Они просто отвыкли от того, что на МКАД могут остановить. Вот и едут здесь смело: кто без прав, кто после пьянки. Инспектор рассказал нам об этом парадоксе: широкая дорога, высокая скорость — тот, кому есть что скрывать, попытается затеряться в общем потоке и будет лететь по левой полосе в надежде, что не заметят. Но сейчас на кольцевой не разгонишься: ремонт путепроводов, да и погода не располагает. В таких сложных условиях мы и отправились с сотрудниками Госавтоинспекции на МКАД. Посмотрели за тем, как проводится комплекс мероприятий, направленный на пресечение нарушений Правил дорожного движения, а также профилактику ДТП с участием нетрезвых водителей.
Погода испортилась аккурат к вечеру. Такой снегопад подставляет дорожные службы: коммунальная техника прошла — значит, убирают. А через полчаса дороги снова заметает, вот у водителей, которые едут по свежему снегу, и рождаются шутки о зиме, внезапно нагрянувшей в январе.
На МКАД, несмотря на позднее время, образовался затор в районе реконструируемого путепровода напротив Курасовщины. А здесь теперь всегда затор — нужно потерпеть до мая, а потом еще чуть-чуть. Говорили, дескать, постараются найти возможность «впихнуть» сюда четвертую полосу, чтобы увеличить пропускную способность в направлении Малиновки. Было бы неплохо, но, глядя на заснеженный край проезжей части, на плывущие мимо друг друга через метель автомобили, в это слабо верится. Может быть, где-нибудь в идеальном мире мосты не ломаются, а если их ремонтируют — то за одну ночь. У нас не так, у нас все по-настоящему.
Мы расположились неподалеку. За путепроводом на внешнем кольце есть «карман». Этим вечером здесь многолюдно: несколько экипажей ГАИ, синие проблесковые маячки. Мороз крепчает, надвигается ночь.
Полномасштабная проверка очень быстро приносит результаты. Водитель Opel Astra — женщина 1973 года рождения — не имеет права управления транспортными средствами. Для нее самой — это полнейшая неожиданность. Обидное нарушение, ничего не скажешь, мы уже видели такое и не раз.
Водительский стаж у нее — 12 лет. Когда-то она получила права и с тех пор ездит за рулем: особо не нарушает, особо не попадается. Но водительское удостоверение не бессрочное, оно выдавалось на 10 лет. Женщина просто об этом забыла. Причем срок действия ее документа вышел не вчера и не неделю назад, а еще в 2017-м — два года водитель, по сути, является «бесправником», сама об этом не подозревая.
Автомобилистка на Opel, понятное дело, в шоке от всего этого. И все вокруг понимают, что она не злостный нарушитель — просто недоглядела. Но ч. 1 ст. 18.19 Кодекса об административных правонарушениях — «Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления» — не предусматривает предупреждения. Наказание: штраф в размере от 5 до 20 базовых величин (от 127,5 до 510 рублей). Дают минимальный.
После этого машина доставляется сотрудником ГАИ на охраняемую стоянку — хозяйка же пока не может ей управлять. Автомобиль отдадут владельцу, главное, чтобы за руль сел человек с правами. А женщину ждет процедура получения нового удостоверения. Для этого нужно иметь действующую медицинскую справку, старое удостоверение, обратиться с этим всем в ГАИ, уплатить госпошлину — ничего, в принципе, сложного.
А вот с водителем Citroen совсем другая история. Права управления транспортными средствами у него нет и не было.
— Не успел закончить автошколу, учусь, — понуро говорит молодой человек.
Парня бьет озноб. Холодно, а может, перенервничал. К сожалению, ему есть из-за чего переживать. Он попадается без прав во второй раз в течение года. Это ч. 2 ст. 18.19 КоАП — штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин (от 510 до 1275 рублей) или административный арест. Иными словами, будет суд.
При общении узнаем невероятные обстоятельства: не имея водительского удостоверения, молодой человек работает курьером — доставляет на автомобиле товары. Компетентные органы теперь будут разбираться в этой истории. С МКАД водитель отправится в отделение милиции в качестве пассажира автомобиля ГАИ. А Citroen доставят на охраняемую стоянку, откуда его сможет забрать владелец.
На пассажирском сиденье этой машины сидит девушка, в глазах — слезы.
— Я же ему говорила столько раз!
Говорила, конечно, только он не слушал.
Как-то много «бесправников» нам встречается этим вечером. Разъезжаются экипажи, доставляющие автомобили на охраняемые стоянки. Вот уехал туда же Volkswagen Sharan: водитель был лишен права управления транспортными средствами по ст. 18.16 КоаП — за нетрезвое вождение, проще говоря.
Говорят, еще кого-то задерживали. А что не так с той новой BMW — кажется, машину уже давно остановили, неужели до сих пор разбираются?
