную секцию — стрелку налево. Тогда водители с этого направления будут поворачивать на стрелку с основным зеленым и не должны будут никому уступать, а встречный водитель окажется в положении, когда будет обязан пропускать их. То есть все будут руководствоваться п. 104 ПДД — красота! — отмечает инструктор.

— На этом перекрестке спасает то, что в основном там ездят местные — те, кто знает особенности места, — продолжает преподаватель. — А представьте, каково там новичку! Он видит встречную машину, он знает, что на основной зеленый при повороте налево нужно уступать, — и он будет уступать. И кто-нибудь, видя, что ему уступают, так и поедет. И решит, что так и надо ездить, что ему так и будут уступать всегда. А потом найдется тот, кто уступать не планировал, — и ага...

— Интересно, как разбирать такое ДТП.

— И мне интересно. По-моему, вопросы нужно задавать не водителям, а тому, кто такой светофор установил.

Схема

— А еще эта странная, скажем так, схема... Буду объяснять по частям, — тяжело вздыхает Краснов.

Он снова рисует на доске схему.

— Таких перекрестков много, но мне в первую очередь вспоминается Мельникайте — Заславская, — рассказывает ведущий рубрики. — Едешь со стороны Машерова, хочешь повернуть налево, к проспекту Победителей. У тебя основной зеленый, то есть при повороте налево ты должен уступать. А на тебя выезжают со стороны ТРЦ Galleria Minsk — им горит стрелка направо с основным зеленым. Потом тебе загорается красный, и им загорается красный — основной, а стрелка направо все так же горит. И ведь никто не останавливается, хотя по ПДД на стрелку с красным они должны уступать дорогу остальным. Что произошло: все ехали на стрелку с зеленым, никто не замедлялся, потом переключился основной сигнал, но стрелка-то осталась. И они всей толпой как ехали, так и едут, а ты застрял на перекрестке и не можешь повернуть. Сколько раз я убеждался: никто не тормозит, все продолжают ехать по инерции.

Опять все то же самое: одни должны уступать по п. 103 ПДД, другие — по п. 104, но кто наглее — тот и едет.

— И как быть?

— Нужно, чтобы стрелка направо гасла вместе с основным сигналом светофора. И дайте секунд 10 — пусть люди уедут с перекрестка, повернут налево. Потом снова включите стрелку, теперь с красным — какие проблемы? — считает инструктор.

— Еще большая проблема на Всехсвятской, перекресток с улицей Калиновского, — продолжает преподаватель. — Перекресток вроде и Т-образный, но под непростым углом. По улице Калиновского поворот направо разрешен из двух полос, и за перекрестком только две полосы. А человек, который хочет повернуть туда налево, с улицы Всехсвятской, не может иной раз этого сделать. Потому что сначала водителям на улице Калиновского горит зеленый со стрелкой направо — они едут, им нужно уступать. Водитель, которому нужно налево, выезжает на перекресток, но уехать не может. Потом машинам на улице Калиновского загорается основной красный, но стрелка направо продолжает гореть, и все они в две полосы продолжают ехать направо. Уже поперечному направлению (тем, кто едет со стороны ТРЦ Dana Mall) загорается зеленый, а горемычный водитель на Всехсвятской так и не может уехать с перекрестка.

Предлагается то же решение проблемы: выключать ненадолго дополнительную секцию для поворота направо вместе с основным сигналом, чтобы дать остальным освободить перекресток. А потом можно снова включать допсекцию со стрелкой направо.

— Бедные водители, поворачивающие со Всехсвятской, выезжают на перекресток и всех боятся. А потом аж через двойную сплошную переезжают, лишь бы быстрее с этого перекрестка уехать, — добавляет Краснов.

А ведь есть уже набившая оскомину ситуация, когда одним на перекрестке горит основной красный с допсекцией направо, а другим — основной красный с допсекцией налево. Кто кому должен уступать — не ясно, потому как в ПДД подобные ситуации не предусмотрены.

— Появились, правда, так называемые эксперты, которые приплели сюда помеху справа. Это неверно, никакой помехи справа тут быть не может. Просто светофор должен быть настроен так, чтобы исключать спорные моменты. А у нас этот принцип выполняется не всегда. Просто все уже привыкли и как-то разъезжаются. Вот это «как-то» — большая проблема. Должно быть не как-то, а по правилам, — замечает ведущий рубрики.

P. S.

Что делать водителям, которые оказались на перекрестке, где бывает нельзя проехать по ПДД?

— Нужно помогать друг другу разъехаться, — включается типичный Юрий Краснов. — При этом, безусловно, светофор должен быть настроен так, чтобы один водитель смотрел и видел, что у него преимущество, а другой понимал, что должен уступать. А когда двое водителей должны уступать друг другу, то это путаница. И у людей появляется ошибочное мнение, что можно ехать тогда, когда ехать нельзя. Именно так водители привыкают действовать не по правилам.

Он подумал немного и добавил с иронией:

— Я с ужасом жду момента, когда приеду на перекресток, а там со всех сторон зеленый. «Как проехать?» — «А как хотите, сами разбирайтесь». Это мой страшный сон.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by