Водителей и пешеходов путают кресты? ГАИ предлагает обратить внимание на рекламу аптек

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский
01 декабря 2017 в 8:00

Поиск причин загадочного поведения пешеходов на Логойском тракте в Минске привел к неожиданной версии. После очередного видеоролика сотрудники ГАИ обследовали ситуацию на перекрестке и выдвинули такое предположение: прохожие могли принять за разрешающий сигнал светофора рекламу аптеки. Снова выехав на место, корреспонденты Onliner.by убедились, что зеленый крест, если смотреть с противоположного тротуара, действительно находится на одной линии с табло для пешеходов. Кроме того, мы нашли несколько аналогичных перекрестков, где при определенных условиях, на наш взгляд, прохожие или водители могут ошибиться.

Чувство дежа-вю

Напомним хронологию событий. В начале ноября участник нашего форума разместил видео с Логойского тракта. В выходной день (это тоже имеет значение) он ехал в сторону МКАД. На перекрестке с ул. Калиновского для направления автора ролика горел зеленый сигнал светофора. Тем не менее наперерез выехала женщина на Toyota Yaris, а на переход вышли мужчина и ребенок. Причем взрослый пешеход был очень возмущен тем, что автомобиль продолжает движение.

Сюжет показался интересным, и мы решили разобрать его с Юрием Красновым. В публикации были изложены три версии, но ни одной из них мы не могли отдать предпочтение — все они полностью не объясняли поведение героев сюжета.

Во время обсуждения возникло одно предположение, которое, тем не менее, мы сразу отбросили, — позади пешеходного светофора находится реклама аптеки. Зеленый крест расположен на заднем фоне светофора, но мы посчитали, что это не может влиять на обстановку.

Однако в конце минувшей недели нас охватило чувство дежа-вю. На этом же перекрестке девушка вышла на проезжую часть на красный сигнал светофора, потом опомнилась и вернулась на тротуар. Опять?

В Минской ГАИ пристально отслеживают подобные факты и стараются реагировать, если это реально влияет на безопасность дорожного движения. На место выехали инспекторы, которые исследовали ситуацию и попытались понять, что же там происходит.

Спустя несколько часов наблюдений сотрудники ГАИ обратили внимание на поведение пешеходов, в зоне видимости которых находится зеленый крест аптеки: «Как правило, сейчас применяются яркие светодиодные табло, при этом некоторые не статичные и мигают. Если предположить, что пешеход смотрит в сторону или под ноги, то гипотетически он может воспринять моргание зеленого креста за включение разрешающего сигнала светофора».

Что говорит стандарт?

Корреспонденты Onliner.by выехали на место и посмотрели на обстановку в связи с «вновь открывшимися обстоятельствами». Выводы такие: если смотреть на пешеходный светофор с тротуара, расположенного напротив аптеки (между трамвайными путями и проезжей частью Логойского тракта), то секция находится на одной линии с зеленым крестом аптеки.

Отметим, что светофор расположен ближе к проезжей части, а рекламная конструкция — на заднем фоне. Чтобы пешеход принял зеленый крест за разрешающий сигнал, должны сложиться несколько факторов.

Во-первых, внимание прохожего должно быть снижено. Это не исключено, ведь многие идут на автомате и следят за сменой сигналов боковым зрением — например, уткнувшись в мобильник. Во-вторых, движение на перекрестке не должно быть активным — тогда кажется, будто машины останавливаются.

Вспомните, первый ролик был сделан в выходной день. Кроме автора видео, в тот момент никто не ехал в направлении МКАД. Мужчина, пересекавший проезжую часть, был очень возмущен движением автомобиля. Все это объяснимо, если пешеход действительно перепутал что-то с зеленым сигналом светофора.


Инспекторы, выезжавшие на место, подчеркивают: «Пока не будут опрошены пешеходы, фигурировавшие в ролике, мы не можем стопроцентно утверждать, что именно сбило их с толку. Однако считаем: свечение данной рекламной конструкции при определенных обстоятельствах может напоминать разрешающий сигнал светофора».

В аптеке, куда мы дозвонились, удивились вопросу: «Все разрешения на установку светодиодной конструкции получены. К слову, мы тоже регулярно пересекаем этот переход и никогда не задумывались, что это может кому-то помешать. Тем более что крест размещен торцом к дороге».

В сети аптек тоже в недоумении: «Никогда жалоб по этому поводу к нам не поступало. Вообще впервые слышим о проблеме. Эти рекламные конструкции устанавливались для удобства людей, чтобы они сразу понимали, где находится аптека. С ходу сформулировать свою позицию довольно сложно. Нужно изучить ситуацию и принять решение».

Впрочем, касаемо схожести рекламы с объектами дорожной инфраструктуры есть оговорка в стандартах.

