Что остановится быстрее: автомобиль, велосипед, электросамокат или моноколесо? Эксперимент Onliner

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков
18 июля 2020 в 8:00

Говоря о транспортных средствах, чаще всего подразумевают скорость и мощность. Разгонится до сотни за столько-то, у двигателя лошадиных сил столько-то... Хотя в аварийной ситуации гораздо важнее остановочный путь. Увы, роли тормозной системы уделяется второстепенное значение. Устраняем недоразумение во время эксперимента. За сколько метров удастся остановить автомобиль, велосипед, электросамокат и моноколесо? Делайте ставки!

Спор

Летом парк транспортных средств в городе сильно расширяется: моноколеса, электросамокаты, гироциклы, электроскутеры, не говоря уже про велосипеды, мотоциклы, автомобили...

Наступает эра персональной мобильности, когда часть пути на работу можно проделать на машине, затем пересесть на метро, а оставшееся расстояние проехать на электроскутере или моноколесе.

— Приветствуя увеличившийся ассортимент транспортных средств на улицах, хочу заметить, что каждый вид «средств персональной мобильности» обладает своей спецификой, — говорит Юрий Краснов, который, напомним, сам недавно «оседлал» моноколесо. — Когда вы садитесь за руль скутера или берете в краткосрочную аренду электросамокат, то должны понимать не только как он разгоняется, но и как тормозит. О последнем, к сожалению, задумываются позже.

Игорь Сущенко и Юрий Краснов

Рассуждая об опасных ситуациях, которые регулярно происходят на проезжей части и тротуарах, у ведущего рубрики возник вопрос: а что быстрее остановится/затормозит? Предположений было много, и все они оказались разными.

— На днях ехал на моноколесе, — вспоминает свой случай Юрий Краснов. — Наперерез выскочили дети. До них оставалось пару метров. Но я легко смог остановиться и предотвратить наезд.

— Мне тоже кажется, что моноколесо удивит, — поддерживает инструктор по обучению езде на моноколесе Игорь Сущенко, который участвовал в нескольких наших выпусках.

— Думаю, электросамокат победит, — было и такое мнение. — А возможно, автомобиль — все-таки у него четыре колеса и бóльшая масса.

В общем, срочно потребовалось провести эксперимент.

Эксперимент

Дано: четыре транспортных средства (автомобиль, велосипед, электросамокат и моноколесо), пустая асфальтовая площадка и измерительный прибор в виде рулетки для подсчета результатов. Каждый участник разгоняется до 30 км/ч и, доехав до стойки, что есть силы тормозит. Затем проводим замеры. В расчет берем три наиболее кучных результата.

— В жилой зоне запрещено двигаться со скоростью более 20 км/ч, — напоминает ведущий «Разборов». — Но это правило повсеместно нарушается, особенно если есть сопутствующие условия: прямой участок дороги, более-менее ровное покрытие и отсутствие «спящих полицейских». Тогда все едут минимум 30 км/ч. А потом рассказывают: «Я двигался, соблюдая ПДД, как вдруг из ниоткуда выскочил ребенок».

Несколько человек будут следить за тем, чтобы участники эксперимента не начинали торможение преждевременно. Условились, что применяем его при пересечении виртуальной линии (ориентир — стойки) наиболее выдающейся передней частью транспортного средства. Например, бампером автомобиля.

Автомобиль

Первым на старт выезжает Renault Lodgy. На колесах установлены летние шины, для которых нынешний сезон — первый. Спереди дисковые тормоза, сзади — барабанные. Как раз недавно диски и колодки была заменены. Хорошие условия для нашего эксперимента: бюджетный минивэн, поездивший по дорогам и неплохо обслуженный.


— Ну что, поехали! — садится за руль Юрий Краснов.

За скоростью он следит по спидометру. Есть 30 км/ч! При пересечении линии водитель жмет на педаль тормоза.

Первая же попытка заставляет удивиться: передний бампер не достигает отметки в 5 м! Замеры показывают, что автомобиль удалось остановить за 1,7 м! Вау...


Во время второй попытки регистрируется схожий результат — 2,2 м. По словам водителя, он по какой-то причине слабо выжал педаль тормоза. Ладно, спишем на жару.

На третий раз ведущему рубрики удается остановить автомобиль с 30 км/ч за 1,83 м:

— А вот сейчас все получилось. Почему больше тормозной путь? Подозреваю, что нагрелись колодки, и машину было останавливать сложнее.

Все три результата получились кучными, поэтому считаем их зачетными. Средний итог — 1,9 м. Очень неплохо!

