Объем рынка поддельного масла в Беларуси по некоторым оценкам может достигать 5 миллионов евро в год. Речь идет именно о низкопробной продукции, как правило «минералке», которая продается под видом полусинтетики и синтетики. Главная подлость в том, что обманутые автомобилисты в перспективе суммарно потратят существенно больше на ремонт двигателей. В расследовании Onliner наступило время промежуточных выводов. Специалисты делятся информацией и предположениями о каналах поставки фальшивых канистр, схемах распространения среди торговых точек, маржинальности нечестного бизнеса, а также позиции официальных производителей масел — готовы ли они защищать свои интересы?
Многих должен был поразить вывод из последней публикации масляного расследования. А если не поразил, то повторим еще раз: «Экспертизу Onliner прошли 19 образцов (включая четыре эталона), лишь два (!) масла оказались оригинальными, причем одну банку мы умышленно включили как проверочный образец, так как она была поставлена официальным импортером».
Выборка, на наш взгляд, получилась репрезентативной для специализированных торговых центров и авторынков. Неужели риск нарваться на подделку так велик? Как считаем, да!
Какова вообще емкость рынка моторных масел? Понятное дело, никто раскрывать эти данные не спешит: как-никак коммерческая тайна.
Примерные расчеты, впрочем, можно провести самим. В Беларуси зарегистрировано более 3 миллионов транспортных средств. По данным специалистов, на каждую машину приходится 1,5 замены масла в год, а это около 7,5 литра. Выходит около 22,5 миллиона литров. Повторимся, это довольно грубые расчеты для рынка легковых автомобилей. Тем не менее общее представление они дают.
По словам специалистов, система производства, поставки и реализации поддельных масел работает с наценкой не менее чем в 200%: «А иначе нет смысла. Все-таки риски высоки».
Эти двести процентов распределены по цепочке «производитель — поставщик — продавец». Сколько получают первые два звена, можно только догадываться. А вот о доходах конечного реализатора есть вполне конкретная информация.
— На оригинальном продукте средняя розничная наценка составляет 20—25%, на отдельных брендах она может достигать 40—50%, — приводит такие данные Павел Черногоров, начальник группы продаж масел и техжидкостей компании «Армтек», которая выступает партнером расследования. — Если речь идет о заведомо поддельном продукте, то продавец к этой наценке, по нашим сведениям, получает дополнительные 20%.
Этот гандикап позволяет продавцам подделок демпинговать, обеспечивая себе конкурентное преимущество в виде чрезвычайно низких цен. Покупатель не видит никакой разницы во внешне одинаковых канистрах и выбирает ту, которая дешевле. Поведение потребителя абсолютно закономерно, чем и пользуются поставщики некачественного масла.
Одним из маркеров контрафакта становится подозрительно низкая стоимость продукции. Ну не может существовать торговая точка, которая продает масло по оптовым ценам. Специалистам, которые наизусть знают прайс-листы, такая диспропорция сразу бросается в глаза. Потребителю, который не в курсе ценовой политики, это не столь очевидно.
Многие, купив вроде бы оригинальную банку масла, заливают в двигатель банальную «минералку», которая совершенно не годится для моторов современных автомобилей. Подчеркнем, этот вывод сделан сотрудниками Государственного комитета судебных экспертиз после исследования содержимого канистр.
Экспертов поразил комментарий под одной из публикаций по поводу отличия «минералки» от синтетики. Читатель удивлялся, мол, ну подумаешь — масло от партии к партии отличается. Неужели? Представьте, вместо бразильского кофе в чашку налили неочищенную воду из-под крана и протянули со словами: «Ваш эспрессо!»
Низкий уровень информированности покупателей — одна из причин, почему сложилась аховая ситуация на рынке моторных масел.