В СТБ 1581-2008 сказано: «Средства наружной рекламы не должны иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, ухудшать их видимость, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта и снижать уровень безопасности движения».

В ГАИ дополнили, что сейчас готовят предписание. Кроме того, инспекторы намерены убрать обратный отсчет для разрешающего сигнала пешеходного светофора. Словом, устранить все возможные предпосылки для совершения ошибки пешеходами.

В управлении торговли и услуг Мингорисполкома, куда мы также обратились за комментарием, сообщили: «Если ГАИ обратится с соответствующими документами о том, что это может влиять на безопасность дорожного движения, то будет рассмотрен вопрос об аннулировании паспорта средства наружной рекламы».

Зеленый вместо красного

Неожиданная версия, позволяющая объяснить поведение пешеходов на Логойском тракте, заставила по-другому взглянуть на наши улицы. Проехав по нескольким основным магистралям, мы обнаружили еще несколько мест, где теоретически можно спутать яркое зеленое светодиодное табло с сигналом светофора. Риск ошибиться повышается в пасмурную погоду, темное время суток, а также когда сигналы светофора закрыты габаритными транспортными средствами.

На наш взгляд, это стоит иметь в виду при проезде перекрестков Богдановича — Хоружей, Независимости — Макаенка, Независимости — Дорошевича, Кальварийская — Мельникайте, Сурганова — Я. Коласа, Я. Коласа — Ломоносова, а также при движении по улицам Куйбышева (в районе школы №64), Кальварийской и др.

Особенность в том, что зеленый цвет в дорожном движении воспринимается как разрешающий, и это ключевая проблема.

Откуда вообще пошла традиция использовать именно зеленый крест для обозначения аптек? Раньше фармацевты (и не только они) использовали символ красного цвета. Но лет десять-пятнадцать назад Белорусское общество красного креста стало рассылать официальные письма, напоминая об ответственности за неправомерное использование своей эмблемы.

В 2000 году был принят закон «Об использовании и защите эмблем Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла, отличительных сигналов, а также наименований Красный Крест, Красный Полумесяц, Красный Кристалл». В статье 14 уточняется: «Эмблема используется в качестве отличительного знака для обозначения принадлежности лиц, транспортных средств, имущества, сооружений и других объектов к Международному движению Красного Креста и Красного Полумесяца».

Таким образом, белорусские аптеки вынуждены были использовать другой символ, которым стал зеленый крест. Он считается традиционной эмблемой фармацевтической отрасли во Франции.


Но почему ГАИ самостоятельно не может решить этот вопрос? Ведь при размещении наружной рекламы нужно получить разрешение в отделе организации дорожного движения на нахождение данных объектов возле края проезжей части. Инспекторы объяснили нюанс так: «Мы согласовываем рекламные объекты, которые находятся в пределах так называемой красной линии улиц [обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, земельных участков. — Прим. Onliner.by]. А размещение конструкций на фасадах зданий не находится в наших полномочиях. Мы не вправе указывать собственникам объектов на неправомерность размещения рекламных объектов на домах. Максимум можем выдать предписание».

Тем не менее в управлении торговли и услуг Мингорисполкома готовы рассмотреть данный вопрос относительно других рекламных объектов, если это реально влияет на безопасность дорожной обстановки.

— Нужно говорить не только о зеленых крестах аптек, но вообще о наружной рекламе на проезжей части, — считает директор консалтинговой компании в сфере экологии и транспорта «ЭТС-Консалт» Павел Астапеня. — В Германии, Великобритании и Швеции убрали решительно всё, что может отвлекать водителя, оставив только реально важную информацию. Потому на берлинских, лондонских или стокгольмских улицах нет даже знаков «Пешеходный переход» или «Направления движения по полосам». Зато необходимая водителю информация всегда обозначена качественной разметкой. Считается, что в городе и так много информационного шума. Водители могут отвлечься или упустить значимые объекты, что станет предпосылкой для создания аварийной ситуации.


Сейчас наружная реклама — это не просто информация о товарах и услугах, а часть уличной мебели, которая формирует образ города. В Минске, в отличие от Москвы или Киева, нет засилья билбордов и растяжек. Говорить о том, что рекламы слишком много, неуместно. Но если она может путать участников дорожного движения и влиять на их поведение, то это тоже неправильно. Заметим, речь не должна идти о категоричном демонтаже, ведь есть компромиссные варианты. Можно перенести кронштейн, изменить ракурс, чтобы светодиодное табло не попадало в поле зрения водителей или пешеходов, исключить анимацию и т. д.

Путали ли вы зеленый крест с сигналом светофора?
7838 человек уже сделали свой выбор!

Стабилизаторы напряжения в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!