24 059
24 мая 2022 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

«Москвич» снова в тренде? Вспоминаем те времена, когда это было мейнстримом

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Марка «Москвич» сегодня чуть ли не главный ньюсмейкер среди всех автопроизводителей постсоветского пространства. Согласитесь, не каждый день торжественно объявляют о том, что возрождается бренд, который уже давно и, казалось, бесповоротно стал достоянием истории. Мы решили вспомнить те времена, когда «Москвичи», даже снятые с производства, были вполне себе обычным антуражем минских дворов и улиц. Это ведь было не так уж давно.

Новость о том, что в Москве вместо Renault теперь будут выпускать автомобили марки «Москвич» — совершенно официальная информация. Еще интереснее, что новые модели получат унифицированные с остальным российским автопромом электронные компоненты. Уже существуют даже неофициальные дизайнерские скетчи, на которых представлены варианты будущего стиля «Москвичей» XXI века.

Сегодня эта марка основательно подзабыта. Уже успело вырасти целое поколение, для которого эти машины являются чем-то глубоко историческим вроде рафиков. Но еще лет 25 назад «Москвичи» во дворах и на дорогах были самой распространенной маркой после «Жигулей». Имеются в виду самые массовые «Москвичи» третьего поколения в многочисленных своих вариантах (прежде всего ими и вдохновляются современные дизайнеры). Перенесемся в Минск конца 1990-х — начала нулевых и вспомним, как это было.

Вот он — самый массовый, самый классический вариант. «Москвич-412ИЭ» выпуска Ижевского автозавода. Да-да, «Москвичи» делали не только в Москве, но и в Ижевске. Большинство автомобилей, сделанных в столице Удмуртской АССР, назывались именно «Москвич», а марку Иж несли только хетчбэки и «каблучки», которые в Москве не делали. Такой двухфарный вариант в версиях с двумя разными двигателями головной АЗЛК выпускал всего пять лет — с 1964 по 1969 год. Зато в Ижевске их в таком виде производили аж до 1982 года. Поэтому именно «удмуртов» на дорогах было больше всего.

Выглядел «удмурт» скучно. Но если владелец обладал должной фантазией, внешность можно было облагородить и доработать. Меняем зеркала заднего вида, ставим дополнительные на крылья, добавляем модные колпаки, и успех обеспечен.

Любопытно, что это очень ранняя версия еще с вертикальными задними фонарями. Это само по себе даже в 1990-х уже было редкостью. Но если к штатным фонарям добавить много другой светотехники... Интересно, когда это все включалось, водители сзади не слепли? Все-таки вертикальные задние фонари вытянутой формы с треугольными указателями поворотов, вписанными в «плавники» задних крыльев, смотрелись наиболее интересно.

Новые, горизонтальные задние фонари начали устанавливать в 1969 году. Их дополняли указателями поворотов треугольной формы, которые тоже вписывались в «акульи плавники» на задних крыльях. Светили они, вероятно, лучше, но выглядели как-то... чужеродно, что ли. Однако именно таких вариантов во дворах стояло больше всего.

Те самые вертикальные фонари оставались на вариантах с кузовом универсал до самого конца выпуска. Вообще существует мнение, что «Москвичи»-универсалы были более стильными машинами. Владельцы любили их не за задние фонари, конечно, а за практичность. Купить такой автомобиль было значительно сложнее, чем базовый седан, так как завод изготавливал универсалы в существенно меньших количествах.

Экземпляр, повстречавшийся мне на улице Притыцкого в 2000 году, уникален вдвойне. Решетка радиатора в варианте «крупная клетка» — самая редкая. Ее ставили всего два года — с 1971 по 1973-й и то далеко не на все машины, а только на часть выпуска. Универсал «Москвич-427» с такой решеткой — большой раритет.

Вообще за универсалами владельцы ухаживали и следили однозначно лучше, чем за седанами. Этот снимок сделан в 2004 году в одном из дворов рядом с метро «Восток». Хозяин, судя по всему, очень любил свою машину. И, судя по огромному багажнику на крыше, очень любил дачу.

Автомобиль на фото — поздний универсал модели «Москвич-2137». Такую на основе модернизированного «Москвича-2140» делали с 1976 по 1985 год. То есть на момент съемки машине было лет двадцать, не меньше. А состояние — как из автомагазина.

Сам базовый «Москвич-2140» представлял собой глубоко модернизированный вариант модели «Москвич-412», которая уже сильно устарела. Но поскольку перейти на выпуск принципиально нового автомобиля завод не мог, пришлось реновировать классику. Начали такой делать с 1975 года, в 1982-м еще раз слегка переработали внешность и выпускали до 1988-го. «Москвич-2140» получил новые задние пластиковые фары без треугольных поворотников. Они переехали на место ламп заднего хода. А фонарь, сигнализирующий о заднем ходе, переместился вниз, под оптику. Снимок сделан во дворе по Одинцова, 37.

Тот же двор. Прямо рядом с «Москвичом-2140» там почти всегда стоял «Москвич-2140-117», он же 2140SL, — самый модный «Москвич» 1980-х годов. Представлял он собой модернизированный и усовершенствованный вариант модели «Москвич-2140», предназначенный в основном для экспорта. Индекс SL (СЛ) расшифровывался как Super Luxe (Супер Люкс). Была изменена отделка кузова: появились новые, более крупные задние фонари со стеклами из инновационного поликарбоната, более широкие пластиковые бамперы (впервые использованные в Советском Союзе) с хромированными накладками и молдинги. Однако все эти детали не изготавливались в СССР, а поставлялись югославской фирмой «Сатурнус».

Отдельная ветвь развития классических «Москвичей» третьего поколения — ижевские пятидверные хетчбэки Иж-2125 «Комби». Решетка радиатора на этом экземпляре заменена на таковую от базового седана. Оригинальную с гэдээровскими блок-фарами в магазинах запчастей найти было сложно.

Такой тип кузова делали только в Ижевске, в Москве не выпускали. Для Советского Союза это было прямо нечто новое, ранее не виданное.

Но больше всего ижевские «Комби» запомнились в более поздней своей генерации Иж-21251 с черной фальшрешеткой, которую начали устанавливать в 1982 году и выпускали до 1997-го. Когда-то на таких машинах гоняла и белорусская милиция.

Черная решетка ставилась также на седаны. Именно по ней безошибочно идентифицировалась ижевская продукция. Седан Иж-412-028 служил в курортном поселке Нарочь. Аббревиатура ППСМ расшифровывается как «патрульно-постовая служба милиции». Мигалки автомобилю то ли не полагались по штату, то ли в тихом курортном поселке и необходимости в них особой не было.


Те «Москвичи» — давно история. Но... Уже известно, что технологическим партнером возрожденного Московского автомобильного завода «Москвич» станет КАМАЗ. Будут ли нью-«Москвичи» хоть отчасти похожи на советскую классику, мы пока не знаем, но следим за развитием событий.

Читайте также:


зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, евроэтикетка: C/C/70 дБ
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by