Час пик на МКАД: что там происходит, кто нарушает и как на это реагирует ГАИ
1005
15 января 2019 в 15:25
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
Час пик на МКАД: что там происходит, кто нарушает и как на это реагирует ГАИ

«Как поедем, через МКАД или через город?» — спрашивает рано утром таксист. Это не ловушка: он прекрасно понимает, что окажись на кольцевой в неудачное время, можно легко простоять 40 минут в заторе. То есть пассажир должен сам принять решение: рисковать или нет. Сегодня кольцо (по крайней мере, на двух достаточно протяженных участках) — та еще рулетка. По обе стороны от закрывшихся на реконструкцию путепроводов тянутся красные хвосты — пробки. Никому не нравится стоять: уже были ДТП, уже попадались те, кто хитрее и ездит по обочине. Мы приехали на МКАД в утренний час пик, чтобы своими глазами увидеть, что здесь происходит.

О чем пойдет речь

В 8 утра — 8 баллов

В 8:00 в столице 8-балльные пробки, сообщает сервис «Яндекс.Карты». Это из-за ситуации на кольцевой, в остальной части города все относительно благополучно. Возможно, самое проблемное место прямо сейчас — 25-й километр МКАД, внутреннее кольцо. Транспорт, который движется в направлении Малиновки, может пересечь тот самый путепровод по одной-единственной полосе. Три ряда тормозят и пытаются протиснуться в воронку, как крупицы в песочных часах.

— Ситуация сложная с тех пор, как началась реконструкция, — признают в ГАИ Октябрьского района. — Водители видят, что на кольцевой затор, и направляются в объезд через город. Но там тоже не все просто. В первый день проведения работ на МКАД, к примеру, вся улица Казинца застряла в пробке.

Это правда. Даже сегодняшним утром наши читатели жаловались на заторы на улице Аэродромной и проспекте Жукова. Говорят, в пробке теряли по 15—20 минут.

— Это, можно сказать, почти без остановок проехали, — замечают в ГАИ. — На кольце, к примеру, тратят по 40 минут, чтобы добраться до путепровода и проехать его.

Грузовики в заложниках и никакого реверса

Кольцевой особенно тяжело дважды в день. Красные хвосты растут в обе стороны от путепроводов в утренний час пик — с 7:30 до 10:00, а затем еще и вечером — приблизительно с 17:00 до 19:00.

— Здесь, на 25-м километре, в районе Курасовщины и Брилевичей, утром ситуация, возможно, даже хуже. Со стороны промышленных зон — Колядичей, Шабанов — движется большое количество грузового транспорта. Грузовики и становятся основой этой пробки. Вечером все иначе: в это время здесь в основном легковые автомобили — люди возвращаются с работы домой, — рассказал инспектор ГАИ.

Движение на путепроводе организовано следующим образом: две полосы для внешнего кольца (со стороны Малиновки в направлении Колядичей) и только одна в противоположную сторону. Грузовикам и легковушкам требуется немало времени, чтобы, дождавшись своей очереди, проехать по этому единственному ряду.

Причем если у многих водителей есть возможность продумать, как лучше добраться утром на работу, то водители большегрузов оказались заложниками ситуации. Куда деться фуре, к примеру, из Колядичей? Там тупик, через город нельзя, остается только один вариант — по кольцу. Всем остальным чужие проблемы невдомек, и водители малолитражек нервничают.

«Когда уже додумаются ввести ограничение на проезд большегрузов? Допустим, только в ночное время», — раздается чей-то голос из пробки.

Звучало и еще одно предложение: ввести на месте проведения ремонтных работ реверсивное движение. Тогда одну из трех полос можно было бы использовать для разгрузки то одного направления, то другого. Но по какой-то причине на это не пошли. Реверсивное движение на белорусских дорогах вообще явление крайне редкое. И от этого хорошо забытое водителями. Относительно свежий пример: во время реконструкции путепровода в Могилеве там было организовано реверсивное движение, нанесена разметка (1.9), установлены специальные реверсивные светофоры. Но далеко не все водители вспомнили, как нужно вести себя на таком участке дороги, и на реверсивную полосу старались лишний раз не заезжать.

«Маленькая» хитрость

Участки МКАД, где началась реконструкция путепроводов (3-й и 25-й километры), во многом похожи. Интенсивный транспортный поток, организация дорожного движения, объем запланированных работ и сроки. Но участок вблизи микрорайона Курасовщина имеет свои особенности. Одна из них — большое количество общественного транспорта, который движется через кольцевую. О проблемах, которые испытывают водители автобусов, расскажем чуть позже. А пока давайте внимательнее присмотримся к тому, как едут автомобили по внутреннему кольцу. За пересечением с улицей Казинца есть небольшой карман, где расположена остановка общественного транспорта «Ландера». Там проходят 8 маршрутов: 5 — автобусных и 3 — маршрутных такси. Въезд в этот карман запрещен, установлен знак 3.1 (так называемый «кирпич»). Действие этого знака не распространяется на маршрутные транспортные средства, движущиеся по установленным маршрутам (§3, п. 19 ПДД). Проще говоря, автобусам под «кирпич» ехать можно, всем остальным — нельзя.

