Когда водителю придется сидеть, но не за рулем. Десять самых громких приговоров

Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by
18 ноября 2016 в 8:00

Сейчас на слуху два громких судебных дела, которые рассматриваются в Минске: нападение велосипедиста с битой на молодого человека и ДТП с участием мотоциклиста и сотрудника ГАИ. Каждый год выносится несколько резонансных приговоров. Но новые события наслаиваются поверх старых, и мы забываем о гремевших еще не так давно процессах. В этой публикации вспоминаем десять самых известных, на наш взгляд, дел, связанных с автомобилями, велосипедистами, дорогами и пр. за последние годы.

Семь лет за гибель сотрудника ГАИ

В Минске погиб сотрудник ГАИ. Это случилось в 2014 году на проспекте Независимости. До наезда он пределов крайней правой полосы не покидал. Однако пьяный (2,75 промилле) водитель Fiat задел инспектора, и того отбросило на Iveco, остановленный ранее.

До наезда — доли секунды. Скриншот из материалов уголовного дела

Виновник ДТП был задержан сразу. Впоследствии ему предъявили обвинение по четырем статьям Уголовного кодекса — за угон, совершение аварии, повторное управление автомобилем в нетрезвом состоянии в течение года и неисполнение приговора суда.

Бóльшую часть заседания обвиняемый провел молча, уткнувшись взглядом в пол. От дачи показаний в суде он отказался сразу, хотя вину признал полностью.

Суд Первомайского района назначил водителю максимально возможный срок в семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Кстати, с 2004 года он представал перед судом восемь раз. В том числе за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения повторно в течение года.

Близкие погибших: судили не того

«По специальной программе, которая снимала показания GPS, удалось установить: по минским улицам Dodge Charger двигался со скоростью 70—80 км/ч. А свидетели отмечают, что машина двигалась резко, постоянно перестраивалась. Водитель потерял контроль над автомобилем, выехал на перекресток на запрещающий сигнал, применил неправильные приемы управления и врезался в столб», — так звучало обвинение по делу об арендном мощном седане, который попал в смертельное ДТП. Тогда погибли две девушки, одна получила тяжкие травмы.

Машину взял напрокат один парень, но за рулем оказался другой молодой человек. Именно последнему предъявили обвинение по водительской статье 317. Это возмутило родственников и друзей погибших. Они винили именно пассажира, который, по их мнению, подставил водителя.

Управлявший автомобилем (1996 г. р.) вину признал, до оглашения приговора он находился в СИЗО. Его приговорили к максимальному сроку — семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии поселения. Попытка обжаловать приговор в городском суде к снижению срока не привела.

Срок был увеличен после апелляции потерпевшей стороны

Еще один резонансный приговор касается гибели ребенка. На бульваре Шевченко в Минске был совершен наезд на мальчика. Перед судом предстал водитель кроссовера Volvo. Следствие вменяло ему в вину то, что он двигался на 15,8 км/ч выше положенного. Однако мужчина заявлял: ехал в рамках «40», при подъезде к переходу никого не видел, среагировал на появившуюся тень. Процесс растянулся на два месяца.

«Родители, я прошу прощения, не хотел, не знаю, как так получилось, — сказал в последнем слове обвиняемый. — Пытаюсь проанализировать, грызу себя. В очередной раз спрашиваю, мог ли что-то сделать?.. Я скорблю, молюсь с вами, чтобы вам подарили наследника. Кроме того, я уважаю старость и понимаю, что такое внуки… Это камень, который будет висеть над моей душой всю оставшуюся жизнь».

Суд Центрального района назначил три года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии поселения. Но по инициативе потерпевшей стороны дело было пересмотрено — приговор ужесточили, срок увеличили до 4 лет 6 месяцев.

UPD. Приговор вступил в законную силу, водитель направлен для отбывания назначенного срока наказания в колонию поселения.

Удар, пожар и приговор

Обстоятельства этого происшествия были ужасающими. В 2013-м на кольцевой дороге заглох Daewoo Matiz, через некоторое время в него врезался грузовой МАЗ, после чего микровэн вспыхнул. В машине сгорели двое человек — муж и жена. Оказалось, что они купили этот автомобиль буквально за полчаса до случившегося. У пары осталось двое маленьких детей...

