Помните, на полгода Юрий Краснов перестал быть ведущим «Разборов...»? Это была вынужденная мера: на одном из сайтов появилась петиция, призывавшая привлечь его к ответственности. Как признается автор обращения, он сам нарушает ПДД, но ему хотелось посмотреть, как система накажет своих. Кто проиграл и чего добился молодой человек, отдельный вопрос... Сейчас мы вспомнили об этом случае и предложили бдительному читателю проехать по учебному маршруту в Минске так, как будто он сдает экзамен. Затем то же самое проделает Краснов. В роли независимого рефери — заправский инструктор одной из автошкол ДОСААФ.
А началось все с комментария пользовательницы с оригинальным ником Гамадрила. Она припомнила, как Краснов хамски на перекрестке, где полосы смещались, проехал прямо, фактически совершив перестроение.
Речь идет о разборе аварии с опрокинувшимся автомобилем Mercedes на перекрестке улиц Притыцкого и Глебки. Эксперт во время движения объяснял, почему нельзя резко выезжать на перекресток на только-только загоревшийся зеленый сигнал светофора.
— По каким критериям комментатор определяет, хамски кто-то перестроился или интеллигентно? — сначала ведущий рубрики решил объяснить, что тогда произошло. — У этого перекрестка есть особенность: улица Глебки переходит в улицу Ефросиньи Полоцкой с некоторым смещением, что хорошо заметно, если смотреть на карту. Разметка 1.7 отсутствовала, хотя это помогло бы ориентироваться водителям. Конечно, я как профессионал должен был учитывать этот нюанс. Оправданий мне нет. Однако, как назло, сзади на хвосте повис Volkswagen Golf. Если бы я поехал в крайнюю правую полосу, где после перекрестка стояли припаркованные автомобили, то он бы уже на перекрестке оказался у меня слева. На мой взгляд, безопаснее было действовать так, как поступил я.
На самом деле перестроения на перекрестках носят массовый характер даже при наличии там разметки 1.7. Если направить камеру на любое пересечение, фиксировать каждого «нарушителя» и отправлять абсолютно все записи в ГАИ с просьбой привлечь к ответственности, то это полностью парализует работу ведомства. Инспекторам придется заниматься только этим.
— В наших выпусках мы всегда рассматриваем случаи, которые привели к критическим последствиям или созданию аварийных ситуаций, — подчеркивает Юрий Краснов. — Именно такое и следует предупреждать. Ведь каждый день в городе совершается множество нарушений ПДД, и на все сотрудникам ГАИ отреагировать невозможно. Главное — предотвратить получение травм и гибель людей. На это делает акцент любая современная система безопасности дорожного движения в передовых странах.
У нас с ведущим «Разборов...» даже есть проверочный вопрос, который позволяет выяснить, насколько честен собеседник: «Нарушаете ли вы ПДД?» Если человек утверждает, что никогда, значит либо он не выходит из дома, либо...
Конечно, нарушение нарушению рознь. Нельзя сравнивать стоянку со стороны жилой застройки дома и парковку в метре от пешеходного перехода. Хотя и за то, и за то предусмотрено наказание по одной статье КоАП.
С перестроениями на перекрестках особая история. Когда это носит массовый характер, меняют не людей, а систему организации дорожного движения.
Пример — ул. Немига, где под единственным путепроводом в один прекрасный момент с помощью знаков и разметки разрешили смещение. Ничего принципиально нового не произошло. Просто водители, действовавшие рационально, перестали быть нарушителями.
— Плохо, когда люди начинают друг за другом следить, выискивают помарки, действуют исподтишка, — продолжает ведущий рубрики. — Суть в том, что на данном перекрестке так поступают все, поскольку это логично и даже в определенной степени более безопасно, чем действовать строго по ПДД.
Но если уж люди замечают соринки в глазах других, то почему бы не пригласить комментатора проехать за рулем в реальных городских условиях. А инструктор из автошколы расскажет, были ли допущены ошибки.
К сожалению, связаться с пользовательницей Гамадрила, проживающей, как мы выяснили, в Могилеве, по телефону не удалось. Ее аккаунт зарегистрирован по номеру, который принадлежит коллеге приятеля. Тот попытался помочь, однако...
Тогда Краснов обратился к комментатору в личной переписке, предложив устроить баттл в Могилеве. Увы, девушка отказалась поучаствовать в выпуске, сославшись на личные причины. «Всегда с интересом смотрела Ваши репортажи, что-то себе „наматывала на ус“, с чем-то не соглашалась, где-то ехидничала (не всегда могла удержаться от своей периодической врожденной вредности)», — заверила она в ответном сообщении.
