У этого явления глубокие исторические корни — ему около века как минимум. Можно назвать две причины его появления: бедность и богатство. Бедность выбора и богатство фантазии. Советские граждане строили автомобили на агрегатах, «какие удалось добыть», с самыми разнообразными вариантами кузовов. Строили в гаражах и под открытым небом. Потому что, безусловно, хотели выделиться в довольно скудном на разнообразие советском транспортном потоке и потому что так экономили время. Иногда построить свою машину в гараже было быстрее, чем дождаться вожделенной открытки из автомагазина с приглашением приобрести «Москвич» или «Запорожец». Самодельные автомобили создавались по всему Советскому Союзу, были и в БССР. Некоторые из них дожили до конца 1990-х и попали в нашу фотоподборку со старых пленок.
Назвать это явление массовым, конечно, нельзя. Довести свою идею до реального ходового образца, которому бы ГАИ выдала разрешение на эксплуатацию, было отнюдь не просто. Но те энтузиасты, кому это все-таки удавалось, купались в лучах славы, порой общесоюзных.
Первые «автомобили самодеятельных конструкторов» появились в СССР уже в конце 1920-х годов. В 1930-х их стало больше, а после войны начали появляться настоящие шедевры. Расцвет пришелся на конец 1970-х — первую половину 1980-х годов. Как минимум две самые знаменитые самодельные машины из СССР просто необходимо вспомнить в качестве ярчайших примеров возможностей «Движения СамАвто». Именно так окрестили явление в СССР.
Вот, например, родстер «Ленинград», построенный, что логично, ленинградцем Аркадием Бабичем в 1950-х. Кузов — ручной работы, двухместный, сделан на очень достойном уровне как по дизайну, так и по качеству исполнения. Агрегаты — от «Победы». О «Ленинграде» писала центральная пресса, снимали сюжеты для кинохроники. Удивительно, но автомобиль сохранился. Правда, пребывал в сильно убитом состоянии, но в настоящее время профессионально отреставрирован «в идеал».
А это икона «СамАвто» по имени «Панголина». Машину построил в городе Ухте инженер-электрик Александр Кулыгин в 1980 году. По совместительству он был руководителем кружка технического творчества в своем городе, на «производственной базе» которого с помощью учеников-пионеров и делался этот автомобиль на «жигулевской» агрегатной базе. Пример для подражания очевиден — это Lamborghini Countach. Одни только фотографии того итальянского суперкара сводили с ума советских людей. Такой же эффект производила и «Панголина».
Машина стала героем многочисленных телесюжетов и публикаций в печати. У нее было и всесоюзное турне, в рамках которого «Панголина» побывала в том числе в белорусских городах — Бресте и Минске, как минимум. Инженера Кулыгина в итоге пригласили работать на АЗЛК, но в 1990-х он эмигрировал в США. Сама же «Панголина» пусть и в переделанном виде, но сохранилась и сейчас является экспонатом одного из московских автомузеев.
А вот один из минских автомобилей, «созданных в порядке индивидуального технического творчества». Жила машина, насколько помню, во дворе одной из пятиэтажек по улице Янки Мавра. Неоднократно встречал ее и в том районе, и в городе. Все хотелось «подловить» хозяина и порасспрашивать. Но, увы, сделать это не удалось, так что о конструктиве ничего не известно. Можно опознать только решетку радиатора от «Москвича-400» и задние фонари от 21-й «Волги». Кузов собран в отчетливой ретростилистике.
Здесь тоже задние фонари от 21-й «Волги», потому что это и есть 21-я «Волга»! Да, вот такая необычная.
Владельцу удалось скрестить «Волгу» и часть кузова от микроавтобуса Barkas из ГДР. Встроенное в левый борт запасное колесо только добавляло машине необычности. Да еще и цвет яркий. Автомобиль был звездой всего района, а не только двора по Одинцова, 29. Это и совсем уж самодельной машиной назвать сложно, но и к стандартным никак не отнести. Явление определенно из той же оперы.
А эта самоделка бегала по Минску еще в начале нулевых. Причем на автомобиле ездили каждый день. Несколько раз видел его в потоке и только единожды встретил припаркованным и сфотографировал. Спереди — надпись «Фантазия». Очевидно, так и называлась машина. Из стандартных элементов узнается только фрагмент «москвичевской» фальшрешетки радиатора.
Увидеть хозяина также, увы, не удалось. Даже толком не понятно, где у автомобиля двигатель. Скорее всего, он все-таки сзади, а в основе — конструктив «Запорожца». Кузов изготовлен очень аккуратно, а двухцветная окраска только добавляла шарма.
Следующую локацию узнать не так уж и трудно. Это парковка на «Ждановичах» возле продовольственного рынка. Весной 1999 года кто-то приехал за покупками на таком «Чуде-юде».
Когда смотрел на машину сбоку, ей-богу, обомлел. Верьте — не верьте, но что-то такое я рисовал на клетчатых тетрадных листочках лет в пять. Вот прям один в один стилистика. Даже наклон капота, длина базы и пропорции окон «те самые». Я дизайнер? Конечно же, я «такой себе» дизайнер, но одна из моих «разработок», оказывается, кем-то была воплощена в жизнь и бегала по дорогам.
Какие-то технические подробности не известны, владельца также не удалось застать. Можно только точно определить, что фары здесь вазовские, от «пятерки».
Ну и нельзя в этой подборке не вспомнить про автомобильчик, сделанный из мотоцикла Jawa, и легковушку Dlota. Эти машины созданы минчанином Александром Длотовским.
А вот в сельской местности самодельные «автотракторогрузовички» вполне себе встречаются по сей день, и таких конструкций достаточно много. Сельчане продолжат их строить и использовать в быту. Благо если хорошо покопаться на мехдворе чуть ли не любого колхоза, то из найденных запчастей получится собрать не просто тракторомобиль, а космический корабль.
Вот типовой пример: кабина — от старого «Беларуса», бортовой кузов — укороченный от «ГАЗона», остальное — от «того, что было». Спереди — вылитый трактор.
А вот сзади — очень даже грузовик. Даже стоп-сигналы задние от автомобиля установлены. Воистину нет предела человеческой выдумке и смекалке.
А здесь, похоже, в ход пошел списанный председательский уазик. А еще на мехдворе кабина от «ГАЗона» валялась. Пригодилась. Получился вполне себе грузовичок. Небольшой, но суровый.
Сейчас легковых самоделок на дорогах уже не встретишь. Новых таких не строят, а «старая гвардия» поизносилась, да и техосмотр не пройдет. Они окончательно стали частью истории. Так что добро пожаловать в сельскую местность. Только там в относительном изобилии самодельные транспортные средства еще встречаются.
Читайте также:
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by