Для понимания: один литр «минералки» в канистре стоит около двух евро, в большей таре — на 30—40% дешевле. Подчеркнем, речь о качественном масле с допуском американского Института нефти из далекого 1961 года. В контрафакте же наверняка используется «гостовское», которое еще дешевле и имеет сезонность в зависимости от вязкости (летнее/зимнее).
Производители двигателей из Германии не могут даже представить, как себя чувствует TFSI на сезонном «гостовском» масле с интервалом замены в 10 тысяч километров!
Как мы выяснили во время расследования, отличить по цвету и запаху «минералку» от синтетики невозможно. Основная часть затрат подпольного производства — пластиковые канистры, которые практически не имеют отличий от оригинала. Не исключено, что из одной бочки заполняют банки и Elf, и Total, и GM, и Mobil и так далее.
Заподозрить что-то неладное может разве что опытный автомобилист, который следит хотя бы за уровнем масла. И то не факт! Есть ряд признаков: появление сторонних звуков (клацанье, дребезжание, в особенности при холодном запуске), нехарактерное падение уровня масла, подозрительно прозрачные и жидкие капли на щупе спустя пару тысяч километров пробега.
— Все эти косвенные приметы могут свидетельствовать о том, что используется некачественное масло, — обращает внимание Павел Черногоров. — А вот разбираться, действительно ли виновником некорректной работы двигателя стало масло, придется отдельно. Да, на СТО могут определить последствия, вскрыв мотор, но нет гарантии, что заключение будет однозначным. Опять-таки отложения внутри, например, означают, что владелец автомобиля часто совершает короткие поездки или использовал некачественное топливо.
Наиболее достоверный вывод могут сделать специалисты аккредитованной лаборатории. Подобная экспертиза мало того что дорогостоящая, так, вероятнее всего, еще и придется везти образец в Россию, поскольку в Беларуси таких исследований практически не проводится. Нужно ли говорить, что никто из автомобилистов этим не занимается?
Это еще одна причина, почему на рынке не происходят изменения.
Возвращаясь к заблуждению об отклонениях от партии к партии, специалисты отмечают: «Процентное содержание базового масла (минеральной основы) жестко определено производителем. Допустимое отклонение, например, объема добавленных присадок составляет несколько процентов, но меняться состав оригинального продукта не может».
Грубо говоря, чтобы называться полусинтетикой или синтетикой, масло должно пройти дорогостоящий процесс обработки.
Что происходит с современным двигателем, когда в него залито минеральное масло? Во-первых, вязкость «минералки» очень зависит от температуры — оно становится то слишком густым, то чересчур жидким. Во-вторых, молекулы базовых масел ведут себя нестабильно, в результате характеристики меняются быстрее.
— Современные двигатели считаются высокоэффективными, поскольку при небольшом объеме обладают неплохими динамическими характеристиками, — объясняют специалисты. — Но работать такой мотор должен вкупе со специальным маслом, о чем уведомляет производитель. В особенности критичен вопрос теплообмена.
Наиболее проблемными режимами работы двигателя становятся движение в заторе и рваный городской ритм. В этих условиях минеральное масло в современных автомобилях практически не обеспечивает защиту элементов мотора. «Оно просто стекает в картер, не задерживаясь на стенках двигателя», — подчеркивают наши собеседники.
— Большое количество серы при взаимодействии с водой (конденсат) приводит к образованию сернистой кислоты, — уточняют специалисты. — В результате детали мотора подвергаются коррозии, что существенно сокращает его ресурс.
Так как минеральные масла с минимальным пакетом присадок или без него имеют слабо выраженные моющие свойства, со временем каналы обрастают шламами, что затрудняет подачу масла ко всем трущимся парам, в том числе к подшипникам турбины. Это приводит к масляному голоданию и сокращению ресурса работы двигателя.
— Сразу оценить последствия работы мотора на не предназначенном для него масле тяжело, — признают наши собеседники. — Но если заглянуть под клапанную крышку, то можно будет увидеть отложения по всей системе: шламы (черного и темно-серого цвета) и лаки (золотистого цвета).
