Пришло время последней четвертьфинальной битвы заправок — проекта Onliner «The best of АЗС», в котором наши читатели определяют самую крутую сеть АЗС в стране. Тайный гость побывал на двух станциях каждой из восьми крупнейших сетей: мы прошли через все, с чем автомобилисты имеют дело каждый день, и постарались разглядеть как хорошее, так и плохое — все ради объективности. В этот раз выбираем сильнейшего из пары «Татнефть» vs United Company. Итог всему, как и прежде, подведет голосование читателей Onliner, и да победит сильнейший!
Прежде всего напомним правила битвы заправок. В четвертьфиналах лицом к лицу попарно сталкиваются восемь сетей АЗС. Тщательнейшим образом исследуются по две заправки каждой компании: для сравнения мы выбирали явного флагмана сети и станцию попроще. Как оказалось, разница между двумя заправками в рамках одной сети может быть разительная. Затем читателям Onliner предоставляется неделя, чтобы выбрать победителя каждого четвертьфинала. Когда квартет, претендующий на общую победу, будет определен, отправимся на заправки, чтобы потусить-перекусить с дегустаторами, ведь АЗС — это же не только о топливе, правда? Кроме того, выясним историю рекламных кампаний — на сей раз в открытую. Две сети, прошедшие в финал, смогут поделиться амбициозными планами на будущее — что-то вроде предвыборной гонки. Какая заправка круче — решать нашим читателям. Поехали заправляться!
Между тем уже определились трое из четырех полуфиналистов битвы АЗС: по итогам голосований читателей борьбу продолжают сети «Белоруснефть», «А-100» и «Газпромнефть». Кто запрыгнет в последний вагон — скоро узнаем!
Бренд «Татнефть», широко известный в России, белорусским автомобилистам знаком не так хорошо. Дело в том, что в Беларуси эта сеть насчитывает всего 18 автозаправочных станций, и только шесть из них расположены в городах: Барановичи, Орша, Гомель (две заправки) и Брест (тоже две АЗС). Остальные станции находятся на трассах с большим потоком транзитного грузового транспорта. Отсюда напрашивается вывод, что бренд куда больше заинтересован в клиентах-дальнобойщиках, чем в обычных водителях, которые покупают всего литров 20 топлива и чашку кофе.
Расстояния не пугают тайного гостя Onliner. Отправляемся в Витебскую область, где недалеко от Полоцка и Новополоцка, вблизи пересечения трасс Р20 (Витебск — Полоцк — граница Латвии) и Р46 (Лепель — Полоцк — граница России), располагается достаточно крупная АЗС «Татнефть».
Это немаленькая станция с обширной подконтрольной территорией, размеченной для стоянки большегрузных автомобилей. В них, кстати, недостатка не было. Под линейку расположились фуры с белорусскими, российскими, литовскими и латвийскими номерами: сплошь Volvo, DAF, MAN, Mercedes — международники.
Часть из восьми колонок, кстати, отведена под заправку большегрузов, что вполне устраивает остальных водителей — кому же охота стоять с эдакими великанами в очереди.
Для других колонок меню стандартное: 95-й или 92-й бензин, а также дизельное топливо. На этом все: ни тебе газа, ни зарядки для электромобилей. Из «плюшек» видим установку для подкачки шин и автомобильный пылесос. И то, и другое, к слову, пользовалось популярностью у приезжавших на станцию водителей.
Вообще, на АЗС было достаточно оживленно. Кто заправился — шел внутрь за мороженым. Другие накачивали колеса либо просто прогуливались возле автомобиля. Чему удивляться: заправка на трассе — это как островок жизни в пустыне, оазис. Перекусить, выпить кофе, купить ребенку мармелад, да просто размяться в конце концов, прервав долгую поездку, — кроме как на АЗС этого, чаще всего, сделать негде. Именно поэтому все большее число крупных брендов по всему миру пересматривают свой подход к обслуживанию клиентов. Доход от проданного бензина теряет стабильность: как пересядут все на машины с батарейками — что тогда? Да и неоправданно делать ставку исключительно на топливо, когда клиент заплатит и за то, что его накормят, и за то, что предложат какие-нибудь развлечения.
Народ тем временем глядит на нас подозрительно. В чем дело? Граница, что ли, рядом?
Мы не увидели на станции ни автомойки, ни аренды прицепов. Это транзитная остановка: здесь комфортно задержаться на полчасика по дороге куда-то, а возвращаться на АЗС вроде бы и резона нет. Зато есть пункт оформления страховок — ничего не забыли, выезжая за границу?
Особый шик — это киоск с копченой рыбой. Нужна, конечно, вакуумная упаковка, чтобы ехать с таким грузом летом в машине, но тот, кто души не чает в копченой щуке, будет рад. Цена радости — 22 рубля за килограмм.
Скажем так, это АЗС улучшенного типа, где кроме прилавков со всякой всячиной есть столики, за которыми можно перекусить. Перекусить, но не выпить — ни водителям, ни кому-либо еще: о запрете предупреждает специальная табличка. Столики тем временем пустуют, хотя на станции, к примеру, есть доступ к Wi-Fi — можно скоротать время в интернете, попивая свой кофе.
Для того чтобы получить горячий напиток, придется, к слову, отстоять очередь наравне со всеми, что не всегда удобно: кто-то платит за бензин, детвора развела папу на чипсы, а кому-то всего-навсего нужен стакан американо и немного отдохнуть в уголке. Но постоплаты на этой заправке нет: это касается в равной степени топлива и всех прочих товаров.
На прилавках стандартное для АЗС изобилие. Рядом с автомобильной химией теснится средство против комаров. Тот, кто забыл дома набор для бани, будет спасен и купит все, что необходимо. Один прилавок с водой, три-четыре — с алкоголем. Типичная ситуация, наверное, для всех исследованных тайным гостем станций. В холодильнике молочная продукция и какие-то мясные копчености в вакуумной упаковке — если вдруг не соблазнились щукой.
На АЗС есть душ. Рекламный плакат сообщает, что им можно воспользоваться бесплатно, если купить 300 литров топлива. Ждут здесь дальнобойщиков, ждут. А те, в чей бензобак такие объемы не влезают, могут купить мороженое и постоять в сторонке.
Персонал на заправке хоть и приветливый, но, субъективно, показался несколько пассивным. Нам бодро выбили все, что мы просили, но не предложили ни воды в дорогу, ни какой-нибудь хот-дог. Кому-то это даже понравится — нет лишних вопросов. Но в целом как-то непривычно.
«Олимпийка», как еще называют трассу М1 (Брест — Минск — граница России), по-прежнему является торным путем между Востоком и Западом. Огромное число автопоездов перемещают в обе стороны колоссальный объем товаров, и, само собой, крупные сети АЗС тут как тут, чтобы предложить «прожорливым» грузовикам безграничное море топлива.
Заправки «Татнефть» — мы уже говорили об этом — не так просто отыскать на карте Беларуси. Однако почти половина этих станций расположена в непосредственной близости от автодороги М1. Мы отправились в Несвижский район, где на 258-м км брестской трассы находится АЗС №11.
Эта станция куда меньше по размерам, хоть и выполнена в том же стиле. Стоянка для фур и отдельные топливораздаточные колонки для большегрузов — на то, чтобы прикрыть эту секцию от дождя, навеса не хватило. Да и в целом навесы на обеих рассматриваемых заправках сети хиленькие. Они, может быть, и защитят от капель, падающих строго вертикально, но в случае дождя вы все равно дойдете до дверей здания вымокшим — задувает из-под такого навеса прилично.
В России куда острее стоит вопрос качества автомобильного топлива, чем в Беларуси. Говорят, у восточных соседей «Татнефть» на хорошем счету, о чем горделиво напоминают наклейки на колонках: «Мы гарантируем качество каждого литра». А вот пистолеты кажутся какими-то несвежими.
Почему-то на каждой АЗС есть достаточно подробный перечень норм поведения на заправке. Это такой мини-конспект, напечатанный мелким шрифтом, — разумеется, мало кто его читает. Любопытно, кто первый изменит устоявшуюся практику и станет печатать удобные и понятные картинки?
Ассортимент основной продукции тот же: АИ-95, АИ-92, ДТ. Автомойки нет, зарядки для электромобилей тоже.
Обращает на себя внимание оформление здания: нанесена фотография Центра семьи «Казан» в городе Казань — главного дворца бракосочетаний столицы Татарстана. Красивые, хоть и весьма необычные архитектурные мотивы.
Пойдем посмотрим, что внутри.
Тесновато. Между стеллажами остались только узкие проходы. Слева и справа уложены прохладительные напитки, печенье, мороженое, автомобильные принадлежности. Даже холодильники с пивом поначалу не бросаются в глаза. Увидели сувенирную продукцию Европейских игр в Минске. Лисы смотрели вокруг вполне доброжелательно.
— А можно один эспрессо?
— Пожалуйста. Хотите, накормим вас, с дороги же?
— Нет, спасибо, не голодны.
— Тогда воды в дорогу?
— Спасибо.
Ни к чему не обязывающий диалог, который, впрочем, располагает. На станции мы застали двух женщин-операторов. В отсутствие ажиотажа справлялись они хорошо, успевая вот так поболтать с клиентами.
В углу у окна есть подобие стойки с парой стульев — там можно выпить кофе. Хотя очевидно, что станция совсем небольшая. Здесь нет душа, и, кажется, совсем нет причин задерживаться хоть на какое-то время. Залил бензин, купил что-нибудь в дорогу — и до свидания. Но на стоянке хватает большегрузов, они — кормильцы для АЗС такого формата.
Напоследок заглянем в туалет. Вход в него предусмотрен и с улицы, и из помещения. Вот только найти его изнутри не так просто: дверь больше похожа на вход в подсобку, нет никаких обозначений. Но если спросишь — направят верно. Снаружи есть табличка. В самом туалете не вполне опрятно. Бумага и салфетки имеются, но нет мыла.
К тому же туалет всего один. Едва ли даже большая семья, заехавшая на заправку, будет чувствовать себя комфортно, стоя в очереди друг за другом. Что же будет, если вдруг остановится туристический или рейсовый автобус?
На одном из главных проспектов столицы, понятное дело, простую заправку на две колонки с окошком оператора не поставишь. Нужен объект более масштабный. В принципе удивительно, как на таком проспекте появилась АЗС, но она сразу позиционировала себя как нечто больше, нежели рядовое место по заливке топлива в баки.
Так и вышло. Долгое время заправка играла роль тусовочной точки для мотоциклистов. Правда, в последнее время байкеры все реже приезжают сюда — очевидно, нашли альтернативу. Но до сих пор на UC заезжают просто «на кофе» — водители как двухколесной техники, так и четырехколесной.
Заехать на станцию можно только со стороны выезда из города. На перекрестке у «Минск-Арены» запрещен поворот налево и разворот (с 7:00 до 22:00). Потому тем, кто движется по направлению к центру, приходится ехать до ТЦ «Арена City» — только там можно развернуться. В день нашего визита вся прилегающая парковка внушительных размеров была занята. Нашлись и те, кто оставил машину вторым рядом. То ли такое популярное место, то ли дело в автовладельцах из соседних офисных зданий. Стоянки для грузовиков не заметили. Зато других бонусов предостаточно: пылесос, аппарат по подкачке шин, прокат самокатов, несколько велопарковок. Асфальт в двух местах на парковке окрашен в зеленый цвет — очевидно, для электромобилей. Правда, из земли торчит только кабель, без штекера. Полноценной электрозарядки не видно.
В том же здании разместились автомойка и химчистка. Но отдельного внимания заслуживает, конечно, кафе с террасой и местами для отдыха и перекуса на открытом воздухе.
В этом самом кафе, оформленном в стиле велосипедных покатушек, действительно обширное меню: от пицц и салатов до яичницы и тортов на заказ со сладостями хенд-мейд. Посидеть можно на улице на лавочках, на террасе, внутри на диванах у столиков. На стенах — полки с книжками. Книги можно читать, полку — купить. Тут же — ящик с ячейками для зарядки гаджетов. К сожалению, работали не все кабели. На всей территории можно подключиться к Wi-Fi.
— А я машину продал, — слышится, как клиент разговаривает с девушкой, готовящей кофе. Чашка капучино здесь не из дешевых — 3,3 рубля (для сравнения: в сети «Белоруснефть» — 2,5).
— Класс. Когда на новую? — создается впечатление, что люди знают друг друга не один день.
Приведем еще один короткий диалог, который поможет определить особенности взаимоотношений между сотрудниками и клиентами:
— Прошу прощения, забыл кошелек в машине.
— Ничего. Я закрою чек, а вы возвращайтесь. Когда придете, уже наверняка все будет готово.
На самой заправке — постоянное движение, поток машин довольно плотный. Не удивительно, что прямо на территории АЗС установили рекламный билборд. Один из пистолетов «заряжен» бензином АИ-98. У каждой колонки — бокс с бумажными полотенцами, тут же мусорное ведро. Предусмотрено несколько платежных терминалов системы Berlio.
Оплата топлива — внутри здания. Оно имеет два входа: для посетителей непосредственно АЗС и отдельный для клиентов кафе. Во втором мы уже побывали, потому сконцентрируемся на основном помещении заправки. Покупателя на входе встречает стенд с алкоголем. Здесь можно найти и не совсем типичные для сетевых станций товары. Например, продают игрушки, сделанные вручную, кружки, изделия металлической ковки, открытки и прочее. Цены, опять же, не бюджетные. Вот пример: у топливной кассы расположена еще одна — в ней рассчитываются за сопутствующие товары, продукты и кулинарию. Здесь же можно найти и всяческие деликатесы: свежеиспеченный хлеб, утиные крылья, говяжьи вырезки. Один из салатов (с вялеными помидорами, перцем и сыром) оценен в 99 рублей за килограмм. Определенно, UC на Победителей всяческими способами пытается убедить в своей продвинутости — в дизайне, товарах и ценах. Но что происходит на АЗС попроще?
Заправка расположена в одном из «клеверных листков» путепровода на стыке улиц Алибегова, Семашко, Железнодорожной и пр. Дзержинского. Заехать на территорию можно только с одной стороны — при подъеме в сторону проспекта. Для въезда предусмотрена отдельная полоса. А выезд закольцован — автомобилист попадает туда, где только что проезжал. Грузовики сюда точно не заедут.
На этом пути водитель минует технические сооружения по приемке топлива, собственно колонки и парковку на десяток мест, на которой разместился пылесос. Ну а непосредственно перед выездом расположилась круглосуточная мойка самообслуживания с четырьмя постами. Работает она в автоматическом режиме. Аппарат принимает монеты и купюры и запускает время пользования. Тут же можно найти доступную инструкцию, расписанную по шагам: от ополаскивания до использования активного шампуня и так далее. Мы оказались на станции в дождливый день — при осадках, очевидно, услуга непопулярна. Но во время ясной погоды иногда тут выстраиваются очереди — особенно таксисты любят освежить машины с утра. Примечательно, что в самом здании АЗС есть еще одна мойка, тоже автоматическая.
Установлено три ряда колонок. Средний — в том числе для тех, кто использует бензин АИ-98. У каждой пары колонок — терминал Berlio. Для удобства клиентов предусмотрены бумажные полотенца и мусорки. Отдельный проезд — для заправки газом.
В помещение можно попасть через два входа. Один ведет к кассе оплаты топлива, другой — к кафе. Места внутри предостаточно, пространство не захламлено стендами с «сопуткой». Бóльшая часть автотоваров поместилась в шкафчиках вдоль одной стены.
Здесь уже нет того единого стиля, которым отличается станция на Победителей. Из интерьерной специфики — разве что светильники над столиками кафе, выполненные из поддонов. Самих столиков, на наш взгляд, маловато (всего два плюс барная стойка) — с учетом большого пространства вполне бы мог поместиться еще как минимум один. На стене расположился пункт зарядки гаджетов. Чуть дальше висит полка-ящик с игрушками, кружками и прочими подарками — как отсылка к заправке на Победителей.
А вот меню здесь вполне неплохое. Готовят пиццу, роллы, выпечку, панини. За процессом приготовления можно понаблюдать — печи стоят прямо в зале. Делают даже торты на заказ.
Об отношении сотрудников к клиентам может говорить следующий диалог. Мы обратились к мужчине, находившемуся на топливной кассе, с просьбой объяснить, стоит ли заливать в бак АИ-98, если производитель установил только минимальную рекомендацию — не ниже 92-го.
— Попробовать залить полбака вы можете. Ради эксперимента, — спокойно, буднично, без фальшивой услужливости, но компетентно заявил работник. — Но лучше не стоит. Я бы не советовал заливать 98-й постоянно. Обязательно что-то с двигателем случится.
Итак, настало время выбора: на какую заправку вы заедете с бóльшим энтузиазмом? Результаты голосования традиционно объявим через неделю.
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by