«На стадии следствия водитель МАЗа уверял, что ехал 80 км/ч. Потом заявил, что 75—85 км/ч, — рассказали нам тогда в прокуратуре. — Во время следственного эксперимента было установлено, что у мужчины была реальная возможность затормозить и при 75 км/ч, и при 80 км/ч, и при 85 км/ч. Это дало основания полагать, что обвиняемый проявил невнимательность и неосмотрительность при изменении дорожной обстановки, своевременно не принял мер торможения. Говоря проще, он отвлекся».

Суд Заводского района приговорил водителя МАЗа к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии поселения. Приговор был обжалован, но в части назначенного наказания оставлен без изменения.

Точка в происшествии с участием сотрудника ГАИ и мотоциклиста еще не поставлена

Одно из последних громких дел. Речь о ДТП с участием мотоциклиста и инспектора в центре Минска. Еще до начала судебного процесса сотрудники Следственного комитета обнародовали видеозапись происшествия. Многие расценили это как прозрачный намек: мы уверены в том, что предъявляем.

Следователи настаивали на том, что мотоциклист оказал сопротивление сотруднику органов внутренних дел при исполнении им возложенных на него должностных обязанностей. «Это классический пример ДТП с вмешательством в управление транспортным средством», — подчеркивал адвокат обвиняемого. Сам мотоциклист сказал: «Высокий суд, не позволяйте информационному шуму заглушить объективность».

Мотоциклист был признан виновным в совершении преступлений по двум статьям УК. Суд Центрального района Минска назначил ему наказание в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.

UPD. Сегодня стало известно: приговор обжалован, однако в Минском городском суде жалоба обвиняемого пока не рассмотрена.

Пока прежнее решение по делу велосипедиста с битой оставлено в силе

Ударом битой на улице Притыцкого в Минске словно было выплеснуто все напряжение, накопившееся между велосипедистами и пешеходами. Отчасти потому дело получило широкий резонанс. Одну часть общества шокировал способ «наказания», вторую — срок, который грозил обвиняемому.

Сам обвиняемый говорил: «Я считал, что из-за разметки у меня был приоритет, объехать пешехода не мог. Парень не подошел после моего падения и первым встал в боевую стойку, напоследок я ударил битой, не целился, думал, удар придется на руку или локоть». Потерпевший же убеждал, что хотел убежать, и в этот момент произошел удар в голову, ставший причиной черепно-мозговой травмы. Во время суда выступил свидетель, утверждавший, что видел обвиняемого за месяц до инцидента. В его показаниях также фигурировала бита.

Для близких велосипедиста приговор все равно прозвучал неожиданно — пять лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима. Решение было обжаловано в городском суде, но его оставили без изменений. Перед этим мы спросили Валерию, супругу обвиняемого, что она собирается делать, если приговор не изменится. Ответ девушки был однозначным: «Ждать мужа...» Впрочем, у обвиняемого еще есть возможность подать жалобу в Верховный суд.

Первая конфискация автомобиля за пьянку

А этот приговор интересен тем, что тогда впервые приняли решение о конфискации автомобиля за пьянку. В октябре 2013-го вступили в силу беспрецедентные антиалкогольные поправки, а уже в ноябре суд Первомайского района Минска изъял Fiat Stilo у мужчины (1985 г. р.) за повторное в течение года управление машиной в нетрезвом состоянии.

Мы проследили всю историю конфискации. Как судебные исполнители изъяли автомобиль, как его оценили в 28 миллионов неденоминированных рублей, как выставили на аукцион через ТД «Восточный» и как он был продан за 46 миллионов.

После Fiat Stilo за пьянку было конфисковано большое число транспортных средств (не только легковых автомобилей), но эта машина все равно будет первой.

Выбросили самое ценное, а попались на копеечном модеме

Глупая история произошла несколько лет назад в Быховском районе. В июле 2014-го на трассе Могилев — Бобруйск двое мужчин увидели камеру скорости, опора которой, по их словам, была наклонена. «Остановились возле датчика, зацепили столб тросом… Потом достали внутренности, которые нас интересовали. А корпус подожгли, чтобы не осталось отпечатков пальцев», — рассказали на суде обвиняемые.