Долговременное использование «минералки» приводит к существенному сокращению ресурса работы двигателя и капитальному ремонту. В худшем случае сетка маслоприемника забьется и возникнет масляное голодание.
Специалисты проводят аналогию: человек вдруг решает переключиться со здорового питания исключительно на фастфуд. Поначалу это никак не скажется на его самочувствии и фигуре. Но через некоторое время изменения станут очевидными. Если не остановиться, то уровень холестерина, одышка, бляшки в сосудах вынудят пересмотреть рацион.
— Если залить «минералку» в современный автомобиль, проехать 15 тысяч километров, а затем отобрать пробу из мотора и провести экспертизу, то получится весьма красноречивый результат, — подытоживают наши собеседники. — Настоящие проблемы с мотором после регулярного использования минерального масла начнутся через 30—50 тысяч километров пробега. Это несомненно.
Самым простым и эффективным способом выявления контрафакта остается проверка по электронному банку данных бланков документов, что позволяет установить импортера продукции в Беларусь. После этого нужно лишь сверить полученную информацию со списком официальных поставщиков.
На YouTube можно найти массу роликов о том, как отличить подделку от оригинала. Но поверьте, ни внешний вид канистр, ни цена масла, ни бренд не гарантируют, что вы не нарветесь на контрафакт. Это однозначный вывод, который мы сделали по итогам расследования Onliner.
Рассматривать наклейки, голограммы, щупать пластик практически бесполезно.
Во-первых, этикетки и дизайн банок периодически меняются без должного уведомления со стороны производителя. Во-вторых, ни след выштамповки, ни шрифт, ни прочие элементы оформления не укажут однозначно, подделка перед вами или оригинал.
Как мы сами убедились, неказистая банка может быть выпущена заводом, а блестящая канистра с идеально ровными боками — сделана на подпольном производстве.
Единственный шанс с ходу определить, легальный перед вами продукт или нет, — проверить данные по blank.bisc.by. Необязательно даже открывать браузер, есть другие, более быстрые возможности. Наш читатель Эдуард Ковальчук создал Telegram-бот. А ранее для Android разработали специальное приложение.
Это работающая схема, но совершенно не популяризованная. Только после выхода наших статей многие узнали о такой возможности. Лучшим итогом считаем реакцию, описанную в комментариях под одним из материалов.
Читатель стал свидетелем того, как покупатель решил проверить акциз канистры, которую ему вручали со словами «у меня только оригинал». Действия продавца были чересчур показательными: увидев в руках клиента смартфон с открытой вкладкой банка данных, с нецензурной бранью он схватил емкость с маслом и спрятал под прилавок.
В самой первой публикации в рамках расследования мы упоминали суд, в котором фигурировали ООО «Город масел» и ИП Рунцо. Закупки масел производились журналистами Onliner примерно через полтора месяца после окончательного решения о конфискации партии поддельных канистр Elf и Total.
Нам показалось удивительным, что в продаже вновь оказались банки масел с контрольными марками, полученными данным ООО и ИП. Возможно, это были остатки?
Однако наши собеседники утверждают, что, по их сведениям, поставки после заседания суда прервались лишь на 3—4 дня. А потом возобновились. Откуда? Специалисты кивают в восточном направлении: в стране, с которой у Беларуси нет границы, подпольное производство процветает.
Рассказывают случаи, когда опергруппы, направлявшиеся на подобные мини-заводы в России, резко разворачивались после звонка сверху.
— Вероятнее всего, в Беларусь поступает уже расфасованная продукция, которую транспортируют на фурах, — считают специалисты. — Каждая может перевезти около 18 тысяч литров техжидкости. Разумеется, у нас нет данных о поставках поддельного моторного масла. Предположим, что к нам завозят 10 фур в месяц. Тогда выходит, что объем рынка поддельных масел составляет около 5 миллионов евро.
