Кто мог и должен был предотвратить столкновение? Разбор аварии на проспекте Независимости

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
30 ноября 2019 в 8:00

В каждом пятом-шестом учетном ДТП в Минске фигурирует грузовой транспорт. Этот фактор нельзя не учитывать, говоря о повышении дорожной безопасности. По мнению Юрия Краснова, многое по-прежнему зависит от человеческого фактора. Взять хотя бы происшествие недельной давности на проспекте Независимости. Видел ли дальнобойщик легковушку? А что мог сделать водитель Opel? Была ли с его стороны тактическая промашка? Разбираем аварию на вылетной магистрали столицы.

Что случилось?

Проспект Независимости в Минске. Выезд из города. Вечер буднего дня (21 ноября). Opel, из салона которого велась съемка, вдруг меняет направление движения. Автомобиль выносит на встречную полосу. Там происходит столкновение с Suzuki. Затем Opel вылетает в кювет и переворачивается.

По информации инспекторов, пострадали двое пассажиров Opel — мужчина и женщина. Им потребовалась помощь медиков.

А вот предварительная версия случившегося: «Водитель автомобиля DAF при перестроении в правую полосу не уступил дорогу двигавшемуся в попутном направлении в первой полосе автомобилю Opel. В результате произошло столкновение. Opel отбросило на встречную полосу, где машина столкнулась с автомобилем Suzuki, после чего вылетела в кювет и опрокинулась».

Просмотр ролика. Фура все время ехала слева?

Первое, на что обращает внимание Юрий Краснов при просмотре ролика, это кабина фуры. Она мелькнула в самом начале.

Это позволяет предположить, что грузовой автомобиль с начала записи до момента столкновения двигался слева от Opel. Почему это важно?

— У водителей большегрузных машин нет салонного зеркала, им приходится ориентироваться на боковые, — напоминает ведущий рубрики. — Дальнобойщик мог не видеть, что происходит в районе переднего правого колеса. Это для водителя фуры, как говорят, мертвая, или слепая, зона.

По словам Юрия Краснова, дальнобойщики, зная об этом нюансе, обычно заранее отслеживают ситуацию, чтобы при перестроении никого не подбить.

Но поскольку Opel некоторое время двигался параллельно, то водитель фуры мог забыть о том, что рядом находится легковушка.

То есть при перестроении дальнобойщик мог не подозревать, что сейчас произойдет столкновение.

На YouTube масса роликов, в которых фура «толкает» перед собой легковой автомобиль. Со стороны сложно поверить, что водитель большегруза не понимает, почему вокруг все сигналят. Это к слову о мертвых зонах.

— Водитель легковушки ехал спокойно, с кем-то беседовал, — продолжает просмотр видео ведущий «Разборов...». — В комментариях высказывалось мнение, что он разговаривал по телефону. Но лично у меня такого впечатления не сложилось. Возможно, разговор шел с одним из пассажиров. Из информации ГАИ мы знаем, что пострадали двое — мужчина и женщина (пассажиры Opel). Это косвенно подтверждает мое предположение.

Однако обращает на себя внимание тема разговора. Слышны фразы «ты со мной как разговариваешь», «я такими вещами не занимаюсь». Можно догадаться, что это рассказ о некоем неприятном инциденте. В любом случае эмоциональный фон тоже следует учитывать как фактор.

Речь заходит об отрезке проспекта, где произошло столкновение: в этом месте как раз появляется карман для поворота направо. Это может означать, что водителю фуры требовалось съехать и он стал готовиться к маневру.

Водители грузовиков в городском потоке чувствуют себя как слоны в посудной лавке

Рассматриваемая ситуация типичная. Около трех лет назад в поле зрения «Разборов...» попало схожее происшествие, только уже на МКАД. Тогда водитель фуры при перестроении в крайний правый ряд зацепил Daewoo Matiz. Микровэн развернуло и отбросило к отбойнику.

— Тогда мой коллега Виталий Жуковский предложил посмотреть, как выглядит ситуация из кабины фуры, — рассказывает Юрий Краснов. — Им повезло найти автопоезд, кабина которого была оборудована дополнительными зеркалами. Оказалось, при правильной их настройке можно исключить все мертвые зоны и полностью отслеживать ситуацию сбоку и сзади автомобиля.

Отметим, что не во всех базовых комплектациях фур установлены дополнительные зеркала.

— Конечно, в первую очередь это должен учитывать сам шофер автопоезда, — считает ведущий рубрики. — Однако нам, обычным водителям, исходя из чувства самосохранения, тоже приходится принимать это во внимание.

«В комментариях на эту тему разгорелась жаркая дискуссия. Одни напоминали, что водитель Opel по ПДД ничего не должен был. Другие считали: надо было учитывать расположение на проезжей части относительно фуры»

Как говорит Юрий Краснов, с точки зрения дорожной стратегии водитель Opel мог допустить тактическую неточность, которая, однако, обернулась тяжелыми последствиями: «Нельзя долго ехать в мертвой зоне грузовика».

— Увы, нам приходится в целом оценивать дорожную обстановку и учитывать множество факторов: кому лучше видно, кому хуже, — подчеркивает ведущий «Разборов...». — Это нужно в том числе для того, чтобы вам никто не мог причинить вреда.

Рекомендация такая: если нагоняете большегруз, то сначала «повисите» в зеркалах — так сказать, обозначьтесь. А потом уже совершайте опережение, причем желательно слева, а не справа.

— Мы, водители легковушек, более юркие, — отмечает Юрий Краснов. — А водитель грузовика рядом с нами как слон в посудной лавке. Чуть не заметил, не так повернулся — уже кому-то на ногу наступил или задел плечом.

Три типичные аварийные ситуации с грузовиками

Ведущий рубрики предлагает напомнить о типичных ДТП, которые случаются с участием грузовиков и легковушек.

Первая ситуация. Возникает при перестроении фуры в соседнюю полосу. Большегрузному автомобилю требуется больше времени для маневра, и этим могут воспользоваться водители легковушек.

— Шофер грузовика, видя, что сбоку никого нет, начинает перестроение, — моделирует Юрий Краснов. — А в этот момент задний водитель нагоняет его и перестраивается в этот же ряд. В аварии обвиняют шофера большегруза, который из-за своих габаритов не успевает перестроиться в полосу полностью.

Вторая ситуация. Водитель фуры пытается повернуть направо, но из-за габаритов вынужден занять положение на проезжей части как можно левее. Когда же он начинает выполнять маневр, появляется легковушка, которая едет по крайнему правому ряду, и бац!

— Такая ситуация как-то возникла на ул. Я. Коласа, — вспоминает ведущий «Разборов...». — Шофер грузовика выехал на трамвайные рельсы и долго стоял, ожидая возможности повернуть направо. И все равно это его не уберегло. Появился быстрый водитель легковушки, который умудрился подлезть под большегруз.

Третья ситуация. Это та, что рассматривалась выше. Когда легковой автомобиль оказывается в мертвой зоне и водитель фуры при перестроении не замечает машину справа.

Как избежать подобных ситуаций? Понятное дело, не торопиться, не опережать фуры справа. Ведущий рубрики также советует на дорогах, где скорость потока выше 50 км/ч, двигаться не параллельно друг другу, а в шахматном порядке.


— В таком случае у водителей будет возможность при необходимости сместиться в сторону, — объясняет Юрий Краснов. — Например, если впереди ДТП, ведутся дорожные работы, заканчивается полоса или кто-то кого-то подрезает.

Ограждения нужны!

Рассматривая происшествие на проспекте Независимости, нельзя не упомянуть об организации дорожного движения. На этом участке вылетной магистрали скорость ограничена 80 км/ч. При этом отсутствуют ограждения. В результате довольно часто происходят лобовые столкновения с пострадавшими и погибшими.

Смертельная авария произошла на 9-м километре магистрали в начале октября. Следственный комитет информировал: «Водитель самосвала КАМАЗ совершил столкновение с двигавшимся в попутном направлении Ford Mondeo. После этого Ford выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с легковыми Mercedes и Mazda, а также с маршрутным такси Mercedes».

От полученных травм 38-летний водитель Ford скончался на месте происшествия. Пассажир Ford, 35-летний мужчина, а также водитель легкового Mercedes, 51-летний мужчина, были госпитализированы.

Заметьте, опять фигурирует грузовик! По данным экспертов, фактором каждой пятой-шестой учетной аварии в Минске становится грузовой автомобиль (вне зависимости от виновности/невиновности).

— Может там все-таки установить ограждения? — задается риторическим вопросом ведущий «Разборов...». — В районе развязки МКАД — проспект Независимости происходит большое количество перестроений. При изменении направления движения автомобилей может что-то случиться — либо зацепят, либо просто напугают и вынудят резко дернуть руль. А на скорости 80—90 км/ч это чревато серьезными последствиями.


— Если вы водитель грузовика, который каждую неделю накручивает сотни километров, то, включая указатель поворота, не забывайте о юрких легковушках, которые могут оказаться рядом, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Водителям же легковушек стоит помнить, что ехать сбоку от грузовика нежелательно. Старайтесь соблюдать шахматный принцип.

Новые автомобили на обновленной «Автобарахолке»

коричневый, универсал, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
оранжевый, хетчбэк, бензин 1.6 л, автоматическая, передний привод
оранжевый, универсал, бензин 1.8 л, механическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by