Есть у нас такая особенность: если нельзя, но очень хочется — то можно. Вот и едут, нарушая правила, все подряд, пытаясь объехать через карман хотя бы часть пробки.

— Проблема не только в этом. Ведь все эти водители, которые считают, что могут сэкономить таким образом время, потом пытаются вернуться в общий поток. Кого-то пропускают, все остальные вынуждены тормозить. Кто-то пробует втиснуться, создавая угрозу безопасности дорожного движения. Все эти ненужные перемещения в конечном счете только создают нервозность на дороге и еще больше замедляют всех без исключения, — подчеркивают в ГАИ.

Время — деньги

Нашу беседу с инспектором прервал водитель Nissan, который на виду у служебной машины попытался объехать пробку через карман, нарушив требования знака. Включились проблесковые маячки.

Пока сотрудник ГАИ беседует с водителем Nissan, у нас есть возможность оценить действия таких автомобилистов. Карман с остановкой общественного транспорта совсем короткий. Даже при идеальном раскладе, если удастся без проблем опередить автобусы, которых тут предостаточно, и удачно вклиниться в поток, можно объехать всего несколько машин. Сэкономить, возможно, минуту или около того.

Теперь рассмотрим ситуацию с другой стороны. Нарушение требований знака «Въезд запрещен» — это серьезный проступок. Привлекают по ст. 18.14 Кодекса об административных правонарушениях: на первый раз предупреждение или штраф в размере от 1 до 5 базовых величин (от 25,5 до 127,5 рубля), в случае повторного нарушения в течение года — штраф от 2 до 8 базовых величин (от 51 до 204 рублей).

Водитель Nissan пояснил, что имел серьезную причину нарушить — дома без присмотра остался маленький ребенок.

Все причины уважительные

Нужно сказать, что практически у каждого водителя, которого останавливают за такое нарушение, есть своя уважительная причина. Впрочем, как рассказали в ГАИ, некоторые объяснения им приходится слышать достаточно часто.

— Например, все торопятся на работу, всех будет ругать начальник, у всех неотложные дела. В ночное время участники дорожного движения, которые нарушили ПДД, говорят так: «Я просто работал почти сутки — очень устал». Полгорода, судя по всему, работает вообще без отдыха.

Многие ссылаются на семейные обстоятельства: «заболел или остался один дома ребенок», «тороплюсь к жене», «у меня проблемы со здоровьем». Мы не ставим под сомнение все названные оправдания. Но едва ли нужно нарушать: экономия времени неочевидная, а разбор полетов с участием ГАИ может иметь свои последствия.

Вслед за Nissan остановили Opel, который точно так же двигался по проезду для маршрутных транспортных средств. За рулем была женщина, у которой оказалось просрочено водительское удостоверение. Она пояснила, что ездит редко — не обратила внимания. Но по факту женщина не имеет права управлять транспортным средством. Ответственность за это предусмотрена ст. 18.19 КоАП — штраф в размере от 5 до 20 базовых (от 127,5 до 510 рублей).

Въезд под «кирпич» сломал все планы женщины на день. Действующего удостоверения у нее нет — соответственно, за руль ей нельзя. Пришлось срочно вызывать мужа, чтобы забрал машину. А самой после составления административных материалов идти на ту самую остановку общественного транспорта, расположенную за знаком. Так себе экономия времени.

Едут строители, ассенизаторы, грузоперевозчики

Сосчитать, сколько водителей не захотели увидеть знак «Въезд запрещен», этим утром не удалось. Быстро сбиваешься со счета: 60 машин в час, а возможно, и все 100? Выезжая с полосы для общественного транспорта и видя впереди автомобиль ГАИ, водители, понятное дело, пугаются. Кто-то в спешке пытается взять как можно левее, скрыться в общем потоке. Бывали случаи, когда автомобилисты просто останавливались, блокируя проезд всех остальных, и решали, что им делать, как не попасться на штраф.

Парень на Honda проехал под «кирпич». К тому же у него не оказалось документа о прохождении техосмотра.

— Я как увидел эту пробку, сразу понял, что минут 40 здесь потеряю, — пояснил он.

— А по поводу непройденного техосмотра что можете сказать? — уточнил инспектор.

— Думаю, мои комментарии на этот счет будут излишними.

Нужно сказать, что нарушают и водители-профессионалы. Под знак проехал самосвал «Метростроя», нарушил шофер ассенизаторской машины — ему, видимо, точно было куда торопиться. Сэкономить время то и дело пытаются водители грузовых фургонов. Проехала «Газель» со строителями крупной организации — их срочно вызвали куда-то, клиент пожаловался на что-то.

Тот, кто едет по правилам, с любопытством смотрит на автомобиль ГАИ.

— И что же, правда штрафуют? — переспрашивают из окон.

— В соответствии с законодательством.

— Так что, и порядок будет?