Нужно ли говорить, что подобную продукцию пытаются максимально легализовать? У шофера или экспедитора при себе наверняка окажутся товарно-сопроводительные документы, в частности декларация соответствия Таможенного союза. Да, если копнуть, то выяснится, что она применяется неправомерно. Но на первый взгляд — никаких претензий.
По прибытии товара остается арендовать склад и разослать прайс-листы с одним конкретным посылом: хочешь дешевое масло — бери у меня!
Конечным реализаторам (ИП, различным ЧТУП и ООО) периодически поступают заманчивые предложения закупить партию масла по предоплате из России. Отличительная особенность: «экселевский» прайс-лист имеет ассортимент, ограниченный рядом производителей (Total, Shell, Elf, Castrol), а также оригинальные масла BMW, Toyota, Nissan, Mazda, VAG.
Это не характерно для оптовых поставщиков, обычно предлагающих куда более широкий набор продукции.
— Наверное, за последнее время произошло некоторое ухудшение ситуации, — говорят наши собеседники. — Это связано с тем, что значительный объем покупок переместился в интернет.
Сказать о том, связаны ли между собой получатели акцизов для банок с минеральным маслом (а их фигурировало в расследовании немало) и не являются ли они вообще подставными лицами, сложно. Зато очевидно, что фальшивка в фирменных канистрах известных производителей — не случайность, а системное явление.
Как считают специалисты, большинство продавцов фальсификата прекрасно знают, чем торгуют. Для них это на первый раз чревато штрафом, который они могут переложить регрессом на поставщика. Однако схема не работает. Почему? Возможно, это никому не надо.
Сложно поверить, что столь развитая система существует без покровительства. Тем не менее наши собеседники скептически отнеслись к этому предположению: «Объем рынка слишком мал, и вряд ли кто-то из больших и влиятельных людей обращает на него внимание, есть более лакомые куски».
Реакция после публикаций в рамках расследования Onliner произошла. Как отмечают многие знатоки масляного рынка, на складах — повышенная активность. Кто-то избавляется от неких партий товаров, кто-то судорожно производит закупки. Правда, в некоторых случаях речь идет о попытках легализации товара, поскольку это были единичные партии.
— Тема поддельных моторных масел взволновала обычных автомобилистов, — замечают в «Армтек». — Люди стали чаще писать, звонить с просьбой проконсультировать по выбору товара. Немало обращений поступает из регионов.
«Привлечение внимания к проблеме отразилось на поведении конечного потребителя, что тоже неплохой результат»
Как считают специалисты, если со стороны покупателей будет присутствовать давление, то продавцам придется закупать легальный товар, ну или искать методы, чтобы «обелить» фальсифицированную продукцию.
Последует ли реакция правоохранительных органов? Мы не вправе раскрывать детали, но слышали о закрытии точек и проверках. Рассчитываем, что вскоре о результатах будет объявлено официально.
Конечно, возникает вопрос, какую позицию занимают производители, чей товар так старательно подделывают. Ведь это их интересы задеты в первую очередь. А значит, нужно вкладывать деньги в информационные кампании, выбирать надежных поставщиков, защищать права на уровне законодательства. Такие мероприятия, по нашим сведениям, проводятся с разной долей успеха и не всеми участниками процесса. Причина в том, что часть компаний не воспринимает белорусский рынок всерьез, о чем говорит отсутствие официальных представителей масляных брендов.
Наше масляное расследование не закончено. Onliner просит отозваться автомобилистов, которые, сверив акциз с банком данных, обнаружили, что в двигатель их машины залито подозрительное масло, в частности якобы производства Total и Elf. Напишите нам на редакционную почту.
Предыдущие публикации в рамках расследования:
Благодарим за помощь в проведении расследования компанию «Армтек», которая является официальным поставщиком ряда моторных масел.
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by