Мюнхен: именные тоннели, реакция водителей на нарушителей-пешеходов и суровая баварская полиция

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
04 октября 2015 в 8:00

Солнечный Мюнхен до сих пор помнит Олимпиаду-72, перед которой произошел рывок в развитии транспортной инфраструктуры. У города появилось метро, изменился центр, расширилась сеть улиц. Это яркий пример устройства жизни в сытой Западной Германии, где все чинно, спокойно и очень-очень автомобильно. Читайте репортаж Onliner.by о многочисленных тоннелях, солнечных батареях на путепроводах и полиции, которая ездит... ну вы же сами догадались!

В одном из самых известных биргарденов города нам было назначено интервью. Наш собеседник специально вышел на улицу, чтобы придержать свободное парковочное место. Стоянка была бесплатной. Надо сказать, это большая редкость для центра Мюнхена. Для сравнения: в двух шагах местечко стоило 2 евро в час. Несмотря на столь очевидную диспропорцию, на бесплатной стоянке никто в два ряда не паркуется, под лобовым стеклом записочки с номерами телефонов не оставляет.

Когда разговорились с экспертом, он привел в пример удивительный факт: в Мюнхене 30% трафика составляют паркующиеся водители, так как стояночных мест катастрофически не хватает. Признаться, мы сами сделали пару кругов вокруг квартала, пока нашли свободную парковку.

В качестве помощника для водителей служат электронные табло, как в Дрездене. Они показывают число свободных парковочных мест на ближайших улицах.

На углах тротуаров, точно так же, как в Тулузе, установлены столбики, тумбы для предотвращения незаконной парковки. В этом смысле пример Европы намекает: лучшая профилактика нарушения — только физический барьер! Впрочем, это не мешает парковаться скутеристам.

В городе три кольцевые дороги: вокруг старого города, так называемое среднее кольцо и автобан. Некоторые участки магистралей изолированы от пешеходов, животных и так далее. Но скорость ограничена всего 60 км/ч. За превышение уже на 3 км/ч предусмотрен штраф.

Мюнхен знаменит своими тоннелями. Видно, что проектировщикам понравилось это решение и они заставляют дорогу нырять, отправляя поток под землю. Город не загроможден развязками, данная мера также положительно сказывается на экологии.

Каждый тоннель имеет свое название. Это удобно, если надо ориентироваться. Потому что иначе звучало бы странно: «Тоннель, расположенный между Шеллингштрассе и Одеонсплатц». Кроме того, информационное табло сообщает о вероятности образования пробки.

В тоннелях обычно разрешено движение со скоростью не более 50 км/ч. Иногда подземные коридоры раздваиваются. Направления указаны четко — ошибиться сложно. Края проезжей части обозначены с помощью так называемого «кошачьего глаза», который отражается в свете фар и создает ровную дорожку.

А вот уличные указатели не всегда заметны. Синий фон маскирует их в городской среде. В этом смысле нам больше понравилось, как сделано в Польше.

На одном из путепроводов обратили внимание на солнечные батареи. Юг Германии использует свои преимущества для получения электроэнергии буквально из воздуха. Выглядит не только экологично, но и эстетично.

Как в Каунасе, на некоторых улицах фонари вешают на растяжках. Это позволяет избежать установки асфальтобетонных опор, которые не добавляют эстетики городу, также лампы освещают ровно проезжую часть.

А вот и приключение. В самый неподходящий момент нас подвел навигатор и пришлось ориентироваться на месте. Это был настоящий квест! Только благодаря предсказуемой организации дорожного движения его удалось пройти успешно. Для Германии это вообще характерно: ты не упираешься в поворачивающих налево (сделаны карманы), знаков ровно столько, чтобы они не создавали информационный шум, а корпуса светофоров свешиваются над каждой полосой.

В центре города — полная гегемония пешеходов. Пару раз замечали, как мюнхенцы пересекали проезжую часть вне перехода. Водители не сигналили, а иногда даже притормаживали, пропуская нарушителей. Удивительное спокойствие! Говорят, на это закрывает глаза даже дорожная полиция. Наоборот, если несколько человек решат перейти дорогу вне перехода, то правоохранитель остановит поток.

Велосипедисты тоже пользуются всеми привилегиями, предоставленными им законами федеративной республики. Хотя разметка велодорожки есть не на всех улицах. В Берлине, как нам показалось, велоинфраструктура развита лучше.

Полиция крупнейшего баварского города ездит, разумеется, на BMW. Немецкие правоохранители обычно выезжают на происшествия. Основной контроль возложен на камеры, которые фиксируют и превышение скорости, и проезд на красный, и движение по полосе для общественного транспорта.

В основном мюнхенцы передвигаются на городской электричке и метро. Также очень развита сеть трамваев. На некоторых улицах автомобильное движение организовано прямо по рельсам. Нужно ли говорить, что они выполнены на одном уровне с проезжей частью. То есть никакие стыки не заставят напрягаться подвеску вашего автомобиля.

В Мюнхен мы приехали в пятницу, и в конце дня попали в заторы. Несмотря на плотный поток, трафик движется, барахтается, не останавливается. Создавалось ощущение, что ситуация контролируемая. Не хочешь стоять в пробках — тебя всегда готово принять метро.

Несомненно, Мюнхен — очень автомобильный город. Для машин сделано многое: кольца, развязки, тоннели... Здесь самая дорогая недвижимость в Германии, но на автопарке это никак не отражается. Машины, как нам показалось, обычные. А BMW ну примерно столько же, как в Минске, разве что поновее только...

Вам будет интересно:

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by