Велосипед

Переходим к двухколесным транспортным средствам. Производитель следующего участника эксперимента (велосипеда) — фирма Kross. Размер колес — 26″, покрышки — Continental. Вес составляет всего 13 кг.

Что важно для нашего эксперимента — на велосипеде установлена гидравлическая тормозная система. Определять скорость участник будет с помощью бортового компьютера.

Однако первая же попытка оказывается неудачной: велосипедист начал тормозить до линии. Поэтому результат в 4,2 м считаем нерепрезентативным.

А вот последующие попытки (6,25, 6,3 и 6,5 м) вполне себе кучные и отражают объективный результат. Хотя сам велосипедист удивлен:

— Я был уверен, что удастся остановить за 2,5—3 м.


— У шин велосипеда очень маленькое пятно контакта, — считает Юрий Краснов. — А вот на грунтовой дороге такая резина тормозила бы гораздо более эффективно.

Средний остановочный путь для данного велосипеда — 6,35 м.

Электросамокат

На очереди электросамокат. Подчеркнем, что в эксперименте участвует одна из топовых моделей, представленных на нашем рынке, — Minimotors Dualtron Thunder. Она оснащена полным приводом и тормозами на обоих колесах. Скорость отслеживает бортовой компьютер.

Опять-таки первая попытка уходит в число пробных. Электросамокатчик чуть было не перелетел через руль, пытаясь как можно быстрее остановить свое транспортное средство. Заднее колесо на секунду-две зависло в воздухе.

Хорошо, что это опытный наездник! Представьте, если на его месте будет новичок, а наперерез выбежит ребенок...

В последующем все идет гладко и получаются ровные результаты: первая попытка — 3,36 м, вторая — 4,1 м, третья — 3,68 м. Средний итог — 3,71 м.


— Самым объективным мне кажется результат в 3,68 м, — делится впечатлениями участник эксперимента, ездивший на электросамокате. — После нагрева тормозов, как и в случае с автомобилем, остановочный путь стал больше. Во время поездок мы регулярно используем тормоза, так что это больше похоже на правду.

взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 30 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6 А·ч, передний привод, колеса 8"/8", вес 11.7 кг

Моноколесо

Настает черед моноколеса. За него отчаянно болеет Игорь Сущенко:

— В обществе есть предубеждение в отношении этого девайса, хотя он, на мой взгляд, более безопасный, чем тот же электросамокат, поскольку в данном случае задействован инстинкт самосохранения. Это более естественный и эффективный механизм.

В эксперименте будет участвовать GotWay Nikola, также одно из самых дорогих устройств в данной категории. Вес — 26 кг. Торможение происходит с помощью рекуперации, традиционного механического тормоза нет. Контролировать скорость будем с помощью умных часов.

Как обычно, первый блин комом: с непривычки моноколесист начинает тормозить слишком рано. Релевантными же считаем три попытки: 4,2 м и дважды по 4,4 м (средний результат — 4,3 м).


— При торможении на автомобиле надо время, чтобы убрать ногу с педали газа и перенести на тормоз, — отмечает участник эксперимента. — На велосипеде или электросамокате — то же самое. Здесь же сразу чувствуешь, когда надо останавливаться, и торможение начинается мгновенно. То, что нет необходимости совершать некое механическое действие, позволяет сэкономить время и обеспечивает малый остановочный путь.


— Знаете, а мне эксперимент понравился, — улыбается (вероятно, радуясь своему успеху) Юрий Краснов. — У автомобильных шин большое пятно контакта, машина тяжелее. Это предопределило успех. Вторым оказался электросамокат. Отмечу, что это полноприводная модель. На арендных устройствах (как правило, более бюджетных) остановочный путь будет длиннее. Моноколесо уехало недалеко, и это тоже весьма показательно. Что же касается велосипеда, то я бы на месте «тротуарных гонщиков» призадумался бы.

 Остановочный путь Автомобиль Велосипед Электросамокат Моноколесо
 Попытка №1  1,7 м  6,25 м  3,36 м  4,4 м
 Попытка №2  2,2 м  6,3 м  4,1 м  4,2 м
 Попытка №3  1,83 м  6,5 м  3,68 м  4,4 м
 Средний результат  1,9 м  6,35 м  3,71 м  4,3 м


— Прежде чем разгоняться на автомобиле, самокате или велосипеде, вы должны понимать, за сколько метров успеете затормозить, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Вне зависимости от типа транспортного средства необходимо знать особенности и нюансы управления.

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by