1175
23 ноября 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

С «обочечниками» ничего не поделаешь? Разбор на МКАД

Езда по обочине. Раньше эта проблема была неактуальна для Беларуси. Но в последнее время появляется все больше роликов от негодующих автомобилистов. Водители злятся, когда обычные машины едут по запретной зоне, и даже пытаются влиять на ситуацию, блокируя движение. Юрий Краснов предложил обсудить злободневную тему и поискать «обочечников» на МКАД, где обычно и фиксируются подобные нарушения.

Табуированное нарушение

— Эта тема всех очень раздражает. Водители злятся, некоторые даже пытаются помешать т. н. «обочечникам», — садится за руль Юрий Краснов. — Сегодня хотим поговорить о мотивах, а также о том, почему так нельзя делать и чем это чревато.

Ответ на вопрос «Почему злятся?» очевиден: запрет на движение по обочине для многих — это правило, нарушать которое нельзя ни при каких обстоятельствах.

— Несмотря на всю категоричность ПДД, есть пункты, которые нарушают часто, и это существенно не влияет на безопасность или образование заторов, — замечает ведущий рубрики. — А есть нормы, игнорирование которых приводит к тяжелым последствиям. К таким табу относится выезд на обочину.

«Обочина — запрет из разряда „нельзя-нельзя“. Когда другие видят, что кто-то нарушает это правило, то очень злятся: ведь я тоже так мог бы, но я почему-то ограничиваю себя, а другие — нет, причем делают это на виду у остальных, как бы подчеркивая, что запрет их не касается»

Усугубляет ситуацию то, что многие водители считают вероятность привлечения «обочечника» минимальной.

Вспомните, год назад ГУВД Мингорисполкома напрямую сообщило: электронные обращения по фактам нарушения ПДД будут оставлены без рассмотрения. А ехать в отделение ГАИ, писать заявление, сообщая личные данные... Это по понятным причинам (потеря времени, оформление бумаг и пр.) останавливает многих.

— Хотя «обочечников» нужно строго наказывать, — считает Юрий Краснов.

Как поступают возмущенные автомобилисты? Решают действовать своими силами и выезжают на обочину, останавливая поток по ней. Понятное дело, это часто завершается конфликтами. Например, как в ролике, сделанном участником нашего форума VentoVod в июле этого года.

— Лучше так не делать, — призывает ведущий «Разборов...». — Во-первых, есть риск оказаться втянутым в конфликт с применением физической силы. Во-вторых, не исключено попадание в ДТП. В-третьих, можно самому быть привлеченным к ответственности за движение по обочине.

«Запрещается движение транспортных средств по обочинам, тротуарам, велосипедным, пешеходным дорожкам и дорожкам для всадников, за исключением случаев, указанных в части второй пункта 26, пунктах 68, 138, 148, 152 и подпункте 160.2 пункта 160 настоящих Правил» (п. 84 ПДД)

Злачные места на МКАД

Чаще всего «обочечников» можно встретить на МКАД. Регулярно их видят возле развязок кольцевой дороги с ул. Тимирязева, ул. Притыцкого, пр. Победителей, а также в местах проведения ремонтных работ. Или же просто во время заторов.

Тот, кто не практикует езду по обочине, вряд ли вообще обращает внимание, но далеко не на всех участках кольцевой дороги можно двигаться правее крайнего ряда. Например, кое-где даже не хватит места для проезда автомобиля — ограждение установлено слишком близко к сплошной разметке.

— Почему выезд на обочину это плохо? — продолжает Юрий Краснов. — Такой водитель создает угрозу, особенно при подъезде к двухуровневым развязкам, где расположены полосы разгона и торможения. Другая опасность — «обочечник», возвращаясь в полосу, может совершить столкновение с машиной, которая перестраивается из среднего в крайний правый ряд.

«А виноват может быть тот, кто не виноват...»

Движущиеся по обочине представляют угрозу для велосипедистов и пешеходов, которые находятся справа от сплошной линии разметки. В сентябре 2011 года произошел резонансный случай. На МКАД пьяный водитель Opel насмерть сбил мужчину, который ехал на велосипеде. Как сообщали тогда очевидцы, автомобиль двигался на высокой скорости по обочине.

— Остановка машин на обочине не запрещена, — напоминает ведущий рубрики. — Поэтому у «обочечников» есть реальный риск врезаться в стоящее транспортное средство.

«Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой по ходу движения обочине, а при отсутствии обочины или невозможности остановиться на ней — у края проезжей части дороги параллельно ему, за исключением тех мест, где с помощью дорожных знаков или дорожной разметки допускается иное расположение транспортных средств (вне населенных пунктов разрешается только остановка транспортных средств)» (пункт 138.2 ПДД)

Такой случай произошел около месяца назад на кольцевой дороге, недалеко от развязки с ул. Кижеватова. Водитель Fiat Punto решил опередить поток по обочине и совершил столкновение с двигавшейся фурой и стоявшей Toyota. В ДТП никто не пострадал, сообщили тогда в ГАИ.

По ходу движения замечаем находящиеся на обочине автомобили. Так что машина, стоящая на МКАД, это далеко не единичный случай.

Ведущий рубрики вспоминает немецкий фильм «Автобан», снятый в 1990-е. Там демонстрировалась работа знаков переменной информации: в случае образования затора автомобилям разрешено было двигаться по обочине.

Одна важная особенность: на немецких скоростных дорогах нахождение на обочине (автомобиля или человека) — это ЧП. За это нарушителя даже может задержать полиция и водворить в участок. Другой вопрос — проведение обслуживающих работ, но тогда водителей будут предупреждать на протяжении нескольких километров с помощью огромных светодиодных табло.

— У нас на обочине может происходить все что угодно: и трактор ехать, и ремонт проводиться... Вспомните, в 2011 году водитель BMW въехал в колонну велосипедистов-спортсменов. Тогда в больницы доставили шестерых человек, — приводит печальный пример Юрий Краснов.

К выезду на обочину особенно склонны «шашечники»

— Мотивы выезда на обочину разные, — рассуждает ведущий «Разборов...». — Бывает, что водитель не смог перестроиться из полосы разгона и, расстроившись, продолжает движение по обочине. Или ему нужно повернуть направо, и он, чтобы не занимать ряд, съезжает пораньше. Но чаще справа от сплошной линии разметки движутся в условиях затора и для опережения.

Перед развязкой МКАД — пр. Независимости как раз собрался затор. Это те самые условия, при которых себя проявляют нетерпеливые водители.

— Смотрите, автомобиль на обочине, — показывает Юрий Краснов на Honda с номерами Могилевской области. — Я наблюдал за этой машиной в зеркало заднего вида. Водитель ехал за нами, а потом перестроился вправо. То есть это явно умышленные действия.

Ведущий рубрики обращает внимание на еще одного водителя, который, по его мнению, может выехать на обочину: «Он явно хочет двигаться быстрее потока, постоянно перестраивается, висит на хвосте. Такие очень выделяются в потоке».

Можно решить, что это просто домыслы. Но слова ведущего «Разборов...» вскоре находят подтверждение: водитель действительно выезжает на обочину для опережения потока. Увы, наш фотокорреспондент даже не успел среагировать. Маневр был выполнен на скорости и занял доли секунды.

Юрий Краснов обращает внимание на закономерность: тот, кто играет на дороге в «шашки», склонен к выезду на обочину.

— Их сразу видно, — радуется своей догадке ведущий рубрики. — Вот смотрите, очередной водитель выезжает на обочину. Кажется, этот BMW сейчас съедет направо, но нет. Он выполняет именно опережение.

По мнению Юрия Краснова, иногда такие действия становятся катализатором для других водителей, которые склонны к нарушению, но словно ждут отмашки. Это им нужно для оправдания своего же нарушения, мол, не я один такой.

Через несколько километров замечаем еще один BMW, водитель которого тоже выполняет опережение по обочине. «Я бы сказал, что в условиях разреженного потока такие действия особенно опасны. С одной стороны, есть возможность набрать скорость. С другой — появление машины справа будет неожиданностью для других водителей», — подчеркивает ведущий «Разборов...».


— А представьте себе загородную дорогу, где все движутся примерно с одинаковой скоростью, и тут появляется «обочечник», который едет быстрее. Задаешься вопросом: это нормальный человек? — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Это нарушение из разряда влияющих на безопасность и создающих угрозу окружающим. Оставлять такого водителя безнаказанным нельзя.

Новые и подержанные автомобили в обновленной «Автобарахолке»

черный, внедорожник, дизель 3.5 л, автоматическая, полный привод
17 700$ / 15 947€
красный, внедорожник, дизель 3 л, автоматическая, полный привод
44 750$ / 40 319€
черный, седан, бензин 3 л, автоматическая, задний привод
13 900$ / 12 524€
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by