Так и есть. Водителя как раз увозят на медицинское освидетельствование — есть признаки, указывающие на то, что молодой человек может находиться в состоянии алкогольного опьянения. Прав у него, кстати, тоже нет — не получал. BMW едет на штрафстоянку, парень без споров садится в машину ГАИ. От результатов медосвидетельствования будет зависеть, обойдется ли для него все только штрафом за отсутствие прав.
Промотаем время вперед, чтобы зря не мерзнуть — холодный вечер сменила еще более морозная ночь. На МКАД всегда сквозняки. Так вот молодой человек, управлявший автомобилем BMW (парень, к слову, является гражданином другого государства), действительно находился в состоянии алкогольного опьянения. Когда это выяснилось, он честно признался инспектору: выпивал с друзьями накануне. Сначала было два литра коньяка на троих. Что потом — не помнит.
Дело плохо. Штраф от 5 до 20 базовых за отсутствие прав — это первое. Второе: ответственность по ч. 1 ст. 18.16 КоАП — «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения». Влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин (от 1275 до 2550 рублей) с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года.
Что это мы только о «бесправниках». Контроль велся во всех направлениях. Инспекторы в некоторых случаях даже заглядывали под капот автомобиля — визуально проверяли VIN. Если возникнут подозрения — машину доставят на охраняемую стоянку, будет назначена соответствующая экспертиза. Да, такое происходит не только на польской границе. В ГАИ говорят: случаи подделки VIN время от времени фиксируются, проводятся необходимые мероприятия. К примеру, если будет установлено, что машина находится в розыске, ее могут вернуть законному владельцу. Помните историю с Volkswagen Multivan, который в итоге отдали французскому банку?
Кстати, есть даже марки и модели авто, которые находятся, как бы это сказать, в зоне повышенного риска. Чаще других с перебитым VIN выявляют, к примеру, BMW и Toyota Land Cruiser. Каким-то образом в этой брутальной компании оказался Hyundai Solaris.
На этом приходится прерваться. В первую секунду непонятно, что произошло, но точно что-то неладное. И времени разбираться нет, потому что во вторую секунду мы с другим экипажем ГАИ уже догоняем черный Toyota Land Cruiser (совпадение?), который промчался мимо инспекторов, не выполнив требование остановиться.
Преследование — это адреналин. От резкого ускорения вжимает в сиденье, красные маячки, команды через громкоговоритель. Интересно, а инспекторы привыкли к стуку пульса в ушах в такие моменты?
Land Cruiser тоже машина недетская — неслабо так ушел вперед. Нельзя, конечно, сразу думать о плохом. Может, водитель просто не сориентировался, не увидел сигнала, не понял, что это ему адресовано? Или все же есть другая причина не останавливаться?
Догнали. Черный внедорожник останавливается наконец у края проезжей части. Кто за рулем, пока непонятно. С пассажирского места выскакивает мужчина, идет к инспектору, что-то говорит. Сотрудник ГАИ жестом предлагает ему вернуться на место. Недолгое общение с водителем, разговор продолжится в машине ГАИ.
Жизненная история. За рулем Toyota Land Cruiser была женщина — супруга мужчины, с которым мы уже имели короткое знакомство. У нее прав нет, у него — есть. Они никуда не планировали ехать этим вечером, отдыхали дома, муж немного выпил. Внезапный звонок от родственников, маме стало плохо — нужно мчаться. Вот ничего лучше не придумали: за руль села жена, которая машиной управлять умеет, как мы могли убедиться, даром что удостоверения нет.
В результате все та же ч. 1 ст. 18.19 КоАП. Могло быть и хуже. Муж знал, что у жены нет прав, соответственно, «передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления»? Эта та же часть той же статьи. Протокол об административном нарушении мог быть составлен и на супруга, если бы автомобиль принадлежал ему. Но машина оформлена на юридическое лицо.
Чем все закончилось? Был найден способ супругам оперативно добраться к маме.
Снег валил не переставая, то усиливаясь, то, кажется, отступая. Морозный воздух, пронизываемый светом фар, скрипел на зубах. Несколько раз проезжала коммунальная техника — да убирают они дороги! По рации мы слышали, как организованные колонны дорожников перемещаются по улицам и проспектам столицы.
Работа на МКАД не прекращалась еще долго. Напоследок короткая зарисовка о веселом «Жигуле». Машину остановили, на ней — «транзиты». Из авто высыпали четыре парня. Переминались с ноги на ногу, согревались веселым разговором, пока водителю напоминали о правилах регистрации транспортных средств.
— Слушайте, мы вот остановились, а как сейчас тронемся? Что если не заведется? — и взрыв хохота.
Но парни знали, о чем говорили. Когда все заняли свои места, водитель повернул ключ в замке зажигания, и... ничего не произошло. Еще раз и еще — «Жигуленок» устал.
Толкали также весело, все вместе, сотрудники ГАИ помогали. А что поделать: жизнь — она такая.
Читайте также:
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by