А затем мы увидели скорую помощь. Белый микроавтобус со включенными проблесковыми маячками отчаянно промчался через проезд, вырвался на кольцевую и беспомощно уперся в монолитную стену из огромных фур и небольших легковушек, медленно тянущуюся в направлении Малиновки. С большим трудом водитель скорой находил возможность продвигаться вперед метр за метром. С не меньшим трудом автомобилисты, беспорядочно выкручивая руль, пытались уступить ему дорогу. На деле это помогало слабо: скорая помощь тянулась в общей пробке, практически с общей скоростью.

— В Германии, я сам видел, автомобилисты в таких ситуациях действуют очень четко, — стал рассказывать кто-то из очевидцев. — Просто разъезжаются в разные стороны, оставляя широкий коридор для проезда. И все: кроме полиции, скорой, спасателей, туда никто не суется. Ты что?! Я как-то сунулся — меня там чуть не разорвали.

Проблемы общественного транспорта

Разумеется, сложившаяся на МКАД ситуация не могла не сказаться на работе общественного транспорта. И кстати, те, кто объезжает пробку через «автобусный карман», только добавляют проблем, затрудняя автобусам подъезд к остановке.

«Минсктранс» регулярно сообщает о нарушениях графиков определенных маршрутов.

Сегодня утром, к примеру, с 7:00 на МКАД из-за скопления транспорта был нарушен график движения автобусов на маршрутах №28, 30с, 47, 96, 97, 104, 114с, 144с, 180с. Опоздание составило 25 минут. Это сопоставимо с тем временем, которое водители теряют в заторах на кольцевой, с той только разницей, что в одном автобусе едут десятки пассажиров.

С 7:10 на МКАД в районе улицы Липковской из-за скопления транспорта был нарушен график движения автобусов на маршруте №34, опоздание — до 40 минут.

Похожая ситуация наблюдалась и вчера.

«А можно абонемент купить?»

Автомобиль Lexus с московскими номерами въехал под «кирпич» с образцовым спокойствием. Он, не особо торопясь, проследовал по проезду и остановился по требованию сотрудника ГАИ. Водитель спокойно проследовал в служебную машину. Выслушал, какое нарушение он допустил.

— А можно абонемент купить на нарушения? Я просто каждый день здесь буду ездить.

Мужчина без лишних вопросов подписал протокол.

— Ну, до скорой встречи, — сказал он на прощание инспектору и вернулся в пробку.

Мимо прошел пешеход. Мужчина с рюкзаком, по всей видимости, не нашел другого варианта, как добраться туда, куда ему нужно. И это тоже проблема. МКАД и ее окрестности никак не учитывают интересов пеших участников дорожного движения: ее почти невозможно перейти, крайне трудно попасть даже в соседний район.

Мы говорим о том, что нужно разгружать город от автомобилей, но ничего для этого не делаем. Теперь МКАД не вполне подходит и автомобилистам — приходится стоять в пробках, грузовики занимают дорогу, пытаясь дотянуться до нужного съезда. Вот уже и рассвело.

Удастся ли как-то помочь?

Впереди правую полосу частично перекрыл Ford: что-то случилось. Неужели «старичок» заглох на морозе? Такая машина, заблокировав полосу, может изменить день огромного количества людей: движение на кольцевой заглохнет еще больше.

— Давайте посмотрим, может, удастся как-то помочь? — предложил инспектор.

Подъехали сзади с включенными маячками синего цвета — их видно куда лучше, чем сиротливый знак аварийной остановки на грязном асфальте. Спустя пару минут сотрудник ГАИ вернулся в машину.

— С аккумулятором не могли разобраться. А у меня тоже Ford — есть у этих машин такая особенность. Ничего страшного. Сейчас поедет.

И точно, Ford резво стартовал с места.

— Водитель, знак аварийной остановки забыли! — напомнил инспектор через громкоговоритель.

Удастся ли как-то помочь МКАД, которая почти целый год будет переживать непростой период ремонта? Как быть водителям, которые вынуждены ежедневно выезжать на кольцо? Для кого-то это и вовсе единственный возможный маршрут.

В ГАИ Минска просят тех, у кого есть возможность выбирать: поезжайте через город. Это поможет разгрузить МКАД, а вам самим — добраться на работу или домой, не тратя столько времени в пробках. Ремонт был необходим, и на проведение реконструкции требуется время. Инспекторы просят водителей проявить терпение и не нарушать правила дорожного движения. Сейчас все в одинаковых условиях.

Нужно подобрать другой маршрут?

экран 5" IPS (800 x 480), процессор MStar 800 МГц, ОЗУ 128 Мб, флэш-память 8 Гб, Windows CE 6.0
экран 7" LCD, процессор Allwinner A20 1200 МГц, ОЗУ 1 Гб, флэш-память 8 Гб, камера 2 Мп, Android 4.2 Jelly Bean
Снят с производства
экран 7" IPS (1024 x 768), процессор MediaTek MT8321 1300 МГц, ОЗУ 1 Гб, флэш-память 8 Гб, 3G, Android 8.0 Oreo

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский