Подходят к концу школьные каникулы, и водители привычно узнают, что в стране объявлена акция «Внимание — дети!» — то есть фары теперь нужно включать даже днем. Автомобилисты понемногу к этому привыкли, вопросы у сотрудников ГАИ возникают все реже. Но знаете ли вы, куда на самом деле «смотрит» ваша машина, нет ли у нее, к примеру, «косоглазия»? Мы провели небольшой эксперимент, и его результаты заставляют задуматься.
Госавтоинспекция Минска в период проведения акции «Внимание — дети!» работает в усиленном режиме. Водители же в числе прочего обязаны соблюдать пункт 166.9 Правил дорожного движения — «В светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства должны быть включены ближний свет фар или дневные ходовые огни (при их наличии) в период проведения Министерством внутренних дел республиканских специальных комплексных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения». Это просто напоминание на всякий случай, если кому-нибудь нужна шпаргалка.
И если когда-то давно некоторые воспринимали такое требование в штыки, то сегодня, по нашим наблюдениям, большинство участников дорожного движения согласны с тем, что это обосновано соображениями безопасности. Машину с работающими фарами легче заметить. Каникулы заканчиваются, дети вот-вот пойдут в школу — дополнительные меры предосторожности не будут лишними. В общем-то, это мировая практика.
Так вот, к одному из экипажей присоединились корреспонденты Onliner. Задумка простая: во-первых, узнаем, не забывают ли автомобилисты включать фары; во-вторых, проверим, следят ли они за состоянием своих транспортных средств и, в частности, в каком состоянии находится оптика. Для этого каждому водителю, которого останавливали инспекторы, предлагалось проследовать на диагностическую станцию, расположенную совсем рядом, — там специалисты с помощью оборудования проводили проверку и по возможности устраняли неполадки.
— Чаще всего водители, которые не включили фары, объясняют это забывчивостью, — рассказывает инспектор отдела агитации и пропаганды УГАИ ГУВД Мингорисполкома Оксана Мехедко. — Кто-то забыл, кто-то не заметил, у кого-то в автомобиле фары в автоматическом режиме включаются только когда темнеет, хотя чаще всего есть режим, когда по умолчанию в светлое время суток работают ходовые огни. Совсем в редких случаях можно услышать от водителя, что он ничего не знает об акции: дескать, телевизор не смотрит, радио не слушает, новости не читает.
Между тем за нарушение требования ПДД предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 18.14 Кодекса об административных правонарушениях — «Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил пользования внешними световыми приборами». Могут предупредить или выписать штраф в размере до двух базовых величин (это 51 рубль).
Одним из первых инспекторы остановили автомобиль Opel. Водитель, услышав предложение пройти экспресс-диагностику фар, оживился.
— Ну если можно проверить — давайте проверим. Честно говоря, очень давно не проверял фары — самому интересно, что с ними, — сказал он.
При этом мужчина отметил, что не испытывал какого-либо дискомфорта в темное время суток, не замечал, чтобы оптика работала как-то не так. В том-то и суть, что на глаз определить проблему бывает очень сложно, пока фары не станут светить откровенно криво. Но всякую болячку лучше вовремя выявить и устранить, чем пустить все на самотек.
Opel заезжает на станцию. Первым делом специалисты проверяют давление в шинах.
— Автомобиль должен стоять ровно. Если хотя бы одно колесо будет приспущено, то регулировка фар не принесет должного результата, — поясняет мастер цеха сервисной станции компании «Автоидея» Евгений Касаков. — Кроме того, если в машине есть ручной регулятор фар, то его следует выставить в нулевое положение.
Этим регулятором водители пользуются, например, тогда, когда под завязку нагружают багажник. Машина просела — фары светят слишком высоко, вот их чуть и опускают. Главное, не забыть потом вернуть все как было.
Проверка фар не занимает много времени, специальный прибор определяет силу и направление светового потока, а также указывает, какие необходимо произвести корректировки.
— Правая фара светит вниз и влево, — констатирует мастер. — Но регулировка по горизонтали не работает: скорее всего обломан регулировочный винт. Думаю, что на эту фару можно найти ремкомплект, так что устранение неполадки не будет слишком затратным. Световой поток левой фары также направлен чересчур вниз и влево.
То, что было возможно сделать на месте, специалисты сделали. Проблему с регулировочным винтом правой фары автовладельцу предстоит еще решить. Сам он не удивлен, что к состоянию оптики возникли вопросы — машину покупал когда-то уже подержанной.
— Я сразу не увидел — на фарах даже не стояли резиновые заглушки, внутрь попадала пыль. Только когда все оформил, заметил. Но ничего, это решаемые вопросы, — сказал водитель.
К слову, фары современных автомобилей, как правило, светят ярче, служат дольше, да к тому же эстетически приятнее для многих. Зато с точки зрения ремонтопригодности они могут уступать предшественникам. Владельцу подержанного Opel достаточно найти подходящий ремкомплект, чтобы решить свою проблему, а у какого-нибудь нового дорогого автомобиля разобрать фару с большой долей вероятности не получится — только замена.
— Необходимо время от времени проверять состояние оптики, — рекомендуют специалисты. — В случае ДТП, проведения ремонтных работ, просто при длительной эксплуатации настройка фар сбивается, ее нужно корректировать.
Кто-то пробует заниматься этим самостоятельно, хотя и на СТО такая процедура не будет стоить много.
— Я помню, мой дедушка рассказывал, что когда-то давно, отстояв очередь, смог купить автомобиль «Жигули». Приехал в гараж и сразу же, пока машина новая, начертил линию — как должны светить фары. Вот так поступали в те времена, — рассказал Евгений Касаков.
А на станцию загоняют Ford Galaxy. Женщина, управляющая автомобилем, сразу говорит: проблемы есть.
— У меня контакт в правой фаре отходит. И регулировку никто не проводил уже очень давно. Муж все время говорит, мол, потом посмотрю, что с машиной. Ужасно! Этот Ford такой древний!
— А можно нам поменять автомобиль? — шутит ее спутница. — Не глядя. Я бы вон тот «Миник» взяла, он такой хорошенький. BMW — нет, а Mini — это вообще моя слабость.
Пока дамы изучали новинки автопрома, специалисты станции решали проблемы Galaxy.
— Правая фара, ближний свет не горит. Но проблема не в контакте, просто лампочка свое уже отжила, — говорит Евгений Касаков. — Ближний свет не работает, а дальний включается на обеих фарах. Выходит, одна «нитка» сгорела — это же двухступенчатая лампочка, она отвечает за оба режима. В любом случае придется ее менять.
Однако на станции таких лампочек не оказалось. Левую же фару выровняли без проблем. Так что диагноз поставлен, но пока Ford, по сути, с одним глазом — нужно мужу все же заняться автомобилем супруги.
Сотрудники ГАИ останавливают водителя Mazda3. Транзитные номера, зимняя резина на колесах, заклеенные проемы для противотуманок. Услышав предложение проверить основные фары, парень за рулем смутился:
— Да зачем проверять — машина на продажу.
Все же уговорили: рано или поздно автомобиль окажется продан, его нужно будет ставить на учет, проходить техосмотр. Новому владельцу наверняка понравится, что чем-то в этой Mazda да занимались на дилерской СТО.
— А вы машину фоткаете? Блин, надо было ее хотя бы помыть, — сетует водитель.
У авто тусклые фары — это бросается в глаза безо всяких приборов. На станции поясняют, что такое случается из-за естественного износа. Со временем пластик желтеет, становится мутным. Иногда фару можно спасти полировкой. Кроме того, приходят в негодность отражатели — если, например, на них попадает влага.
Выясняется, что обе фары у машины неродные. К тому же сторонний производитель, стремясь сэкономить, не предусмотрел наличие регулятора по вертикали. То есть влево-вправо — можно, вверх-вниз — нельзя.
— Не встречал такого прежде, — задумчиво говорит Евгений Касаков.
В итоге фары настраивают насколько это возможно, но трудно сказать, что этот автомобиль находится в идеальном предпродажном состоянии.
— Некорректная работа фар опасна в первую очередь для самого водителя. Он рискует не заметить вовремя изменение дорожной ситуации в темное время суток, не разглядеть на дороге препятствие — да много вариантов, к чему это может привести. К тому же фары, которые светят не так, как нужно, будут мешать другим участникам дорожного движения, — подчеркнули в ГАИ.
Как тут не вспомнить ксенон, которым «для крутости» оснащают свои автомобили некоторые владельцы. Одно дело, если это заводские фары, и совсем другое, если самопал — какая уж тут «крутость», сплошное недоразумение.
Любопытно, но отнюдь не все водители соглашались проехать на станцию и бесплатно проверить оптику своих машин. Многие ссылались на нехватку времени.
— Вы что, план выполняете? — прищурившись, спросил кто-то из автомобилистов.
— Какой план? По бесплатной настройке фар?
Наконец остановился Volkswagen Polo, водитель которого согласился на наше предложение. При этом он выразил уверенность, что с его транспортным средством все в полном порядке. Автомобилю меньше пяти лет, покупали в салоне.
— Машину вообще нужно приобретать новой. Моя дочь шутит, что если в салоне заполнилась пепельница — ее пора менять. Не пепельницу — машину, — рассмеялся мужчина.
Доверив авто профессионалам, сам он остался в стороне — похоже, не особо интересуясь происходящим.
— Я знаю только, куда жидкости заливаются. А так я под капот не заглядываю — не интересно.
— Это какая-то женская позиция, — сказал кто-то.
— Совсем нет, как раз мужская, — спокойно ответил водитель. — Я зарабатываю N-ную сумму в час. Причем не руками, а головой. Для чего мне тратить время на ковыряние в машине? Что я там увижу? К тому же у меня есть отличный знакомый мастер.
Все таки о фарах: обе косили вниз и вправо. Не составило труда все скорректировать.
— Я доволен своей машиной, — продолжил тем временем мужчина. — До этого у меня был Golf Plus. Приемистый автомобиль и вроде как мужской. Но через два года начал ржаветь. Это при том, что его привезли из салона в Германии — мне нужен был особенный цвет. Так вот, за шесть лет машина стала полностью ржавой. А на этом Polo ни следа ржавчины. В остальном... Ну была у меня как-то Audi A4, тоже новая — не сравнить, конечно. Но вот вчера увидел Corvette — весь черный, двадцатые литые диски тоже черные, откидной верх — и понял, что жизнь прожита зря. А с каким звуком этот автомобиль уехал — вы бы слышали!
Кстати, регулировку фар проверяют при прохождении техосмотра. Другое дело, что это больная тема для многих.
— Я не прохожу техосмотр, и честно об этом сказал инспектору. Государство неправильно поступает: пусть будет налог на дороги, пусть он составляет рублей 50—60 — все будут платить, не жалко. Но 200—300 рублей, как сейчас, — я лучше заплачу штраф, как и многие другие, — сказал водитель Polo.
А вы можете, например, самостоятельно заменить лампочку в фаре своей машины? Много зависит от конкретной марки и модели. В одних автомобилях доступ к фаре достаточно простой, а в других чтобы до нее добраться, нужно разобрать чуть ли не всю переднюю часть.
Так же и при регулировке: в авто многих немецких марок она осуществляется шестигранником, тогда как для «японцев» чаще нужна отвертка. У BMW же, например... А вот, собственно, и BMW.
На станцию въехала «тройка» 2002 года выпуска. 17 лет! Что скажете, настоящая?
— Капот я уже заменил, старый прогнил полностью. Жаль еще не перекрасил всю машину. И собирался фары полирнуть — не успел просто, — говорит водитель.
Фары действительно мутноваты. Владелец утверждает, что это проблема всех возрастных BMW.
— Замутняются и фары, и задние фонари почему-то. Причем часть может быть нормальной, а часть — мутной, — отметил он. — Но я все равно доволен машиной — новые столько не ездят.
Наверное, такие автомобили выбирают по-настоящему увлеченные люди. Они понимают, что, с учетом возраста, у транспортного средства неминуемо будут возникать проблемы, поэтому готовы ко всему и не спешат огорчаться. Обе фары у этой машины светят слишком высоко — нужно опускать.
— Фары регулируются, что уже неплохо, — говорят на станции. — У BMW регулировка осуществляется руками, инструмент не требуется — просто крутишь регулятор.
Таким образом, из пяти автомобилей, которые прошли диагностику, в каждом были выявлены недочеты. Логично, что проблемы с оптикой касаются в основном машин солидного возраста, но и относительно свежий Polo нуждался в коррекции «зрения». И хотя не все неполадки удалось устранить, стало ясно, что фары должны не просто светить, а светить правильно.
Благодарим за помощь в организации мероприятия компанию «АВТОИДЕЯ»
(официальный дилер BMW, BMW Motorrad и MINI)
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by