Идея создания в Минске третьего транспортного кольца витает в воздухе по крайней мере с 2000-х годов, а то и еще дольше. Столица сохраняет приверженность радиально-кольцевой структуре магистральных улиц и дорог, и ее развитие — один из возможных вариантов решения растущих транспортных проблем города. Но пока конкретики вокруг третьего кольца мало, а больше обрывочных, иногда противоречащих друг другу сообщений. Мы собрали воедино все важное, что звучало об этом проекте за последнее время, а также попытались представить, какой бы могла быть эта дорога.
До сих пор город довольно неплохо справлялся с распределением транспортных потоков. Настоящие затяжные заторы — явление относительно нечастое, по крайней мере в обычных условиях: традиционно и всерьез мы их видим в декабре, накануне новогодних праздников. А 8-балльные пробки, которые длятся 30 минут в вечерний час пик, — это типично для мегаполиса. Бывают локальные трудности, вызванные ДТП или непогодой, но это можно списать на форс-мажор.
Минск даже может позволить себе без коллапса на дорогах реконструировать крупные путепроводы. Период, когда был закрыт мост на Немиге, прошел на удивление незаметно. Реконструкция путепровода между пр. Независимости и ул. Московской добавила проблем, но тоже не критических. Оба раза транспортные потоки довольно быстро находили новое русло, перераспределялись, и движение в городе не останавливалось.
Но автомобилей становится больше, трафик на проспектах и улицах все уплотняется. Отсюда разговоры о том, что нужно работать на упреждение, решать проблему до того, как она проявилась в полной мере.
Действующий генеральный план развития столицы до 2030 года предусматривает «формирование эффективной радиально-кольцевой структуры магистральных улиц и дорог», то есть ставка прежняя. И прямо сейчас в Минске три транспортных кольца: «пограничная» МКАД, а также два внутренних кольца — оба ярко выраженных и оба не вполне замкнутых с юго-востока, что обусловлено спецификой застройки и присутствием крупных промышленных объектов.
Третье транспортное по замыслу должно расположиться между вторым кольцом и МКАД. За долгие годы, пока обсуждается этот проект, звучало немало идей относительно того, как должен пролегать условный маршрут.
В частности, когда-то широко обсуждался такой вариант трассировки третьего кольца: ул. Филимонова — зеленая зона с выходом на ул. Олешева — продолжение ул. Широкой — участок севернее птицефабрики им. Крупской — пересечение Свислочи с выходом на ул. Радужную — ул. Глебки — ул. Тимошенко — ул. Шаранговича — ул. Горецкого — ул. Алибегова и ее продолжение с южной стороны аэропорта Минск-1 — пересечение железной дороги могилевского направления и реки Свислочь — ул. Малинина и ее продолжение — улицы Кабушкина и Радиальная.
Вот контуры этого проекта, если ориентироваться только на существующие сейчас дороги.
Таким образом, маршрут кольца проходил бы как через спальные, так и через промышленные районы, где-то включал бы уже действующие улицы, а где-то пришлось бы прокладывать новые дороги. Но маршрут выглядел бы именно кольцевым.
Были и планы соединить участки третьего кольца в четырех точках: Ратомская — Колесникова, Корженевского — Чюрлениса (через железную дорогу), Серова — Пташука, Малинина — Монюшко (через реку Лошицу).
Но большинство задумок определенно претерпели серьезные изменения, так как минувшим летом было озвучено, что третье кольцо едва ли будет замкнутым и непрерывным. Условно говоря, «красиво» замкнуть второе кольцо не дает МТЗ, окружить же столицу третьим кольцом не получится, так как проект ставил бы под угрозу обширные природные участки города.
Напомним, новый генплан Минска был представлен в августе этого года, тогда же начались общественные обсуждения. По этому плану к 2030 году планируется разгрузить улично-дорожную сеть города за счет строительства 11 путепроводов, 55 км магистральной и 20 км местной улично-дорожной сети, 8,5 км линий метрополитена, 16 км линий скоростного электротранспорта на обособленном полотне, 4 транспортно-пересадочных узлов.
И тогда же было объявлено, что градостроители отказались от строительства в столице непрерывного третьего автомобильного кольца, как предполагалось ранее. Сделано это для того, чтобы максимально сохранить водно-зеленый диаметр Минска и Лошицкую и Слепянскую водные системы, которые были бы значительно урезаны на нескольких участках при прокладке магистрали.
Но предложена альтернатива: обустраивать станут полукольцевые межсекторные магистральные улицы с параметрами городских проспектов. То есть цель — не кольцо, а транспортные дуги, которые будут притягивать часть трафика. Возможно, именно это имел в виду директор ГП «Гордорстрой» Сергей Панев, когда летом комментировал планы относительно строительства третьего транспортного кольца: «Есть амбициозные планы работы над третьим кольцом (соединить Фрунзенский и Центральный, Октябрьский и Московский районы). Все это в разработке, будет реализовано».
Частично свет на задуманное градостроителями проливает опубликованный план функционального зонирования Минска. На нем уже можно разглядеть третье кольцо, а точнее, дуги третьего кольца, которые уже существуют или могут появиться на карте столицы в ближайшие годы.
Одна из таких дуг хорошо видна на севере города: она начинается от пр. Победителей (район футбольного манежа), пересекает Свислочь и тянется к востоку, доходя таким образом до Логойского тракта. Это важное направление, которое в том числе должно помогать в решении транспортной доступности «Северного берега», располагающегося чуть выше по карте. Выше остается и Цнянское водохранилище.
Сформирована условная дуга Филимонова — Радиальная — Кабушкина.
Продолжение перспективного третьего кольца логично искать на ул. Малинина, где затем потребуется обеспечить пересечение Свислочи и выход к ул. Манюшко — сообразно некогда озвучивавшимся планам.
Что дальше? Улица Корженевского, снова пересечение железной дороги и выход к ул. Чюрлениса — тоже в соответствии со старыми планами? И оттуда — на пр. Дзержинского. Может, это и есть та связь между Октябрьским и Московским районами, о которой говорили в «Гордорстрое»?
Другая дуга, также в сущности сформированная, начинается от пр. Дзержинского и ведет по улицам Алибегова, Горецкого, Лобанка, Кунцевщине, Колесникова. О строительстве путепровода, который соединит улицы Колесникова и Ратомскую, сообщалось летом, работы должны начаться в 2026 году. После их завершения дуга выведет на ул. Ратомскую и дальше на пр. Победителей. Вот и новая связь между Фрунзенским и Центральным районами.
Таким образом, вырисовываются несколько дуг, которые или уже обеспечивают, или будут способны обеспечить транспортные связи между районами по кольцевому принципу. То есть речь о кольце действительно не идет.
Впрочем, к этим наброскам нельзя относиться как к оформленным планам. Достоверной информации все еще мало, а даже то, что запланировано в общих чертах, часто претерпевает весьма существенные изменения — настолько существенные, что итоговый вариант может лишь отдаленно напоминать то, что когда-то планировалось. И все слухи о строительстве третьего транспортного кольца в Минске только подтверждают это.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by