«Uber станет дополнением к общественному транспорту». Варшавский сценарий для Минска

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков; @Taryfa24, Facebook
32 740
24 июня 2016 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Если вы думаете, что Uber показал галопирующий рост только в Минске, то сильно ошибаетесь. Столь же стремительно и под аккомпанемент протестов традиционных таксистов сервис развивался в Польше. Стоит открыть популярное приложение в центре Варшавы, как на экране смартфона появятся несколько значков автомобилей. Услуга очень популярна. При этом все помнят инцидент, когда машины, работающие с Uber, облили какой-то смолистой жидкостью. Корреспонденты Onliner.by во время интервью с сотрудниками польского офиса говорили о плюсах и минусах работы, требованиях регулятора и о том, куда поляки, пользующиеся приложением, едут чаще всего.

Uber по-прежнему остается одним из самых интересных стартапов в мире. Сервис сделал революцию на консервативном рынке пассажирских перевозок, где, казалось бы, все уже давно устоялось. Самое интересное, что большую отдачу приложение получило именно в Центральной и Восточной Европе.

Например, в Польшу сервис пришел сравнительно недавно — в августе 2014-го и уже присутствует в девяти городах: Варшаве, Кракове, Познани, Вроцлаве, Гданьске, Гдыни, Лодзи, Катовице и Сопоте. Активными пользователями приложения в этой стране считаются более 350 тысяч человек. Напомним, минский Uber заработал в ноябре 2015-го и тоже показал высокий результат, став чемпионом по скорости развития в Европе.


Ради интереса мы запустили приложение в центре Варшавы. На экране высветилось пять значков автомобилей, водители которых были готовы подвезти нас куда угодно. Среднее время прибытия машины в этом городе составляет 3 с половиной минуты. Для Кракова — 4 с половиной минуты, для Вроцлава — чуть больше 4 минут. Но эталоном считается Сан-Франциско, где родился сервис. Там с момента вызова до приезда водителя проходит около 2 минут. По последним данным, в Минске этот показатель составляет чуть меньше 5 минут.


— По росту польский рынок для сервиса третий после Англии и Франции, — с достоинством говорит Магдалена Шульц, представляющая интересы Uber в Польше. — Как показывают наши исследования, сервис любят за удобство и прозрачность, 95% респондентов отмечают, что довольны услугами. Это высокий результат.

Магдалена Шульц

Компания делает особую ставку на Польшу. В Кракове построен большой тренировочный центр для водителей и партнеров Uber, в который инвестировали 9 миллионов евро. На самом деле Беларусь следует по пути соседней страны, и на примере поляков интересно узнать, как будет развиваться сервис в Минске.

Общего много. Так же, как в Беларуси, у поляков есть два основных тарифа — более демократичный UberPop (посадка — 4 злотых, 1 минута — 25 грошей, 1 километр — 1,34 злотого) и премиальный UberSelect (посадка — 7 злотых, 1 минута — 35 грошей, 1 километр — 1,7 злотого).

А вот особенность, которая у нас пока не проявилась: в польской столице услугами Uber пользуются, чтобы доехать до ближайшей станции метро. То есть сервис стал органичным дополнением системы общественного транспорта. Принципиальная позиция Uber такая: «Мы выступаем за сокращение личных машин и в то же время за решение транспортных проблем».

Этот тренд прослеживается на других развитых рынках, но не в Беларуси, где автомобилисты еще не так сильно обременены платежами, как европейцы, и использование личной машины выгоднее, чем поездки на общественном транспорте.

Заметим, что в столице Польши был предпринят ряд мер по снижению автомобилизации — в центре в будни все парковки платные, дворы закрыты от чужаков, а общественный транспорт довольно удобный (взять хотя бы разветвленную трамвайную сеть).


То есть сервис удачно вписался в городскую транспортную структуру. Польский регулятор (комитет по транспорту Министерства развития) выполнял не формальный контроль, настаивая на важности выдачи бумажного чека (сумма на котором в Минске, как оказывается, может составлять 720 тысяч рублей за поездку от Ждановичей до Уручья), а не мешал формироваться среде. Как показывают исследования, улучшение условий мобильности положительно сказывается на экономике и комфорте горожан. И не важно, какой сервис стал добавочным звеном — «Яндекс.Такси», Gett, Uber, DriveNow или еще что-то.

— А все-таки, почему вдруг Uber стал таким популярным именно в Центральной и Восточной Европе? — спросили мы у Магдалены Шульц.

— Обе стороны — и водители, и пассажиры — получили то, чего ждали. Шоферы хотели работать по удобному графику, уделяя внимание семье и встречам с друзьями. А клиентам нужен был прозрачный сервис с обратной связью. Uber же просто-напросто выполняет роль посредника.


Во время разговора мы не могли не затронуть острую тему — реакцию традиционных таксистов на приход Uber. В Минске все обошлось собранием на Долгиновском тракте. А вот недовольство в Варшаве в марте этого года вылилось в нечто большее: неизвестные в масках облили несколько автомобилей, работающих с Uber, смолистой жидкостью.




— Непонятно, как они вообще определили, что это машины, работающие на сервис, — задается вопросом Магдалена Шульц. — В любом случае мы трактуем это как акт вандализма, водители обратились в полицию. Неизвестно, кто были эти люди. Союз таксистов, между тем, заявил, что не поддерживает недружественные действия. Хотя в некоторых городах Польши прошли протесты. Наша позиция остается прежней: мы не отбираем клиента, а расширяем рынок. Есть данные, что приход Uber в любую страну сказывается на увеличении объемов пассажирских перевозок.

Требования к автомобилям стандартные. Для UberPop — машины не старше 10 лет, имеющие не менее 5 мест (включая водительское), в хорошем состоянии. Требуется предоставить техпаспорт, страховку, аналог нашего сертификата о прохождении техосмотра, справку из полиции об отсутствии штрафных пунктов и серьезных нарушений ПДД, свидетельство о регистрации в реестре и идентификационный номер VAT.

— На право быть шофером сервиса может претендовать любой водитель старше 21 года и со стажем не менее года, — объясняет Магдалена Шульц. — Перед тем как стать партнером Uber, человеку необходимо пройти несколько собеседований — мы должны быть убеждены, что водитель способен перевозить пассажиров, не подвергая риску их жизнь и здоровье, а также коммуницировать с ними. Но наибольшая роль отводится фидбэку. Если рейтинг шофера опускается ниже 4,63 балла, то его отключают от системы (на данный момент средний балл — 4,8).

Это не бан навсегда. Посетив ряд семинаров по повышению уровня сервиса, можно снова получить доступ к приложению.

Кроме этого огромное значение уделяется анализу писем. Если кто-то жалуется, что водитель слишком быстро ехал и превышал скоростной режим, то реакция не заставит себя ждать.


Впрочем, это стандартная схема работы компании в других странах, в том числе в Беларуси. Сразу было очевидно, что сервис у нас будет развиваться с некоторыми особенностями. Представители Uber утверждают: они намерены подчиняться требованиям регулятора рынка. Но в целом это будет напоминать польский сценарий — рост числа автомобилей, сокращение время прибытия и, не исключено, запуск в других городах страны.

С приходом Uber рынок пассажирских перевозок получил новую жизнь: качество сервиса выросло, другие перевозчики озаботились запуском собственных приложений, пришел другой крупный игрок — «Яндекс.Такси». Запуск в Беларуси других аналогичных сервисов, а также доступной аренды авто без водителя не за горами. Бюрократическая машина не должна забывать, что ее задача заботиться о потребителях, а не препятствовать мировым инновациям.


Читайте также:

GPS-навигаторы в каталоге Onliner.by

Автомобили на «Автобарахолке» Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by