В таком случае почему бы не пригласить автора петиции (за полтора года ее подписали аж два человека — на момент публикации), который устроил немалые проблемы Краснову, да и нам, когда пришлось срочно искать замену (не закрывать же рубрику).
— Хотел вас пригласить посостязаться — поездить по городу, — предложил по телефону ведущий «Разборов...» Денису (так зовут автора петиции).
— Можно, — с ходу согласился молодой человек.
— Давайте возьмем независимого эксперта, который принимает экзамены у курсантов автошкол. Он будет фиксировать нарушения, а потом подведет итог.
— Окей.
В качестве независимого рефери призвали заместителя руководителя автошколы ДОСААФ Фрунзенского района Дмитрия Павленко. Как раз недавно материально-техническую часть учебного заведения обновили: отремонтировали классы и купили новый учебный автомобиль. Так что машина будет свежей, хоть это и «бюджетник».
Первым к испытанию приступает Денис. Молодой человек признался, что ездит за рулем не так часто, хотя права получил около пяти лет назад. Мы попросили о возможности сначала совершить тренировочную поездку: автомобиль все-таки новый, да и было заметно волнение парня.
Сразу сложилось впечатление, что водитель пытается показать свое мастерство. Он довольно резво начал движение и получил замечание от экзаменатора:
— Я извиняюсь, а какая скорость должна быть в местном проезде? 20 км/ч. А вы ехали 40 км/ч...— 39 км/ч. До одной базовой. Ничего страшного, — попытался отшутиться Денис.
— Вот тебе 24 года, а когда будет 42, будешь думать иначе: о других, о безопасности, — Краснов явно намекал на себя. — Кстати, это ошибка многих молодых людей на экзамене, когда они начинают шустро ехать, как будто в этом главная задача.
В целом ощущения по поводу вождения Дениса у нас были схожими: ловко работает с органами управления, но едет слишком резво. На «спящих полицейских», во всяком случае, автомобиль подскакивал и задним пассажирам было некомфортно.
— На перекрестке Лещинского — Притыцкого ты должен был уступить микроавтобусу, — замечает ведущий «Разборов...».
— Почему? — удивился Денис.
— Для нас горела дополнительная секция с основным красным сигналом светофора.
— Но он не перестраивался в крайнюю правую.— Откуда ты знаешь, куда бы он поехал? Ты должен был дать ему совершить свой маневр.
— Если он не изменил ни скорость, ни направление движения из-за моих действий, то ничего страшного, — обратился к формулировке из ПДД молодой человек.
Заметим, что данная трактовка правил неверная. Если бы водителю микроавтобуса пришлось резко тормозить или уходить на газон, тогда это считалось бы уже созданием аварийной обстановки.
Лучше напомним, что такое «Уступить дорогу»: «Требование, означающее не возобновлять движение, снизить скорость движения вплоть до остановки транспортного средства или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения».
— Вроде бы ты хорошо управляешь автомобилем. К уровню мастерства вопросов нет, — после тренировочного заезда решил дать свою оценку Юрий Краснов. — Однако анализ дорожной ситуации... Мне было реально страшно. Ты постоянно разгоняешься. Вот по местному проезду двигались 39 км/ч. Если бы из-за припаркованной машины вышел пешеход, ты бы не успел затормозить. При выезде на Притыцкого перестроился во вторую полосу, стал опережать Nissan, а когда поступила команда повернуть направо, успел вернуться в крайний правый ряд, но это была игра на тоненького — лучше было бы перестроиться за Nissan.
Критичное замечание касалось поворота налево на перекрестке Матусевича — Жиновича. На встречной полосе несколько водителей пытались выполнить такой же маневр, перекрывая обзор. Денис без остановки проехал узел. По мнению ведущего рубрики, это было неосмотрительно.
— Я видел перед тем, как поворачивать. За последние восемь секунд за ними никто не проехал. Дальше машин тоже не было, — объяснил молодой человек.
— Считаю, что нужно было остановиться, убедиться в отсутствии встречных автомобилей и после этого возобновить движение, — вмешался в спор Дмитрий Павленко.
— Я приостановился, убедился, что машин нет, и совершил маневр, — не сдавался Денис.
— Если бы это был настоящий экзамен, вы бы его не сдали, — поставил точку заместитель руководителя автошколы.
Теперь приступаем к основному испытанию. Маршрут, участники, автомобиль — те же. И знаете, Денис проявил умение прислушиваться к критике и меняться. Как будто за руль сел совсем другой человек! Не было резких разгонов, искусственные неровности мы проезжали на минимальной скорости, тот самый левый поворот водитель выполнил с полной остановкой, а при движении по стрелке отслеживал разворачивающихся.