Все самое ценное — оборудование, которое стоит десятки миллионов неденоминированных рублей, — мужчины утопили. А копеечный 3G-модем оставили. Он и привел к подозреваемым. Ущерб составил чуть менее 400 миллионов неденоминированных рублей. Обвиняемые — обычные жители Могилева, которые летним днем решили выбраться на рыбалку. Оба женаты, имеют детей, ранее не судимы. Вину признали сразу.

Судом Быховского района оба были признаны виновными, каждому назначили наказание в виде четырех лет лишения свободы с отбыванием в колонии усиленного режима. Это вызвало большое возмущение в обществе, вскоре появилась петиция, ратующая за смягчение приговора. Сообщалось, что мать одного из обвиняемых собиралась подать апелляцию, но было ли изменено решение районного суда, широко не оглашалось.

Антигерой «живого щита» снова был осужден

В 2008 году гремела история с «живым щитом» и ее антигероем Романом Ментюком. Водитель Volkswagen Golf на слуцкой трассе пытался скрыться от сотрудников ГАИ, а потом врезался в машины, остановленные другими инспекторами под Минском. Мужчина был осужден на пять лет лишения свободы, в 2012-м освобожден по амнистии. Сразу же нам удалось встретиться с ним и поговорить.Тогда на мгновение даже показалось, что человек сделал выводы. Вот одна фраза из того интервью: «А за руль меня даже не тянет. Ту ситуацию я вспоминаю каждый день, каждые два часа. Сейчас работаю грузчиком. Когда нужно ехать за товаром, меня везет водитель, и, сами понимаете, дорога, машина, полоска белая, которую я прекрасно помню с той ночи, встречные автомобили…»

Однако через год Роман Ментюк попался пьяным за рулем Mitsubishi. На тот момент у него не было водительского удостоверения. Сразу после этого происшествия решался вопрос о возбуждении уголовного дела в связи с неисполнением приговора суда, поскольку прав мужчину лишил именно суд, а не ГАИ.

«В суде Молодечненского района рассматривалось уголовное дело по статье 417, возбужденное в отношении Романа Ментюка, — сообщили тогда нам в пресс-службе УВД Миноблисполкома. — Приговор был таким: 6 месяцев ареста, лишение права управления транспортными средствами на 3 года и 8 месяцев. У обвиняемого было 10 дней на обжалование решения суда, однако он этого не сделал и при этом скрылся».

По нашей информации, в 2015 году приговор в отношении Романа Ментюка был пересмотрен в порядке надзора в связи с изменениями в законодательстве: наказание по статье 417 УК снижено с шести до трех месяцев ареста. В июле 2016-го обвиняемого заключили под стражу и направили в жодинскую тюрьму для отбывания ареста. Освобожден мужчина был около месяца назад, сейчас отбывает наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.

«Эта история всколыхнула все общество»

Самым громким приговором за последние годы, безусловно, стало решение по делу водителя Porsche Cayenne, сбившего ребенка на улице Панченко в Минске. Трагедия произошла в конце 2012 года в непосредственной близости от школы. Дети играли, ожидая родителей, которые находились на собрании. Кроссовер двигался по местному проезду и совершил наезд.

В отчете экспертов было сказано, что управлявший Porsche имел возможность предотвратить наезд, так как на это показала автотехническая экспертиза: «Остановочный путь автомобиля составлял 6,4 метра, а водитель мог заметить пешехода за 15 метров». Адвокат обвиняемого же утверждал, что у его подзащитного было не более 0,3 секунды.

В результате водитель был приговорен к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии поселения. Но это не единственный вывод по данному делу. Последовали отставки в сфере образования и в ГАИ. А возле всех школ Минска установили ограждения. Эксперты же инициировали принятие городской программы по безопасности дорожного движения «Добрая дорога», которая ставила амбициозную цель не допустить гибели несовершеннолетних в ДТП в столице.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by