— Совсем другое дело, — заметил Дмитрий Павленко. — Экзамен вы бы сдали. Единственное замечание: при повороте на ул. Кунцевщину вы неправомерно заняли третий ряд, хотя можно было бы двигаться по второму. Об этом нужно помнить всем курсантам, сдающим экзамен.
Краснов тоже сыпал комплиментами: «Оказывается, Денис может ездить как агрессивно, так и спокойно. Значит, умеет воспринимать критику. Молодец!»
А сейчас черед самого ведущего сесть за руль. Он будет ехать без тренировки. Все-таки силы неравны...
— Насмотрелся на маршрут, подглядел, как я ехал, — то ли в шутку, то ли всерьез вдруг заметил Денис. — Поэтому он всегда вторым выступает?
— Так давайте поменяем маршрут! — предложил Краснов.
— На простой?
— Нет, пусть сложнее будет.
Поскольку экзаменатор не возражал, было решено внести коррективы.
— Буду ехать как надо, — заверил водитель, впоследствии комментируя каждый свой маневр. — Вот движутся машины, но я не знаю, куда они перестроятся. Значит, пропускаю... Тут принял левее, потому что дальше припаркованы автомобили.... На втором регулируемом направо? Хорошо.
— Есть одно место, где иногда инструкторы подлавливают курсантов, — проанонсировал Дмитрий Павленко. — Посмотрим, как вы справитесь с заданием.
— О! Так мы на автодром едем. Может, меня там диагоналку заставят делать? — не унывал Краснов.
Экзаменатору удалось заинтриговать не только водителя, но и нас. Мы вспоминали нюансы, которые могли встретиться по пути: чуть дальше разрыв — значит, поступит команда о развороте? Или перед перекрестком, где запрещен поворот налево, предложат выполнить именно этот маневр?
Все оказалось проще: мы двигались в крайней левой полосе, с которой был разрешен только поворот налево и разворот. Многие по инерции едут прямо, как микроавтобус перед нами. Но Краснов, вероятно, знал об этом нюансе, так как перестроился заранее.
— Меня на мякине не проведешь! — радовался водитель. — Денис, записывай номер микроавтобуса, оформим петицию...
Отметим все же, что ведущий «Разборов...» тоже не щадил нас на «спящих полицейских», проезжая побыстрее.
Сам молодой человек, ехавший на заднем сиденье, лишь однажды решил сделать замечание: «А почему это вы при повороте на Притыцкого рано выключили указатель поворота?»
Резюме экзаменатора, когда мы припарковались, было таким: «Несмотря на то что маршрут был сложным, критичных ошибок не допущено. Экзамен сдан».
А вот Денис был более категоричен: «При повороте на Притыцкого водитель раньше отключил указатель поворота, чем надо. И „спящие“ на такой скорости проезжали... В целом оба маршрута были легкими».
Уже после счастливо завершенного испытания стороны решили обсудить сложившуюся обстановку и разрешить возникшее противоречие.
— Передо мной ехал автомобиль, он ведь точно так же перестраивался. Почему ты попросил привлечь только меня? — первым делом поинтересовался у Дениса Краснов.
— Там обычный житель ехал.
— А я мафия, что ли?— Почти...
— Ну а серьезно, какой мотив?
— Тестирование системы.
— Тогда вопросов нет... Решил протестировать, не задумываясь о последствиях.
— Последствия небольшие... Я на своем опыте знаю.
На самом деле столь незначительный повод вынудил вносить серьезные изменения в выход рубрики «Разбор с Красновым». И это не единственное последствие для ведущего.
Зашел разговор о том, нарушает ли сам Денис. Молодой человек признал, что такое случается: «Но одно дело, когда наказывают обычных людей, и другое — когда сотрудников милиции».
— Как сказал бы в такой ситуации Вольтер, я не согласен ни с одним вашим словом, но готов умереть за ваше право говорить, — процитировал классика Краснов.
Довольно продолжительное время еще велась дискуссия, почему же водители отступают от ПДД и какие нарушения стоит предотвращать в первую очередь.
— Взять хотя бы перестроения на перекрестке. Поскольку это носит массовый характер, как бы ни хотел водитель не нарушать, он вынужден так поступать. Иначе потом ему будет сложнее перестроиться: ведь сзади уже наверняка кто-то начал смещаться... Почему сложилась такая ситуация? На данный момент невозможно обеспечить принцип неотвратимости наказания. И это главная причина. Так что уж если привлекать, то всех, а не избирательно, — высказал свое мнение Юрий Краснов.
— Всегда знал, что Краснов хороший человек, — заметил в конце выпуска Денис. — Сегодня это подтвердилось.
— А я хочу пожать руку за твою позицию. Благодаря таким молодым людям у нас все будет хорошо, — расчувствовался ведущий.
Карты памяти в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by